Монологическая и диалогическая речь
консультация по иностранному языку (3 класс)

Кирчиогло Марианна Ивановна

эффективное применение упражнений и заданий для успешного развития навыков монологической и диалогической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monologicheskaya_i_dialogicheskaya_rech.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков монологической и диалогической речи

на уроках английского языка в начальных классах

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.

Практика преподавания иностранного языка в школе показывает, что организация устного речевого общения - самое сложное в обучении языку. Основное требование - вовлечение обучающихся в устное общение по новым темам, по ситуациям, отражающим жизнь обучающихся и реальные события.

Обучение иностранному языку протекает в искусственных условиях. Из-за отсутствия языковой среды у обучающихся нет естественной потребности в общении на изучаемом языке. Мотив часто задаётся учителем в связи с необходимостью решения той или иной учебной задачи.

При обучении говорению на английском языке выделяются две формы общения: диалогическая и монологическая. Обе формы являются важными, но особое внимание уделяется именно диалогической форме, поскольку она более коммуникативно направлена, так как ёе освоение предполагает не только умение составить правильный ответ на вопрос собеседника или правильно задать вопрос. И ещё нужно уметь выражать своё согласие или несогласие, выражать сожаление, извинение, восторг и радость, неудовольствие и т.д.

В связи с этим диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Конечно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов, но у данного утверждения есть вполне объективное обоснование

Вторая разновидность устной речи — монолог, это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. На первом уровне (репродуктивном) обучения монологу не предполагается речевое творчество учащихся, поэтому языковое оформление и содержание определяются преподавателем.

На уроке ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное:

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность.

Для создания атмосферы сотрудничества нужен хороший психологический климат. Очень важно освободить обучаемого от тревожности, связанного с боязнью совершить ошибку. Нужно воспитывать у обучающегося разумный подход к ошибкам. Ученик должен понимать, что лучше начать говорить с ошибками, чем вообще не говорить. Учителю обязательно нужно фиксировать ошибки, допускаемые учениками в речевых ситуациях, с целью их исправления в последующем.

На своих уроках стараюсь применять основные виды речевой деятельности, которые стимулируют говорение.

Практически на каждом уроке целесообразно создание учебной ситуации для ознакомления с новым материалом или для его закрепления.

При изучении одной темы можно предлагать разные ситуации. Например, при изучении темы “Знакомство” во 2 классе можно предложить детям познакомиться друг с другом (это уже учебная ситуация). Далее можно изменить эту ситуацию, предложив ребятам новогодние маски животных и попросив представиться от имени этого животного. Эта измененная учебная ситуация нацелена на закрепление речевых навыков, закрепление ранее изученной лексики. Элемент театральной игры повышает мотивацию и интерес к предмету.

Для предъявления учебно-речевой ситуации на уроке я часто использую наглядность (предметы-муляжи, мягкие игрушки, ситуативные картинки, фотографии и т.д.), а также песни, стихи, рифмовки, фрагменты видеофильмов. Как известно, игра является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Поэтому я использую игровую методику для формирования навыков устной речи.

Игры для развития диалогической речи

Пинг-понг

Игра помогает научиться быстро реагировать на вопросы собеседника и способствует лучшей отработке грамматических структур. Проводить ее нужно в быстром темпе. Учитель начинает игру вопрос-ответ, а потом передает эстафету детям. Начните игру с отработки одной определенной грамматической структуры (например, краткие ответы Yes, it is / No, it isn’t), когда изучите следующую тему, включите ее в вашу игру, так “ответы” накапливаются снежным комом и к концу учебного года игра выглядит примерно так: – Do you like football? – Yes, I do. – Can you play it? – Yes, I can. – Is it interesting? – Yes, it is. – Do you like basketball? – No, I don’t. – Do you like volleyball? – Yes, I do. – Can you play it? …

Jazz Chants

Это фонетические упражнения, которые заключаются в ритмичном повторении слов или фраз английского языка под музыку. Автором метода является Каролин Грэхем. Рифмовки снимают психологические барьеры, помогают довести использование оборотов речи до автоматизма, развивают скорость речевой реакции.

Имаджинариум

Покажите детям короткий фрагмент мультфильма, в котором можно увидеть, как герои разговаривают друг с другом. Отключите звук. Пусть ученики придумают возможный диалог героев, разыграют его. Потом покажите оригинал. Решите, чья версия была более интересной, близкой к исходной или оригинальной.

Любые ролевые игры на уроках английского – это возможность развить навык диалогической речи. Важно помнить про этапы таких заданий: подготовка (знакомство с ситуацией и необходимой лексикой в классе и, например, чтение текстов по теме дома), собственно инсценировка, заключительные задания (написать письмо, статью в школьную газету и тп.).

Особый интерес вызывает у детей игра «Угадай цвет», «Прятки» (Hide – and - seek – закрепление предлогов). Часто на уроках применяю задания из Оксфордских учебников. Так, при изучении темы «Игрушки» дети, опираясь на яркие картинки, играют в игру «Угадай игрушку» и многие другие игры. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Использование различных игр исключает монотонность тренировки того или иного языкового материала и обеспечивает активность каждого ребенка.

Хотелось бы также отметить, что использование новых информационных технологий повышает практическую направленность иноязычного образования. Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.

Есть ряд ситуаций на уроках, когда видео может быть особенно полезным.

Например:

  • если мы хотим представить законченный языковой контекст;
  • показать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов;
  • практиковать навыки аудирования в естественном контексте;
  • представить ситуации для обыгрывания в классе (например, ролевая игра);
  • практиковать навыки описания и пересказа;
  • обогатить словарный запас;
  • стимулировать общение или дискуссию.

При  использовании  видеофильмов  на  уроках  иностранного  языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам  по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано,  что он может  понять  язык,  который  изучает.  Это  приносит  удовлетворение  и придает веру в свои силы и желание к  дальнейшему  совершенствованию.

И монологическая, и диалогическая речь являются неотъемлемой частью языка, помогает донести свои мысли на иностранном до собеседника или слушателя. А это есть цель коммуникации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Виды упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи

Приведены примеры упражнений, которые развивают у обучающихся умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддерживать беседу....

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Покупки- 5-6 класс (развитие диалогической речи)

Презентация для развития навыков диалогической речи у учащихся 5-6 классов средней школы на тему " Покупки"...

Развитие монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка и литературы

В статье описываются упражнения для развития речи у учащихся на уроках башкирского языка и литературы....

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Обучение монологической и диалогической речи в рамках проекта по теме "Еда"

Урок английского языка в рамках проекта "Еда" в третьем классе школы с углубленным изучением английского языка по учебнику Верещагиной И. Н. и Прыткиной Т. А. В уроке использована презентаци...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Обучение монологической и диалогической на базе прочитанного текста"

Урок английского языка по учебнику Верещагиной в 3 классе школы с углубленным изучением предмета. Обучение диалогической речи  с использованием лэпбука, обучение аудированию, обучение письму и мо...