История с.Онуфриево Московской области
классный час по истории по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Онуфриевская СОШ»
История
Тема: «Село, в котором я живу»
Цель: познакомить учащихся с богатым историческим прошлым с. Онуфриево
3 класс
Учитель: Маслова В.А.
История села Онуфриево
Местоположение.
(Географическая карта)
Село Онуфриево расположено на Юго-западе Истринского района, ранее Воскресенского уезда Московской области, и располагается на границе трёх районов или ранее уездов: Звенигородского, Рузского, Истринского (Воскресенского).
Село занимает выгодное географическое положение и издревле относилось к разряду «торговых». Здесь раньше проводились Ярмарки, базары. Торговали скотом, пресноводной рыбой.
Село расположилось на берегу огромного озера, ледникового происхождения. Ледник вырыл огромное озеро, которое уходило в Звенигородский уезд и соединялось с озером «Глубоким» в районе с. Андреевское. Промелькнули тысячелетия. Огромное когда-то озеро зарастало, заиливалось, и нынешние его размеры составляют 15 кв. км
Отступая, озеро оставило после себя залежи сапропеля – торфа, глубина залегания которого, в некоторых местах достигает 80 м. Запасы сапропеля самые большие в Московской области, а по качеству сырьё не уступает Сочинским грязям.
Сапропель – отличное удобрение. Кроме того применяется в медицине и в комбикормовой промышленности.
Ледник принёс на территорию с. Онуфриево большое количество щебня, запасов которого хватит на 200 лет.
Ледник, двигаясь, создал 7 больших холмов или мурен, на трёх из них располагалось село Онуфриево.
Удобное географическое положение, изобилие дичи и диких животных относит село к разряду «Русская охота» и вся местность является заповедной.
Издревле эта жемчужина привлекала внимание Христианства и Князей, от которых владение переходило то в монастыри, то снова возвращалось в Княжеские уделы. Это уникальное место имеет своего двойника. Небольшой город Изборск находится в Псковской губернии. Расположение озёр, холмов, городищ одно к одному, только у них озеро называется Мальское, отсюда и с. Мальское, наше озеро Тростянское, отсюда и название села было Тростна.
Народные герои.
Во время Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками из Онуфриевского округа (куда входит 100 деревень) погибло и пропало без вести около 500 человек.
Первый герой – это Николай Иванович Белов – полный кавалер трёх орденов «Славы». В честь него названа одна из улиц села.
Второй герой – герой Великой Отечественной войны, но войны 1812 года – священник отец Иван, повторил подвиг Ивана Сусанина.
Третий герой – участник Куликовской битвы 1380 года, предводитель передового отряда в 25 тысяч человек – князь Дмитрий Иванович Холмский.
Святые
Первый святой – Игумен Киево-Печерской лавры, который освятил церковь в с. Тростна – Холмищи. Церковь построил в 1367 году Дмитрий Владимирович Холмский, по случаю спасения его от страшной болезни моровой язвы, т.е. чумы, от которой умерли все члены его семьи (вдовствующая княгиня Александра с тремя сыновьями Всеволодом, Андреем, Владимиром – Холмскими).
Второй святой – сам Дмитрий Владимирович Холмский, князь, предводитель передового полка, участник Куликовской битвы, канонизированный Общим Собором Священного Синода вместе с Дмитрием Ивановичем Донским и другими князьями.
Третий святой – отец Иван. Священник, который направил французскую конницу в засаду русского полка под командованием полковника Алексея Мансурова. Отряд французов был разбит, погибли 300 человек. Вырвавшиеся из засады французы вернулись в с. Онуфриево и прилюдно казнили отца Ивана.
Полковник Алексей Мансуров. В его честь названа дер. Мансурово.
Четвёртая святая – Блаженная Сашенька (1877-1942 г.), в миру княгиня Вяземская. Сашенька стала блаженной и ясновидящей в 1924 году, после того, как её муж – Степан (полковник белогвардейской армии) и сын – Сергей (поручик), были зверски убиты в городе Одесса.
После разгрома Красногвардейцами армий Врангеля и Деникина, 20 тысяч белогвардейских солдат скопилось в г. Одесса. Несмотря на то, что они изъявили желание ехать с Красной армией на туркестанский фронт, воевать против басмачей, всё же были зверски утоплены в бухте Лазурной, ныне бухта Свечей. Разлагающиеся трупы долгое время были видны с берега.
Сашенька, по рассказам очевидцев, жила в церковной сторожке, а затем у пожилой женщины в д. Сафониха.
Жителям окрестных сёл Сашенька точно говорила, кто убит на войне, кто ранен, кто инвалид. К ней было большое паломничество. Все предсказания Сашеньки сбывались.
Канонизирована Поместным Святым Синодом, похоронена в селе Онуфриево. Могилка её у жителей села считается священной - пожилые люди приходят к могиле до сих пор: поминают, кладут цветы, землёй с могилы натирают руки от болей.
В 1999 году Сашенька перезахоронена около церкви в д. Дарна.
«Казалось земля большая
И стран и народов много,
Но мы - Дети божьи
И все перед ликом его»
Пророк Иссаи - «Ветхий завет»
Летопись с. Онуфриево
В 1204 году появился монастырь в с. Тростна (из выписки летописи временных лет Ново – Иерусалимского монастыря). Это первые данные о нашем селе.
Проходят годы, и Изборский князь Евстафий в 1300 году покупает землю около Тростянского озера, вместе с селом Тростна. В 1302 году сооружает поместья и строит деревянную церковь Спаса Нерукотворного. Управляет поместьем князь Владимир Холмский и село стало называться Тростна – Холмищи. Это название сохранялось вплоть до 1367 года.
Когда сын Владимира Холмского, Дмитрий Владимирович строит большую каменную церковь «Спаса Нерукотворного» в благодарность богу за то, что остался жив во время чумы, находясь в своём имении Тростна – Холмищи, а его мать Александра, княгиня, с тремя сыновьями и, находившимся у них в гостях, митрополитом, умирают.
В 1367 году церковь была построена и освещена игуменом Киево-Печерской лавры Онуфрием. Перед собравшимся народом игумен произнёс:
« Да избавит Бог народ прихода княжеского и живот их от нужды, скорби, болезней и ниспошлёт чадам сим тихую мирную жизнь и здравие, как духовное, так и телесное».
В честь великого святого игумена село Тростна – Холмищи приобретает новое название в честь святого – ОНУФРИЕВО.
1380 год. Мамай с огромным войском идёт на Москву. Князь Дмитрий Владимирович Холмский собирает войско в 25 тысяч человек и приводит в Москву. Полк будет носить название передового. Это сюда во время битвы встанут знаменитые монахи из Троицко – Сергиевской Лавры (благословленные Сергием Радонежским) Пересвет и Осляба. В миру бояре и воеводы Брянские Александр и Фёдор.
Пересвет и Осляба обладали невероятной силой и смелостью.
В этот передовой полк, во время битвы на Куликовом поле, сняв красный княжеский плащ, встанет сам князь Дмитрий Иванович, названный после битвы Донским.
Во время битвы Дмитрий Донской и Дмитрий Холмский были ранены. Князь Дмитрий Холмский по приезду в родовое имение в октябре 1380 года объявил, что дал обет Богу: если останется жив, перестроить церковь свою и сделать её ещё краше. К 1387 году церковь была заново отстроена. Иконы для неё были выписаны из Константинополя и писались самыми лучшими иконописцами. А иконостас был подарен самим Великим князем Дмитрием Донским; и двое ворот и изображением страшного суда так же подарок Дмитрия Донского.
Церковь просуществовала 425 лет.
1812 год. Великая Отечественная война с Наполеоном. После Бородинской битвы русские войска двумя потоками отступают к Москве (это нынешнее Минское шоссе). За ними шел сам Наполеон с войском. Второй поток с Бородинского поля шел на Можайск – Рузу – Онуфриево – Воскресенск – (Истра) – Москва. Это был корпус Дорохова с огромным обозом, где находились раненые, продукты питания, ядра к пушкам, порох. С ними отступала дивизия кавалергардов, куда входил и полк Алексея Мансурова. По этой дороге ранее провезли раненого известного героя Бородинской битвы – князя Петра Багратиона. В Онуфриевской церкви ему была сделана перевязка. Отсюда он перевезён в Ново – Иерусалимский монастырь, где, сняв генеральский мундир, облачился в монашескую одежду, принял смертельную схиму, (в православии монашеский обет вести аскетический образ жизни).
За отступающим корпусом генерала – аншефа Дорохова шла конница маршала Мюрата и принца Евгения. Они хотели захватить богатый провизией обоз Дорохова. Запасы французской армии были на исходе, а продовольствие из Европы шло крайне медленно. Назойливость французов была замечена русскими. Находясь в Онуфриево, полковник Мансуров с генералом Дороховым просят священника отца Ивана, в совершенстве владеющего французским языком, указать отступление русских, где будет устроена засада. Полковник Мансуров разбил передовой отряд французов. 300 французов погибли, позднее их захоронили на Онуфриевском кладбище.
Село Мансурово получило название в честь Алексея Мансурова.
Вырвавшиеся из засады французы вернулись в Онуфриево, схватили отца Ивана, которого принц Евгений попросил перевести собравшемуся народу, что они теперь навсегда будут прокляты. Батюшка перевёл слова принца и тут же был изрублен саблями. Отец Иван похоронен на Онуфриевском кладбище. Позднее рядом с могилой выросла яблонька, как бы в благодарность батюшке.
Церковь озверевшими французами была взорвана. Но в 1827 году она вновь была построена на собранные народом деньги. Церковь в нашем селе называлась Апостольской, служили в ней, в основном греки, неся с собой страданье и милосердье господне.
Пролетело ещё 114 лет и снова Великая Отечественная война, но уже с немецкими захватчиками. Корпус генерала Доватора в декабре 1941 года, отступая из деревни Сафониха, взрывает церковь. Комиссар Михаил Семёнович Сорокин пишет расписку жителям, которые были против уничтожения святой церкви, что государство обязуется после победы восстановить разрушенную по военным причинам церковь.
И вот прошло ещё 70 лет, а церковь так и не восстановлена. Похоже, проклятие принца Евгения будет висеть над православным селом.
Многое изменилось в селе. Оно хорошеет с каждым днём. Газифицировано, благоустраивается, но остаётся горечь за великих людей, которые из глубины веков несли в народ Православие.
Мы, жители села должны гордиться своим селом, с таким богатым историческим прошлым.
Спасибо нашему односельчанину Миронову Николаю Андреевичу, который сумел собрать этот материал по истории села Онуфриево.
Река времён в своём стремленье,
Уносит все дела людей,
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
(поэт Державин)
Мы – люди, отличаемся от зверей только памятью своих предков и преклонением перед делами и могилами их.
(А.С.Пушкин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Флаг и герб Московской области и Подольского района
Флаг и герб Московской области и Подольского района...
Путешествие по Московской области
Знакомство с символами России...
Проект "Церковь Иоанна Предтечи - уникальный памятник Серпуховского района Московской области"
Детский творческий проект . 3 место во Всероссийском конкурсе "Паганель"...
Содержание закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 26.11.09г.
Информация для родителей о Законе МО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО" от 26.11.2009 г....
Викторина "История Московской области"
Данный материал будет полезен как на уроках окружающего мира, так и на внеурочных занятиях ....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Тема "История подмосковного храма и история жизни и прихода земли Горетовской Московской области"
Познакомить с историческим прошлым нашего края...
Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных на высшую квалификационную категорию
Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных н...