Статья "Применение методик развития правого полушария на уроках английского языка"
статья по иностранному языку
"Применение методик развития правого полушария на уроках английского языка"
Авторы: Микешина М.С., Доценко Д.Н., учителя английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Как сделать обучение наиболее эффективным? Мы считаем, что при построении урока нужно учитывать наследственно обусловленные особенности детей. Доминирование у человека одного из полушарий мозга также является врождённым. Однако, независимо от преобладающего полушария, учащиеся должны развиваться гармонично (этот пункт закреплён во ФГОС). В большинстве общеобразовательных школ акцент традиционно делается на развитие левого полушария. Мы предлагаем привнести в обучение английскому языку ряд методик, способствующих развитию правого полушария. Часть из них взята из опыта других школ и дополнена нами в соответствии с содержанием нашей учебной программы, часть является уникальной авторской разработкой.Наши методики помогут органично дополнить уроки английского языка, и, будучи основаны на изучаемом материале, будут способствовать его закреплению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методик развития правого полушария
на уроках английского языка
Микешина Мария Сергеевна, Доценко Дарья Николаевна
учителя английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Необходимость учитывать психофизиологические особенности детей при их обучении является объективным условием. Принцип учёта данных особенностей при построении образовательного процесса закреплён во ФГОС (п.16.4). Так, учителя учитывают особенности зрения и слуха учащихся при их рассадке, чтобы обеспечить каждому доступ к учебному материалу, записанному на доске или при устной его подаче. Многие учителя учитывают особенности детей, связанные с типом темперамента и репрезентативной системой (тип восприятия). Латерализация функций головного мозга (доминирование одного из полушарий) также является врождённой особенностью человека, но некоторые её аспекты формируются в течение первых лет жизни. Учитывая эти особенности в процессе обучения, можно использовать природные склонности ребёнка и, если нужно, скомпенсировать у него пробелы в восприятии и усвоении информации.
Психофизиологические особенности в большой степени связаны с полом и возрастом. Так, преобладание одного из полушарий мозга неодинаково сказывается на логических способностях. В частности, в исследовании Богомаза С.А. и Галажинского Э.В. мы находим вывод о том, что чем больше у мальчиков выражено доминирование левого полушария, тем выше у них способности к математике, тогда как у девочек подобная корреляция отсутствует в связи с менее выраженной у них латерализацией.
В контексте изучения языков, выделяют ряд отличий у детей с разной латерализацией. Так, ученикам, у с преобладающим правым полушарием мозга, трудно воспринимать язык как систему. Им сложнее выполнять аналитическую работу, особенно если приходится изучать правила: скрупулезная работа над упражнениями, которые не предполагают выражения своего мнения, а требуют подстановки уже известного, снижает мотивацию к обучению.
Учащиеся с более выраженным левым полушарием испытывают сложности, когда необходимо проявить фантазию. Им нужны четкие инструкции, без них ученик будет ощущать себя беспомощным. Также им крайне сложно создавать что-то своё, например, текст, не опираясь на образец. Для них язык – это система, которая функционирует по своим правилам. Но охватить картину в целом им сложно, поэтому они сосредоточиваются на изучении отдельных элементов – например, грамматики, лексики, восприятии речи на слух.
Авторы разработали ряд методических приёмов, способствующих развитию правого полушария на уроках английского языка. Разработки изначально проводились в рамках начальной школы, но постепенно мы пришли к выводу о пользе применения наших методик для среднего звена.
Данные методики основаны на лексико-грамматическом материале нашего УМК (на момент написания статьи это Rainbow English), поэтому способствуют более эффективному его усвоению. Разработанные нами методики легко интегрируются в урок, так как не требуют много времени. Они применяются в игровой форме, что позволяет детям сменять виды деятельности без отрыва от учебного процесса. Длительность одного упражнения обычно составляет 3-5 минут. Чтобы они стали эффективной частью методики, их нужно применять регулярно и чередовать друг с другом. Вот основные из наших упражнений:
Упражнение «Воздушное письмо»
Данное упражнение способствует формированию навыка письма, используется в логопедических занятиях, в программе “Grapeseed” при обучении английскому языку дошкольников, а также в начальных классах Вальдорфской школы (в период, когда дети ещё не перешли к письму на бумаге). Ведущий (обычно это учитель) стоит лицом к классу и рисует в воздухе буквы (на более сложных этапах - слова). Чтобы дети смогли распознать буквы, их нужно рисовать справа налево. Дети копируют его движения, но для них это происходит классическим способом слева направо, в итоге буква в воздухе прописывается в тех же этапах, как её пишут на доске или в тетради. Мы периодически используем вариацию этого упражнения, когда вместо учителя показывать классу буквы должны сами учащиеся. Учитель заранее показывает ребёнку, какую букву нужно «написать» в воздухе. Это помогает сэкономить время и следить за правильностью написания элементов буквы, чтобы вовремя прийти на помощь ребёнку, в случае необходимости.
Так как при этом задействуются мышцы плечевого пояса, дети меняют положение тела в пространстве, «воздушное письмо» можно использовать в качестве валеологической паузы.
Игра «Зеркальные слова»
Учитель пишет на доске слова справа налево в столбик, отделяет вертикальной чертой, сопровождая свои действия словами: «Дети, наши слова попали в зазеркалье, нужно освободить их, написав правильно!» Лучше всего это упражнение даётся левшам, ведь большинство из них с раннего возраста пишут буквы (и целые слова справа налево). Такие дети делают это не задумываясь. А вот отличники с преобладающим левым полушарием применяют логику при распознавании зеркальных элементов. Для них мы стараемся поначалу подбирать слова, содержащие больше симметричных элементов («moon», «Tom» и т.п.), затем они осваивают более сложные элементы (например, букву «s»). Игра постепенно усложняется, и к концу учебного года учащиеся могут «расколдовать» целые предложения.
Игра «Вежливое чтение»
Ведущий объясняет детям, что мы должны относиться с уважением к словам изучаемого языка и уметь читать их в любом направлении. Детям предлагается прочитать предложение (для более старших – небольшой текст), в котором отдельные слова написаны зеркально. Ученики должны в результате выполнения научиться быстро распознавать такие слова, чтобы читать их без пауз в общем высказывании.
Игра-акция «Поддержим одноклассника в гипсе»
Идея игры возникла, когда ученик 5-го класса сломал ведущую руку. Чтобы он мог работать у доски, ему было предложено писать левой рукой, и в знак поддержки одноклассники и учитель также писали на доске не ведущей рукой. Упражнение так понравилось детям, что мы начали проводить его на постоянной основе, в том числе, в других классах.
Музыкальные паузы
Занятия музыкой также задействуют работу правого полушария, причём эффект наблюдается как при игре на музыкальном инструменте, так и при пении вслух. На основе лексико-грамматического материала из нашего УМК мы составляем несложные рифмы, сочиняем с ними песни и разучиваем с ребятами под аккомпанемент гитары. Куплеты можно придумывать совместно с детьми, так как дети любят импровизировать. В нашей методической копилке несколько песен, на разные темы: «My Family», «What is it» (для тренировки грамматической конструкции «It is a…») и др.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- использование методик развития правого полушария способствует гармоничному развитию личности, более эффективному построению учебного процесса и облегчает усвоение информации и её обработку у детей с преобладающим правым полушарием, а также с выраженной интроверсией (ведь часть заданий может выполняться письменно, и такие дети охотнее выходят к доске);
- дети быстро адаптировались к подобным заданиям и для большинства учащихся их выполнение не представляет затруднений (т.е. произошло постепенное закрепление нового способа восприятия учебного материала);
- в классах, где применялись данные методики, увеличилась вовлечённость учащихся в изучение новой лексики (они сами предлагают использовать новые слова в «зеркальных» упражнениях и помогают придумывать песенки по пройденным темам);
- данные методики вызывают у детей интерес и эмоциональный всплеск, позволяют им отдохнуть во время урока, без ущерба для его содержания.
Список литературы:
1.Психофизиологические особенности учащихся 6-х классов и успеваемость
Богомаз С.А., Галажинский Э.В., Вестник ТГПУ. Вып. 2., 1997, с. 43-46.
2. Сайфутдинова И.Ф РОЛЬ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития связной речи младших школьников
Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....
Методики развития и коррекции основных зрительных функций.
Методики: У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой....

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...

Нарушения речи при слабости правого полушария
В данной статье рассматривается нейропсихологический подход к объяснению нарушений речевого развития детей....