История Сарепты Волгоградской бласти
занимательные факты по истории (4 класс) по теме
История родного края.Экскурсия по посёлку Сарепта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в прошлое и настоящее Сарепты | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в прошлое и настоящее Сарепты
Сарепта скромная!
Ужель когда забуду
Благочестивую
любовь твоих детей?
(С.Д.Нечаев)
Фото территории Старой Сарепты Фото вокзала Фото башни Фото храма Фото на улице Арсеньева 14 Фото здания школы № 9 Фото Каменьщикова, Доценко, Топилина, Рязановой. | Наверное, нет в нашем миллионном городе уголков, о которых нельзя было рассказать интересную историю. Но история Сарепты не только занимательна и поучительна, она уникальна. Сейчас мы с вами отправимся в уникальное путешествие, которое начинается в 18 веке… Поселок Сарепта появился в 1765 году как немецкая колония на реке Сарпе на почтовой Саратовско-Астраханской дороге, в 28 километрах к юго-западу от Царицына. 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года императрица Екатерина Вторая издала манифест, согласно которому для проживания в степях Поволжья и освоения этих земель на особых условиях приглашались европейцы. Для этого государство выделило 5870 десятин лучшей земли, а поселенцам была выдана денежная ссуда в 48748 рублей с долголетней рассрочкой, а также было дано разрешение организовать собственное управление. Кроме того, люди на 30 лет освобождались от всевозможных налогов, от службы в армии и имели полное право выезжать за границу. К 1860 году здесь было уже 63 двора, на которых проживало 215 человек мужского пола и 231 женского, были построены церковь, фабрика и несколько заводов .Сейчас это место называют Старой Сарептой, чтобы отличить его от станции Сарепта. Станция Сарепта Приволжской железной дороги находится на правом берегу большого волжского затона, образованного из рукава Волги. Это место могло стать хорошим перевалочным пунктом между Кавказом и Поволжьем. Рукав северной части был перекрыт насыпью, и получилось удобное место для стоянки и зимовки судов. В 1896 году здесь строилась дамба с огромными пакгаузами под зерно, соль, муку, рыбу, цемент. Грузы, доставленные по Волге, хранились в пакгаузах, а затем перегружались в железнодорожные вагоны. Строилась ещё и другая дамба. Вдоль обеих дамб была проведена железная дорога и труба для слива нефти. Одна из дамб стала называться Малой Дамбой, другая - Главной Дамбой. Эти дамбы стали потом своеобразными улицами. Здесь приставали пароходы, затем построили депо, электростанцию, больницу, школу. Жилые дома. Сначала жилых домов было мало, жильём служили бараки. Одноэтажное кирпичное здание вокзала с фасадами со стороны перрона и со стороны городской площади построено в 1895 г. Окна с фасадов декорированы характерным для железнодорожных сооружений обрамлением с выступающими замковыми камнями. Интерьеры решены скромно, но достаточно качественно. В целом здание характерно для железнодорожных сооружений конца XIX в., вместе с тем не повторяет архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что важно для железнодорожных путей сообщения. Кроме архитектурных достоинств, здание вокзала имеет историческое значение, о чем сообщается в мемориальных досках на фасаде со стороны перрона. Здание вокзала было деревянным, и только впоследствии построили каменное, которое и сейчас украшает Сарепту. Есть в Сарепте ещё одно архитектурное сооружение, которое сразу привлекает к себе внимание. Это сарептская водонапорная башня –одно из наиболее оригинальных сооружений. Выполняя хозяйственное назначение, она образно отражает свое время и местоположение. Оформление входа в башню перекликается с соответствующими элементами здания вокзала. Оконные проемы свидетельствуют о близости немецкой колонии, имя которой носит железнодорожная станция. Зрители «Городских историй» имеют уникальную возможность побывать внутри этой великолепной водонапорной башни. Она состоит как бы из двух объёмов: основного цилиндра большого диаметра и пристроенного к нему – меньшего диаметра. Во втором находится винтовая лестница, которая , как улитка, завивается вокруг стержня, на который нанизаны чугунные ступени, изготовленные тогда же и сохранившиеся до сегодняшнего дня. Сохранились двери, великолепные стрельчатые окна, которые придают зданию красоту и своеобразие. Сохранились вторые внутренние рамы окон, которые на лето снимались. Эта башня – памятник инженерного искусства и архитектуры. Территорию посёлка при станции Сарепта украшает также храм. Сначала это был деревянный Николаевский молельный дом, построенный в 1896г, в котором служил отец Иоанн Райский. . Он с 16 декабря 1899 года состоял законоучителем двухклассного железнодорожного училища при станции, а с 28 августа 1901 года и земского училища Сарепты. За учебную деятельность ему выделялось от железнодорожного ведомства 150 рублей в год. Особенного внимания заслуживает история сарептской школы. Она была основана в 1896 году, когда на станцию приехал с семьёй учитель Чурин Николай Иванович. Он побеседовал с родителями и записал в школу 10 дней, желающих учиться. Своего здания у школы не было. Под школу отвели комнату в жилом доме. В этой же комнате вёл церковную службу священник, приезжавший раз в неделю из села Ивановка. Посередине комнаты поставили большой стол и две скамьи. Повесили классную доску. Учитель привёл детей, рассадил, провёл беседу, и начались занятия. Так дети проучились год. В 1897году школа получила новое каменное одноэтажное здание, в котором было 5 классных комнат. Одна из них использовалась как актовый зал. В надстройке помещалась квартира заведующего и учительская, а на чердаке – комнаты сторожа и уборщицы. Заведовал школой в первые годы Н.И.Чурин. Называлась она тогда двухклассным реальным училищем с 5 – летним обучением: начальная школа – 3 года и средняя школа – 2 года. В школу принимали детей с 8 лет, и только детей железнодорожников. Во дворе школы помещался интернат, в котором жили дети со станции, расположенных между Волгоградом-II и станцией Жутово. Занимались по учебникам Киселёва. Большое внимание уделялось закону Божьему: учащихся водили в церковь всей школой. Эти здания не сохранились. В 1900 году было построено новое здание. Это уже была школа № 2 по общегородской нумерации. Первый выпуск состоялся в 1906 году. Выпускникам, окончившим школу на « отлично», были торжественно вручены Похвальные грамоты. Краснокирпичное здание школы стало центром культурной жизни железнодорожного посёлка Сарепта. К 1912 году учащихся в школе стало значительно больше, поэтому была сделана надстройка второго этажа и открыты параллельные классы. Во время Гражданской войны ( 1918 -1920 г.г.) школьное здание служило эвакуационным пунктом для больных сыпным тифом, а занятия проходили в железнодорожном клубе. В 1920 году здание школы было приведено в порядок, и школа была вновь открыта. Учитель Лебедева П.И.начала занятия. Учащиеся с первого по седьмой классы занимались относительно нормальных условиях. Приобрели пособия. Стали принимать в школу не только детей железнодорожников, но и всех детей школьного возраста, живущих в данном районе. Однако учащиеся занимались в три смены. Было решено построить второе здание. Оно было построено в 1939 году и рассчитано на 420 человек. В старом (красном) здании разместили начальную школу, а в новом (сером) – 5 -10 классы. Когда произошла реорганизация железных дорог, школа № 2 была включена в систему Приволжской железной дороги и получила № 19. Теперь школу стали называть железнодорожной. Учились в ней все дети, живущие в микрорайоне, но в отличие от других школ в 19 школе учащиеся посещали по желанию факультативные занятия, связанные с железнодорожными профессиями, а летом проходили практику на Малой железной дороге. Занятия в двух зданиях продолжались до 19421 г.,а в 1942 г.серое здание было отдано госпиталю. В это время школа находилась в тяжёлых условиях. Не было книг и тетрадей. Книги получали из Средней Азии и Сибири, где был объявлен сбор среди учащихся. Не хватало продуктов: на завтрак каждому ученику давали всего лишь 50 – 100 граммов хлеба и одну чайную ложку сахара. Но занятия не пропускал никто. В 1946году второй этаж красного здания загорелся от печки – времянки. Нужно было строить новое здание. А пока его строили, несколько классов разместили в специальном жилом доме рядом с основным зданием, там, где сейчас находится кооператив « Заря» (тонирование). Там занимались 8 -9 классы. В 1960году было построено новое трёхэтажное здание, в котором и сейчас размещается школа. В 1996 году 19 школа торжественно отметила свой 100- летний юбилей. Тогда же все железнодорожные школы стали муниципальными и школа № 19 получила новый номер № 9. За годы существования школы образование здесь получили более десяти тысяч человек. Среди них Герой Советского Союза лётчик – истребитель Владимир Каменьщиков, комиссар партизанского отряда Сопротивления в Бельгии Евгений Доценко. А также лауреат двух Всероссийских премий за военно – технические разработки генерал – лейтенант Николай Топилин. Герой России, участник военных действий в Чеченской республике Евгений Капустин. Артистка российской эстрады Светлана Рязанова, ведущая актриса Волгоградского театра юного зрителя, актриса года, лауреат конкурса «Провинциальная Муза» Елена Ефимовская, известный в Волгограде театральный хореограф Денис Постоев. Школа № 9 - это старейшее образовательное учреждение с интересной историей и богатыми традициями. В этом году девятой школе исполнилось 115 лет. Коллектив учащихся, их учителей, родителей достойно встретил эту знаменательную дату. Наше путешествие в историю Сарепты подошло к концу. Мы относимся к ней серьёзно и бережно. Мы собираем и храним всё, что свидетельствует о прошлом и настоящем нашей любимой Сарепты, обращаясь к которой, говорим : Сарепта наша дорогая, Живи, расти и процветай! Спасибо ,за внимание. Если у вас есть вопросы, задайте их нам, мы постараемся ответить.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Презентация "Животные Волгоградской области"
Презентация "Животные Волгоградской области". Подборка фотографий....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
История малой родины. Г.Михайловка Волгоградской обл.
Сценарий и презентацию к внеклассному занятию можно использовать на уроках окружающего мира во время изучения темы " Краеведение", а так же на классных часах. Тема: "История г.Михайловки"Це...
Методическая разработка тематического классного часа по теме: «Горчичная история Волгоградского региона»
Тема "Горчичная история Волгоградского региона" относится у разделу тем по краеведению, изучению истории и хозяйства родного края....
Краеведение: Этнические немцы в Сарепте
Город Волгоград богат интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения проектной работы по кра...