Статья "Применение методик развития правого полушария на уроках английского языка"
статья по иностранному языку
"Применение методик развития правого полушария на уроках английского языка"
Авторы: Микешина М.С., Доценко Д.Н., учителя английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Как сделать обучение наиболее эффективным? Мы считаем, что при построении урока нужно учитывать наследственно обусловленные особенности детей. Доминирование у человека одного из полушарий мозга также является врождённым. Однако, независимо от преобладающего полушария, учащиеся должны развиваться гармонично (этот пункт закреплён во ФГОС). В большинстве общеобразовательных школ акцент традиционно делается на развитие левого полушария. Мы предлагаем привнести в обучение английскому языку ряд методик, способствующих развитию правого полушария. Часть из них взята из опыта других школ и дополнена нами в соответствии с содержанием нашей учебной программы, часть является уникальной авторской разработкой.Наши методики помогут органично дополнить уроки английского языка, и, будучи основаны на изучаемом материале, будут способствовать его закреплению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_metodik_razvitiya_pravogo_polushariya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методик развития правого полушария
на уроках английского языка
Микешина Мария Сергеевна, Доценко Дарья Николаевна
учителя английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Необходимость учитывать психофизиологические особенности детей при их обучении является объективным условием. Принцип учёта данных особенностей при построении образовательного процесса закреплён во ФГОС (п.16.4). Так, учителя учитывают особенности зрения и слуха учащихся при их рассадке, чтобы обеспечить каждому доступ к учебному материалу, записанному на доске или при устной его подаче. Многие учителя учитывают особенности детей, связанные с типом темперамента и репрезентативной системой (тип восприятия). Латерализация функций головного мозга (доминирование одного из полушарий) также является врождённой особенностью человека, но некоторые её аспекты формируются в течение первых лет жизни. Учитывая эти особенности в процессе обучения, можно использовать природные склонности ребёнка и, если нужно, скомпенсировать у него пробелы в восприятии и усвоении информации.
Психофизиологические особенности в большой степени связаны с полом и возрастом. Так, преобладание одного из полушарий мозга неодинаково сказывается на логических способностях. В частности, в исследовании Богомаза С.А. и Галажинского Э.В. мы находим вывод о том, что чем больше у мальчиков выражено доминирование левого полушария, тем выше у них способности к математике, тогда как у девочек подобная корреляция отсутствует в связи с менее выраженной у них латерализацией.
В контексте изучения языков, выделяют ряд отличий у детей с разной латерализацией. Так, ученикам, у с преобладающим правым полушарием мозга, трудно воспринимать язык как систему. Им сложнее выполнять аналитическую работу, особенно если приходится изучать правила: скрупулезная работа над упражнениями, которые не предполагают выражения своего мнения, а требуют подстановки уже известного, снижает мотивацию к обучению.
Учащиеся с более выраженным левым полушарием испытывают сложности, когда необходимо проявить фантазию. Им нужны четкие инструкции, без них ученик будет ощущать себя беспомощным. Также им крайне сложно создавать что-то своё, например, текст, не опираясь на образец. Для них язык – это система, которая функционирует по своим правилам. Но охватить картину в целом им сложно, поэтому они сосредоточиваются на изучении отдельных элементов – например, грамматики, лексики, восприятии речи на слух.
Авторы разработали ряд методических приёмов, способствующих развитию правого полушария на уроках английского языка. Разработки изначально проводились в рамках начальной школы, но постепенно мы пришли к выводу о пользе применения наших методик для среднего звена.
Данные методики основаны на лексико-грамматическом материале нашего УМК (на момент написания статьи это Rainbow English), поэтому способствуют более эффективному его усвоению. Разработанные нами методики легко интегрируются в урок, так как не требуют много времени. Они применяются в игровой форме, что позволяет детям сменять виды деятельности без отрыва от учебного процесса. Длительность одного упражнения обычно составляет 3-5 минут. Чтобы они стали эффективной частью методики, их нужно применять регулярно и чередовать друг с другом. Вот основные из наших упражнений:
Упражнение «Воздушное письмо»
Данное упражнение способствует формированию навыка письма, используется в логопедических занятиях, в программе “Grapeseed” при обучении английскому языку дошкольников, а также в начальных классах Вальдорфской школы (в период, когда дети ещё не перешли к письму на бумаге). Ведущий (обычно это учитель) стоит лицом к классу и рисует в воздухе буквы (на более сложных этапах - слова). Чтобы дети смогли распознать буквы, их нужно рисовать справа налево. Дети копируют его движения, но для них это происходит классическим способом слева направо, в итоге буква в воздухе прописывается в тех же этапах, как её пишут на доске или в тетради. Мы периодически используем вариацию этого упражнения, когда вместо учителя показывать классу буквы должны сами учащиеся. Учитель заранее показывает ребёнку, какую букву нужно «написать» в воздухе. Это помогает сэкономить время и следить за правильностью написания элементов буквы, чтобы вовремя прийти на помощь ребёнку, в случае необходимости.
Так как при этом задействуются мышцы плечевого пояса, дети меняют положение тела в пространстве, «воздушное письмо» можно использовать в качестве валеологической паузы.
Игра «Зеркальные слова»
Учитель пишет на доске слова справа налево в столбик, отделяет вертикальной чертой, сопровождая свои действия словами: «Дети, наши слова попали в зазеркалье, нужно освободить их, написав правильно!» Лучше всего это упражнение даётся левшам, ведь большинство из них с раннего возраста пишут буквы (и целые слова справа налево). Такие дети делают это не задумываясь. А вот отличники с преобладающим левым полушарием применяют логику при распознавании зеркальных элементов. Для них мы стараемся поначалу подбирать слова, содержащие больше симметричных элементов («moon», «Tom» и т.п.), затем они осваивают более сложные элементы (например, букву «s»). Игра постепенно усложняется, и к концу учебного года учащиеся могут «расколдовать» целые предложения.
Игра «Вежливое чтение»
Ведущий объясняет детям, что мы должны относиться с уважением к словам изучаемого языка и уметь читать их в любом направлении. Детям предлагается прочитать предложение (для более старших – небольшой текст), в котором отдельные слова написаны зеркально. Ученики должны в результате выполнения научиться быстро распознавать такие слова, чтобы читать их без пауз в общем высказывании.
Игра-акция «Поддержим одноклассника в гипсе»
Идея игры возникла, когда ученик 5-го класса сломал ведущую руку. Чтобы он мог работать у доски, ему было предложено писать левой рукой, и в знак поддержки одноклассники и учитель также писали на доске не ведущей рукой. Упражнение так понравилось детям, что мы начали проводить его на постоянной основе, в том числе, в других классах.
Музыкальные паузы
Занятия музыкой также задействуют работу правого полушария, причём эффект наблюдается как при игре на музыкальном инструменте, так и при пении вслух. На основе лексико-грамматического материала из нашего УМК мы составляем несложные рифмы, сочиняем с ними песни и разучиваем с ребятами под аккомпанемент гитары. Куплеты можно придумывать совместно с детьми, так как дети любят импровизировать. В нашей методической копилке несколько песен, на разные темы: «My Family», «What is it» (для тренировки грамматической конструкции «It is a…») и др.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- использование методик развития правого полушария способствует гармоничному развитию личности, более эффективному построению учебного процесса и облегчает усвоение информации и её обработку у детей с преобладающим правым полушарием, а также с выраженной интроверсией (ведь часть заданий может выполняться письменно, и такие дети охотнее выходят к доске);
- дети быстро адаптировались к подобным заданиям и для большинства учащихся их выполнение не представляет затруднений (т.е. произошло постепенное закрепление нового способа восприятия учебного материала);
- в классах, где применялись данные методики, увеличилась вовлечённость учащихся в изучение новой лексики (они сами предлагают использовать новые слова в «зеркальных» упражнениях и помогают придумывать песенки по пройденным темам);
- данные методики вызывают у детей интерес и эмоциональный всплеск, позволяют им отдохнуть во время урока, без ущерба для его содержания.
Список литературы:
1.Психофизиологические особенности учащихся 6-х классов и успеваемость
Богомаз С.А., Галажинский Э.В., Вестник ТГПУ. Вып. 2., 1997, с. 43-46.
2. Сайфутдинова И.Ф РОЛЬ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития связной речи младших школьников
Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....
Методики развития и коррекции основных зрительных функций.
Методики: У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой....
Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...
Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман....
Нарушения речи при слабости правого полушария
В данной статье рассматривается нейропсихологический подход к объяснению нарушений речевого развития детей....