Урок славянской письменности "Слово как милость" в начальной школе.
методическая разработка по истории по теме
Этот урок поможет узнать детям как появилась азбука на Руси, кто такие Кирилл и Мефодий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slavyanskaya_pismennost.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 х. Киреевка
Просандеева Е.В.
Слово как милость
( Урок славянской письменности
для учащихся 2 класса)
Оформление: церковнославянский алфавит (кириллица), буквицы, нарисованные и раскрашенные учащимися, рисунки.
Ход урока.
Сегодня, 24 мая, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом бол-гарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: “Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...”.
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
И в этот же день в России и других славянских странах проходит празднование Дня славянской письменности и культуры.
Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры. Это праздник и церковнослвянского, и русского языка.
Ученик:
Во тьме немотою томилась
Вселенная тысячи лет.
И слово явилось как милость
Душе, обретающей свет…
И русскому сердцу любезна
Бурлит, не смолкая на миг,
Его животворная бездна,
Его живоносный родник!
Поэт назвал слово, русскую речь, русский язык живоносным родником.
Действительно, родная речь необходима нам, как воздух и вода.
Ученик:
Соловьи в лесах отголосили,
Дни мелькнут, да и в отлет пора.
Улетайте!
В мире есть Россия –
У нее слова из серебра!
Вон она идет в венке лиловом,
Неподкупна, пламенна, чиста
И перед каким-то вечным словом
Тихо раскрываются уста.
Александр Прокофьев.
В церковнославянском языке много слов, которые вошли и в современный русский язык. Мы используем их тогда, когда хотим придать речи особую красоту и торжественность. Послушайте стихотворение Ярослава Смелякова и назовите церковнославянские слова, которые встречаются в нем.
Старинный наш, высокий наш язык.
Нет, не ресницы славлю я, но вежды.
Не взгляд, но взор сестры моей
Надежды.
И светлыми словами неустанно
Уста и очи славлю у Светланы.
Я славлю лебединые походки,
Былинный очерк ваших губ и глаз.
Я славлю вас, архангелогородки,
И Русский Север, вырастивший вас.
А сейчас проверим, как хорошо вы знаете церковнославянские слова.
(На ватмане – контур человеческой фигуры, части тела подписаны по-русски. Детям нужно найти табличку с соответствующими церковнославянскими словами: чело, вежды очи, ланиты, брада, уста, выя, рамена – и прикрепить их рядом с синонимичными русскими).
Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «синее» что-то».
А живший в Архангельске поэт Анатолий Левушкин так написал об имени нашей Родины:
Ученик:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.
Россия, Россия, раздолья, равнины.
Березки босые, седые осины.
Все дорого с детства, все памятно
с детства
И все же не можешь никак наглядеться.
Ученик:
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красивей –
С могучей буквой «Р».
Ну, например, Россия,
Россия, например!
Вот истина простая:
Как будто кто-то вдруг
Сберег и бросил стаю
Из самых лучших букв.
Наполненное светом,
Оно горит огнем,
И гимном слово это
Гремит в стихе моем!
Александр Прокофьев.
Какое еще слова – самые дорогие для нас, самые любимые?
Исполнение песни «Слово мама дорогое».
А сейчас выполним несколько заданий:
1. Составьте из букв, которые вам даны, еще одно очень дорогое каждому русскому человеку слово – так, как оно писалось по-церковнославянски.
(Одна команда составляет слово МИРЪ (покой, тишина); другая – ОТЕЦЪ).
Мы слышим во время богослужения как священник говорит: «Мир всем». Что это значит?
Когда мы обращаемся к отцу на церковнославянском языке, то говорим «отче». К кому мы обращаемся в молитве «Отче наш»? Что это значит? (Господь – Отец наш Небесный.)
Вспомним еще одно очень хорошее слово. Какое это слово, вы скажете сами, послушав стихотворение.
Ученик:
Говор прадедов,
Русский говор –
прорастают слова
сквозь горло.
Как же вольно мне говорится:
мама,
хлебушек,
и водица.
Николай Рубцов.
Ученик:
Положил в котомку сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял:
- Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Все же бабка сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
- Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себе несет…
Татьяна Миронова
А теперь выполним еще несколько заданий (играем двумя командами):
1. Одной группе даются карточки с изображениями буквы, другой – с их церковнославянскими названиями (имясловами). Задание – «найти пару».
2. Раздать буквы всем учащимся. Задание выстроится в алфавитном порядке («Живой алфавит»).
3. Найти пару: на карточках у одной группы – церковнославянские слова, у другой – их русский перевод.
Литература
Г.Г. Каминская, Н.С. Режабек Учебно-методическое пособие «Введение в церковнославянскую грамоту». Ростов – на – Дону. 2006г.
Детская страничка. Газета № 8 (416) апрель 2007 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи
Задачи урока: 1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса; для учащихся: показать...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Урок математики 3 класс . Перспективная начальная школа. Тема урока: «Десять сотен , или тысяча»
...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
урок математики "Умножение трёхзначного числа на однозначное" Урок открытия новых знаний УМК "Начальная школа 21 века"
Урок открытия новых знаний деятельностного типа....
урок математики "Умножение трёхзначного числа на однозначное" Урок открытия новых знаний УМК "Начальная школа 21 века"
Урок открытия новых знаний деятельностного типа....