Цели: Развивать в детях интерес и любовь к родной истории. Воспитывать чувство патриотизма. Учить самостоятельно получать знания из книг и энциклопедий. Задачи. 1. Познакомить детей с правлением Ивана IV/ 2. Расширить их представление о культуре и нравах 16 века. 3. Развивать непредвзятое отношение к историческим фактам и событиям.
В холе урока используются мультимедийные слайды
Ход урока. 1. Проверка домашнего задания.2мин. - Что такое иго? - Назовите год начала татаро-монгольского ига. - Сколько лет продолжалось нашествие татаро-монгол на Русь?
2. Объяснение нового материала. 1 мин. Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени. А в какой год мы попадем, вы должны догадаться сами. Первое число в этой дате 15, а второе в два раза больше. (30) Правильно это 1530 год. 3 мин.
Слайд 2 мин. В 1530 году у Великого князя Московского Василия 3 родился сын. Назвали его Иваном. Сложное время переживала тогда Русь. Прошло всего 50 лет с момента освобождения её от ига Золотой Орды. Уже многое было сделано Василием 3 и его предками для укрепления Российского государства. Продолжить его дело предстояло его сыну – Ивану 4. Обратите внимание на прозвище, которое дал народ Ивану 4. Давайте попробуем разобраться, почему так произошло. Маленький князь рано потерял родителей: в 3 года отца, а в 7 лет мать. Остался беззащитным перед самоуправством бояр. Вспомните, что вы уже знаете об этом периоде жизни маленького Ивана 4. Правильно и только на людях бояре оказывали ему почтение. Только один старший друг был у него митрополит Макарий, который помог получить Ивану Грозному блестящее образование, привил в нем любовь к чтению и искусству. Народ по разному относился к правлению Ивана грозного и придумал поговорки об этом времени. 2 мин
Ученик 1 1. Бог на небе, царь на земле. 2. Без бога свет не стоит, без царя земля не правится. 3. Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле. Геворкова Катя 4. Грозно, страшно, а без царя нельзя. 5. Народ – тело, царь – голова. 6. Родится Тит широкий ум (предсказание о рождении Ивана Грозного). Не даром народ говорил про Ивана 4 «широкий ум». Блестяще образованный, любящий и понимающий толк в искусстве. Иван 4 откроет в Москве первую в России типографию, напечатает первую русскую книгу.
Царь Иван Грозный владел ценным собранием книг. (Рассказ ученика) 2 мин. Ученик 2 После кончины Ивана Грозного следы библиотеки затерялись. Пятое столетие будоражит людей эта тайна. Не обнаружено ничего, кроме нескольких сундуков, найденных дьяком Макарьевым, который спустился в подземелье по распоряжению царевны Софьи. Не повезло и дьяку Осипову, получившему от Петра 1 задание на поиски таинственной библиотеки. Ученые и кладоискатели до сих пор не оставляют надежды найти царскую библиотеку. Искали книги преимущественно в Москве на территории кремля, а также в подмосковном селе Коломенское. Сейчас ведутся работы в городе Александрове Владимирской области, где в 1564 – 1581 годах был расположен государев дворец, дворы многих бояр, приказы царя и типография. Где же все-таки скрыта библиотека? Ученые предполагают, что она находится в подземельях Александровского монастыря.
Мы часто произносим слово «государство». А что же такое государство? Есть два смысла слова государство: во-первых, это определенная территория, управляемая центральной властью, а власть – это такие отношения между людьми, когда одна группа командует, а другие подчиняются. Во-вторых, это аппарат для управления этой территорией. Что бы укрепить Российское государство, сделать его великим и могущественным, необходимо было усилить государственную власть. Эту задачу на протяжении всей жизни и решал Иван 4. Обратите внимание на прозвище, которое дал народ Ивану 4. Давайте попробуем разобраться, почему так произошло.
Слайд2 2 мин. В 16 лет Иван 4 венчался на царство и первым из русских князей принял титул «царя всея Руси» После этого народ уверенно говорил: "государева власть крепчает". Иван Грозный принимает единые для всей Руси законы. Которым все безоговорочно должны были подчиняться. Назывались эти законы «Судебник». Иван 4 создает первую постоянную на Руси армию «Опричников». До этого армия была наемной. Опричники исполняют, зачастую роль палачей. Помогают Ивану Грозному жестоко истреблять непокорных. Внешний вид опричников нагонял страх на людей. Черная одежда, черные кони, на седле метла и собачья голова. Было создано также войско стрельцов. С новым войском Иван Грозный совершил много славных походов. Слайд 3 Физ. минутка для глаз. 1 мин. (для глаз)
Какое княжество покорилось Руси при Иване Грозном? Какой собор был построен в честь взятия Казани?
Читает ученики. 3 мин.
Ученик Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды,-
Ученик Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
Ученик А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашей, Обошел его царь – От подвалов и служб До креста.
Ученик И окинувши взором Его узорчатые башни, - Лепота! – молвил царь. И ответили все: - Лепота!
Ученик И спросил благодетель: - А можете сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?- И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи, государь!- И ударили в ноги царю.
Ученик И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова,
Ученик Чтобы в Суздальских землях, И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
Слайд. 3 мин. Из этого стихотворения мы узнали не только о построении Собора Василия Блаженного, но и увидели жестокость и необузданный гнев Ивана Грозного. В одном из припадков такого гнева Иван 4 убил своего родного сына. Кто помнит одну из версий этих событий? 2 мин. Слайд 3 мин. Физ. минутка 2 мин. Обобщение знаний полученных на уроке. Разгадывание кроссворда. 5 мин.
Заключение. И в заключение нашего путешествия послушайте историю возникновения очень известной фразы «Филькина грамота».
Рассказывает ученик. 2 мин. Автором этого выражения был царь Иван Грозный. Для того чтобы еще больше укрепить свою самодержавную власть, чтобы ослабить влияние князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину. В числе тех. Кто не согласен был с царем, был митрополит Московский Филипп, человек честный, прямой и бесстрашный. В своих многочисленных посланиях-грамотах к Грозному он убеждал царя распустить опричнину. Царь Непокорного Филиппа презрительно именовал – Филькой, а его грамоты – «филькиными грамотами». В наши дни выражение «филькина грамота» обрело значение «безграмотно составленный документ».
Выставление оценок.
Иван IV (Грозный)
Сын Великого__________________________________________________ Родился______________________________________________________
Государство_____________________________________________________ ________________________________________________________________
Первый русский царь
В 16 лет___________________________________________________________ __________________________________________________________________
Изменения в устройстве государства.
Принимает_________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Иван IV____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Создаёт ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Завоевания Ивана Грозного
Иван Грозный ______________________________________________________ ___________________________________________________________________ В честь взятия Казани________________________________________________ ____________________________________________________________________
|