Современные образовательные технологии Инновационно-коммуникативная технология
статья по иностранному языку (3 класс)

Геворкян Наира Федоровна

      Эффективность использования инновационно-коммуникативной технологии при обучении иностранному языку обеспечивает устойчивое формирование коммуникативных способностей личности. Данные знания дают возможность постоянной интеграции в процесс обучения, усовершенствования и практического применения знаний в профессиональной карьере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.odt19.47 КБ

Предварительный просмотр:

                   

 

            Современные   образовательные технологии    

             Инновационно-коммуникативная технология                                                                                    

                                                                                                                   

      Формирование инноваационно-коммуникативной технологии в разных видах деятельности на уроке английского языка

 

                                                                                                                                                                Геворкян Н.Ф.

     Инновационно-коммуникативная технология  предполагает умение учащихся разных возрастов вступать в диалог и вести его, различия общения с различными группами людей.

       Поскольку результатом обучения учащихся иностранному языку является формирование у них навыков и умений пользования языком как средством общения, то ведущим принципом является принцип коммуникативной направленности. Его основная функция состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения.Коммуникативная направ-

ленность определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений,коммуникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока.Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения.

      Для создания подлинно коммуникативной обстановки на уроке важно создавать благоприятный психологический климат: стараться как можно больше хвалить детей ,отмечать каждое их достижение ,находить доброе слово для каждого ученика, ни в коем случае не отчитывать за забывчивость, ошибки, исправлять учеников как можно мягче, либо путем подсказки правильного варианта ответа, либо переспросом.

   Очень важны игры на уроке, проявление заинтересованности в результатах игры, в ее ходе.

Необходимо бить партнером в игре, реагировать в большой степени на то, что, а не как сказано.Например, если ученик говорит,что умеет плавать, учитель должен высказать свое мнение, сказать ему,что это прекрасно и что он тоже любит плавать. Поощрение учащихся,отличившихся в ходе игры за эмоциональность и естественность является окончательным этапом работы на уроке.

     Принцип осознанного овладения иностранным языком предполагает осознание учащимися языковых средст в их системе и коммуникативных функциях. Не только знание и понимание изучаемого материала характеризуетсознательность, но и тот смысл, который этот материал приобретает для учащегося.Необходимо создавать такие условия, в которых изучаемый материал приобретает для учащихся личностный смысл.Только в этом случае действия будут внутренне приняты учеником и все его психические процессы придут в движение (мышление,память, воображение, чувства). Все это обеспечит переход на новый способ выражения мыслей и побуждений.

   Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия. Основная его функция состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения, а именно предоставление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи.Следует организовать практику коллективных действий для достижения поставленных задач.Организуя общение учащихся друг с другом, необходимо учить их согласовывать свои действия, помогать товарищам, учить каждого быть лидером и исполнителем, учитывать интересы друг друга, т.е.устанавливать подлинно дружеские отношения между собой.

   Управление формированием у учащихся иноязычных навыков и умений также является важным принципом обучения иностранному языку.Он обеспечивает целенаправленное и управляемое формирование « пирамиды» речевых навыков и умений на иностранном языке.

Это достигается за счет формирования сначала низших звеньев речевой деятельности и лишь затем высших, за счет отработки речевых операций на уровне речевых действий.

   Система упражнений, направленная на реализацию этого принципа, включает в себя упражнения, формирующие речевые навыки (правильного произношения и восприятия звуковых различий, лексического и грамматического оформления речи), и упражнения, формирующие речевые умения ( самостоятельного заполнения нужного речевого образца, выбора нужного образца, реализации собственного речевого намерения и т. д.).

    Данные упражнения выделяются по типам учебных задач,для учащихся же все упражнения будут представлены как коммуникативные, изучение языка для них всегда будет его применением в игровых ситуациях.

    Принцип активности определяет творческий характер включения учащегося в учебную деятельность.Так, работа с учебником формирует у учащихся навыки учебной деятельности, приучает их к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемом действии, делает активным зрительное восприятие и зрительную память, а также создает условия для одновременной коллективной активности всех учащихся. Этот принцип обеспечивает ( и в этом его основная функция) создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения.

    Принцип доступности и посильности предполагает в данном случае учет специфики и возможностей возраста,что обусловливает как выбор содержания обучения и минимизацию языковых средств (без изменения структуры потребностей), как и учет типа ведущей деятельности- игры со всеми ее структурными характеристиками, учет типичных коммуникативных  и познавательных потребностей и средств их удовлетворения.

    Система вышеназванных принципов и каждый из них в отдельности направлены на достижение результата обучения:овладение учащимися иностранным языком как средством общения на среднем уровне и обеспечивает при этом основное условие успешности обучения, а именно внутреннюю мотивацию деятельности в каждый данный момент обучения.

      Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению и деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     Коммуникативный УУД-это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.

    Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям:

    1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи.

Например,ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом,что дети сами формулируют познавательные задачи: « А какие сигналы используют англичане,чтобы показать,где один предмет. А где много? Как различить,где рассказ и где вопрос в английском языке»;

    2.Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении по иностранному языку, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;

    3.Действия, связанные с осознанным и самостоятельным  построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

    4.Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

    5.Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контроли и оценки процесса и результатом иноязычной речевой деятельности;

   6.Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации ; с формулированием проблемы и главной цели текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможность для формирования логических действий анализа, сравнения,установления причинно-следственных связей.

    Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец неавторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства,оказывает любую необходимую помощь ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.

      Эффективность использования инновационно-коммуникативной технологии при обучении иностранному языку обеспечивает устойчивое формирование коммуникативных способностей личности. Данные знания дают возможность постоянной интеграции в процесс обучения, усовершенствования и практического применения знаний в профессиональной карьере.

 

 Использование инновационно-коммуникативной   технологии в 3 классе по теме ''Еда”

                        План-конспект

    Цели урока:

     -познакомить детей с национальной кухней, с использованием  личностного вида УУД,  путем развития у учащихся патриотического духа,

     -коммуникативные УУД-закрепление грамматического материала по постановке вопросов; игра "Угадай страну по данному слову".

     -регулятивный вид УУД примеряется для  обобщения и закрепления знаний учащихся по теме «Еда», проверять, что уже усвоено учащимися, и что еще неизвестно.

     -познавательные УУД-смысловое чтение сказки ''Sivka-Burka'', определение основной и второстепенной информации,построение логической цепи рассуждений,

     -познавательные УУД-развитие навыка монологической речи-поиск и выделение необходимой информации по теме «Еда», осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

     -воспитание интереса к традициям стран-личностный вид УУД-международные связи.

 Оборудование: презентация ''Fruit and vegetables”,'' Countries”, компьютер, мультимедийный проектор, диск с песней '' Hot potato”.

       

    Ход урока:

Teacher: Good morning, children! I am glad to see you today.

 Pupils: We are glad to see you, too!

Teacher: How are you today?

               What's the weather like today?

               Look at my clock! What time is it?

 Pupils:   It's nine o'clock!

Teacher: That's right. It's high time to have …

Pupils:    breakfast!

Teacher: By the way,children, what do you usually have for breakfast?

Примерные варианты ответов детей.

Children: A sandwich and some tea, a cake and some milk, etc.

Teacher: Great! I see that some of you like fruits and vegetables, don't you?

  Look at the blackboard and repeat the names of fruits and vegetables.

(Презентация на мультимедийном проекторе—рисунки фруктов и овощей).

Teacher: Well done, pupils. What is your favourite fruit? (ответы детей) What is your favourite vegetable? (ответы детей). Do you like apples, Masha? Do you like potatoes? (опрос заканчивается на слове Potatoes).

   Let's sing a song '' Hot potato”.

  На доске в два ряда висят картинки.

   Milk                      cakes

   Sugar                    tomatoes

   Rice                      sandwiches

   Tea                        carrots

   Coffee                   cherries

Teacher: Look at the blackboard, children. What's this?

Дети называют продукты в каждом столбике.

Teacher: Who can tell me what the difference is between them. По какому принципу я разделила их по столбикам?

Children; В первом столбике находятся неисчисляемые существительные, а во втором-исчисляемые.

Teacher: Well done! Who will tell me what words we use with them? Скажите, ребята,какие слова мы с ними используем?

  Дети рассказывают правила употребления слов some,any,no c cуществительными.

  В это время детям раздаются карточки для выполнения заданий на закрепление правила.

Teacher: I see that you know the rule perfectly and now I want you to do the task.

    -Fill in some, any, no.

  Учащиеся работают над заданием в карточках.

   В конце урока чтение рассказа «Sivka-Burka».    

                   

                                                      Проверка задания

 Здесь очень хорошо выражены все компоненты коммуникативной технологии:

-учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками,

-постановка вопросов,

-управление    поведением партнера,

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Teacher: Now,students, look at the blackboard again. You will see different countries.   Your task

is to guess what country it is.

   (Презентация-страны мира)

Teacher: Wow! I see that you are good at geography, my dears. And now, tell me, please, what food is famous in each country?

  (Презентация-страны мира)

                   China          -  rice                                      

                   Brazil          - coffee

                   India            - tea

                   Africa          - bananas, coconuts

                   Russia          - cabbage, potato

                   Italy             -  pizza, spaghetti

                   America       -  burgers

                   Germany      -sausages

Teacher; And now let's play! I want two pupils to come to the board. Сейчас мы проверим, как вы запомнили названия овощей и фруктов, которые мы прошли с вами в начале урока.Ребята,вы встаете к стене напротив доски. Каждый из вас по очереди называет фрукт или овощ и делает шаг вперед.Тот,кто быстрее доберется до доски, тот и победил. Если вы повторяете слово, которое уже было сказано, то право хода переходит к сопернику.

Teacher: Let's do our final task. I'll give you blank sheets of paper and you have to draw an ideal  breakfast. Вы можете нарисовать любые продукты, которые вы хотели съесть на идеальный завтрак.

    В рамках изучения иностранного языка мы практикуем УУД как:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели,функций участников, способ взаимодействия;

-постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера — контроль,коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Использование инновационно-коммуникативной технологии в учебном процессе

  Учащиеся осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей , активно участвуют в диалоге, в общей

беседе, правильно выполняют принятые правила речевого поведения, культуры речи, понимают зависимость характера речи от ситуации общения, стараются строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учетом этой ситуации и конкретных речевых задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...