КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по иностранному языку
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ
НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ
НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Начало 21 века со всей вероятностью показывает, что процессы формирования новой информационной среды задают совершенно новый уровень требований к подготовке специалистов, к развитию у них подлинной конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке труда. Поэтому назрела необходимость в обновлении процесса образования. В настоящее время нужно наделить учащегося теми знаниям, которые будут актуальны, и он сможет воспользоваться ими через несколько лет. Этой задаче отвечает компетентностный подход в образовании, т.е. образование, основанное на компетенциях. Основная идея компетентностного подхода заключается в получении образования, результаты которого будут признаваться значимыми за пределами системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Применительно к изучению английского языка можно выделить следующие виды компетенций (согласно классификации Хуторского А.В.):
-Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. На практике данную компетенцию мы развиваем при изучении всех разделов программы независимо от класса, предлагая учащимся ответить на проблемные вопросы. Например, по теме «Дружба» можно предложить следующие вопросы: Каким ты представляешь настоящего друга? «Друзья занимают много времени» - гласит английская пословица. Ты согласен с ней? У тебя есть проблемы с друзьями? По теме «Семья» можно предложить следующие вопросы: Что особенного в твоей семье? Ты счастлив в семье? Что для тебя значит счастливая семья? О чем рассказал мне семейный альбом? Для чего нужна семья? Что для тебя есть семейное счастье?
- Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен в области особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир.
Например, изучая тему «Англоворящие страны», учащийся изучает не только особенности стран изучаемого языка, но и рассказывает об особенностях своей страны, ищет общие и отличительные черты. Также хорошим примером является изучение темы «Правила этикета», где учащиеся учатся себя правильно вести за столом и в общественных местах.
- Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добывают знания непосредственно из реальности, овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяют ся требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Ярким примером развития данной компетенции является использование метода проектов в учебной деятельности.
- Информационная компетенция развивается при использование информационно-коммуникативных технологий на уроке. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Для развития данной компетенции рекомендуется вовлекать учащихся в ролевые игры на уроке английского языка.
- Социально-трудовая компетенция - означает владение знаниями
и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально- трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Учащиеся учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Объектом в сфере данной компетенции выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, за-
бота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Хорошим способом развития данной компетенции является организация дебатов. Например, по теме «Стили одежды: за и против».
Таким образом, при изменении требований к подготовке специалистов, ориентировании образования на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов актуальным является вопрос об использовании компетентностного подхода в обучении английскому языку. Поэтому компетентностный подход необходимо применять как в масштабе всего образовательного процесса, так и в методике обучения отдельным предметам. Вклад предмета «английский язык» в формирование личностных компетентностей учащихся велик, т.к. «иностранный язык» выходит за рамки только учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом историческом контексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....
«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»
Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...
Технологическая карта урока иностранного языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Технологическая карта фрагмента урока в 3 классе по теме "Lunch box", УМК Spotlight...
Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»
Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...
Основные компоненты технологической карты урока иностранного языка по ФГОС на примере урока английского языка по теме "Фруктовый салат для пирата" в 4 классе по УМК "Английский в фокусе" (в помощь начинающему учителю)
Данная методическая разработка составлена группой учителей английского языка и содержит технологическую карту урока английского языка в 4 классе по теме "Фруктовый салат для пирата" в рамках...
Мастер-класс для учителей иностранных языков "Активизация речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка"
Интересные приёмы активизации говорения на уроках иностранного языка...