Приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)
В данной статье рассмотрены приёмы работы с детьми с ОВЗ по 2 аспектам: нарушение эмоционально-волевой сферы и нарушение фонематическогог слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_s_detmi_s_ovz_statya.docx | 97.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы статьи:
Качан Анастасия Васильевна – учитель английского языка МБОУ СОШ 30
Пархоменко Тамара Николаевна – педагог-психолог МБОУ СОШ 30
Приёмы работы с детьми с ОВЗ в обучении английскому языку
Обучение иностранным языкам в школе – очень трудоёмкий процесс. Для овладения ими необходимо активизировать все познавательные процессы, органы чувств и проявить терпение. С введением инклюзивного обучения в общеобразовательной школе появляется всё больше детей с ОВЗ, у которых возникают затруднения в изучении иностранного языка, именно поэтому я заинтересовалась овладением приёмами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обучении английскому языку.
Хочу обратить ваше внимание на особенности развития детей с ОВЗ, касающихся изучения иностранного языка:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- владение родным языком не в полном объёме на фонетическом и грамматическом уровнях;
- отсутствие мотивация к познавательной деятельности;
- низкий уровень развития памяти; внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития мышления и речи;
- неусвоение материала.
Мне хотелось бы остановиться на некоторых категориях детей: нарушение слуха, нарушение эмоционально-волевой сферы.
С первых уроков изучения английского языка учитель опирается на умение учеников воспринимать речь говорящего на слух: несложные высказывания учителя, элементарные инструкции – команды на английском языке, изучение песен и прослушивание учебных диалогов с целью их дальнейшего воспроизведения вслух. Одной из основных фонетических единиц языка является звук. Изучение английского алфавита тесно связано с правилами чтения гласных и согласных букв. Умение и знания правил чтения ложатся в основу уверенного чтения слогов, слов и предложений на иностранном языке.
У детей с нарушением фонематического слуха возникают затруднения в изучении английского языка, так как у учеников создаётся неправильное восприятие звука слуховыми анализаторами, складывается неверное формирование фонетического строя нового языка и далее ошибочная артикуляция звуков. Результат такого изучения иностранного языка мы можем наблюдать в неправильном чтении текстов, написании проверочных словарных диктантах, в неумении аудировать.
При обучении детей с нарушениями слуха учитель должен опираться на следующие приёмы работы:
- При изучении алфавита и транскрипции:
- Опираться на знание родного языка; первоначально необходимо диагностировать уровень усвоение звукобуквенной системы русского языка, при возникновении затруднений устранять их параллельно изучением иностранных букв и звуков. Например, если ученик не знает русский алфавит, его необходимо повторять наряду с изучением английских букв, если ученик путает гласные и согласные буквы, можно применить следующее правило: выучить согласные буквы, которые и в английском, и в русском произносятся с преградой.
Язык и альвеолы | Губы | Зубы |
[ d ] [ t ] [ n ] [ l ] | [ p ] [ b ] [ m ] [ w ] | [ d3 ] [ t∫] [ θ ] [ ð ] |
b) Задействовать все каналы восприятия: слуховые, зрительные, двигательные, так при изучении правил чтения гласных букв под ударением, я использую таблицу, в которой отражаю звукобуквенную связь, а также подкрепляю данные звуки и слова изображением, формируя зрительный образ, «зацепку» для запоминания.
A a | [ ei ] Plate [pl ei t] | [æ] Apple [‘æ pl ] Bat [b æ t] |
E e | [ i: ] Pete [p i: t] | [ e ] Pen [pen] Ten [ten] |
I i | [ ai ] Fine [f ai n] Five [f ai v] 5 | [ i ] Big [big] |
c) Организовать деятельность для активизации наглядных и двигательных рецепторов можно с помощью индивидуальных карточек. Ученик подбирает буквы к звукам и наоборот, передвигая и подбирая их.
Также карточки могут быть изготовлены учеником самостоятельно.
d) Проводить дифференциацию гласных и согласных букв с опорой;
A a _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ | B b _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ |
e) фонетическая зарядка должна проводиться на каждом уроке от простого к сложному (от звука к букве, от слога к слову, от слова к фразе и т.д.);
f) необходимо формировать слуховое внимание учеников с помощью таких упражнений как:
- подчеркните букву, если учитель ее произнесет;
- хлопните в ладоши, если услышите этот звук;
- сколько раз учитель повторил слово pen, послушайте внимательно и посчитайте;
- поставьте слова в том порядке, в котором они произнесены и т.д.
словари для изучения английского алфавита с изображением букв и звуков;
2. При изучении формировании словарного багажа, изучении лексических единиц я использую следующие приёмы:
- работа со словом-транскрипцией-переводом и наоборот. Ученик готовит карточки самостоятельно, таким образом, запоминает их механически, активизируя наглядные и двигательные рецепторы. Работа с такими карточками строится как от русского языка к английскому, так и в обратном направлении.
- ведение тематических словарей помогает ученикам разделять изучаемые слова по группам (части речи, тематический блок) и запоминать слова. При необходимости перевода слова круг поиска значительно сужается, и ученик находит слово в определённом блоке.
Для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, а именно синдромом дефицита внимания с гиперактивностью характерны следующие изменения:
- расторможенность в поведении, неумение контролировать свои эмоции;
- преобладание реакции возбуждения над реакцией торможения;
- дефицит внимания;
- низкое усвоение учебного материала, низкая мотивация и т.д.
Дети с СДВГ страдают от дизадаптации в классном коллективе, так как своим поведением такой ребёнок мешает учителю вести урок, а ученикам усваивать материал. Страдая дефицитом внимания, ребёнок с СДВГ не сосредоточен на процессе обучения и усвоении материала, как следствие отсутствие мотивации к учёбе. Работа с гиперактивными детьми требует большого труда и внимания от учителя-предметника.
В своей работе необходимо использовать следующие приёмы работы с детьми с СДВГ:
- чёткий алгоритм действий по работе с переводом слова, фразы , отрывка из текста; последовательность выполнения должна сохраняться при любом виде деятельности, ребёнок может научиться работать по чёткому плану и в состоянии его запомнить;
- изучение материала должно подкрепляться наглядностью с целью формирования образа данного изучаемого понятия, ученик может делать рисунки, зарисовки в тетради в ходе урока, учителю необходимо напоминать ему об этом. Данные рисунки служат визуальной «зацепкой» для развития внимания и памяти ученика и, как следствие, усвоение материала;
- для развития внимания и памяти учащийся и учитель, проводя индивидуальные занятия, могут создавать пазлы или карточки с целью изучения грамматического, языкового материала, таким образом, будет задействована механическая, зрительная, эмоциональная память ребёнка. Использование этих карточек продолжается: в упражнении на отработке порядка слов в предложении, в игре на развитие памяти «Какая карточка исчезла?». Постепенно ученик должен учиться выполнять подобные задания самостоятельно.
- «Две руки» - следующая игра на развитие внимания и памяти. Учитель предлагает разделить материал на две категории на «две руки», например,: в правой руке мы держим местоимения 3 лица, единственного числа he, she, it, в левой руке - местоимение I и местоимения множественного числа we, you, they. При отработке материала учитель обращает внимание ученика на ту руку, за которой закреплены нужные местоимения по договорённости. Если учащемуся сложно запомнить грамматические правила, связанные с обеими руками, пусть запомнит какую-то одну руку с местоимениями.
Важно осуществлять регулярное повторение материала, освежать знания, менять языковое наполнение упражнений, обеспечивать преемственность между темами, логическое изучение материала.
- физминутки обязательны для учеников в любом возрасте, особенно для детей с СДВГ. Они способствуют снятию мышечного напряжения от продолжительного нахождения в одном положении, позволяют отдохнуть ребёнку от мыслительной деятельности и затем продолжить урок.
В заключении хотелось бы сказать, что владение приёмами коррекционной педагогики в наше время необходимо, так как количество детей с ОВЗ в общеобразовательных школах возрастает. Обучение детей с различными нарушениями целесообразно проводить в индивидуальной форме, тем не менее в рамках классно - урочной системы можно организовать рабочий процесс, направленный на изучение и усвоение материал детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Выступление на педагогических чтениях...
методическая работа на тему "Ролевые игры на уроках английского языка в начальных классах"
Работа содержит сведения по теории, методике проведения ролевых игр, а так же примеры из личного опыта работы над ролевыми играми по УМК Биболетовой М.З....
Курсовая работа на тему: "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка в начальной школе"
ВведениеВ настоящее время самым приоритетным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный метод, при котором целью обучения ставится общение – взаимодействие субъектов, при кото...
Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)
Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
Методы и приёмы используемые на уроке с детьми с ОВЗ...
Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрены эффективные методы и приёмы, применяемые при работе на уроках русского языка с детьми с ОВЗ....