Интеграция различных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку
статья по иностранному языку (1, 2 класс)
Процесс обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В современном образовательном пространстве основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Детский сад и начальная школа являются основной базой для развития личности ребенка. Определённый вклад в формирование такой личности вносит и обучение иностранному языку в дошкольном и младше-школьном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Интеграция различных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку»
Выполнила: учитель английского языка
Курохтина И.Н.
Санкт-Петербург
2019
Содержание
Введение
1.Физиологические и психологические особенности дошкольников и младших школьников при изучении иностранного языка.
2. Интеграция как средство организации образовательного процесса в детском саду и начальной школе.
Выводы
Список использованной литературы.
Введение
Процесс обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В современном образовательном пространстве основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Детский сад является основной базой для развития личности ребенка. Определённый вклад в формирование такой личности вносит и обучение иностранному языку в дошкольном возрасте и младше-школьном возрасте.
Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет».
Раннее обучение иностранному языку стало предметом обсуждения многих преподавателей, методистов и ученых. К настоящему времени имеется ряд исследований в этой области. Одна часть работ раскрывает проблему интегрированного/интегративного обучения дошкольников и школьников младших классов (авторы Трубанёва Н.Н., Бахталина Е.Ю., Нельзина Е.Н., Кренёва И.В., Гапизова С.М., Шацких В.Н.,Гаделия Л.В.). Другая посвящена комплексному использованию нескольких подходов, например, на личностно-ориентированном и интегративном (Щербакова М.В.). Ряд исследователей посвятили свои работы обучению иностранному языку на различных основах, например, на основе сочинительства и использования сказочных историй (Ткачук Г.Д., Малкина Н.А., Хабибрахманова Ф.Р.), на основе образной наглядности (Романовская Е.А.); на основе креативных ситуаций (Ксенофонтова Т.С.), на основе учебно-игровой деятельности (Долгова А.А.),на сюжетной и сюжетно-ситуативной основе (Остапенко К.К., Рыбакова Н.В.), на музыкально-ритмической основе (Невежина И.И.), с опорой на песенную мелодику (Гнилова Т.Н.) [Желтова С.С. Педагогическое обеспечение интегрального развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования (на материале обучения английскому языку: Дисс. ...канд. пед.наук: 13.00.01 /Рязань, 2016. - с. 6-7]
Анализируя работы российских исследователей мы видим, что многие из них рассматривают интегративный подход как оптимальную форму обучения дошкольников иностранному языку, которая соответствует целостному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Помимо этого само пространство детского сада и начальной школы даёт ряд важных преимуществ, связанных с различными возможностями организации обучения иностранному языку. В первую очередь следует отметить, что в отличие от средней школы, где достаточно трудно организовать выполнение детьми заданий, предусматривающих активное участие в деятельности неопределенной учебной программой, детские сады предоставляют широкие возможности для её осуществления. Известно, что участие в выполнении значимой для человека деятельности, сопровождающейся двигательной активностью, в значительной степени повышает качество овладения соответствующими знаниями, навыками и умениями. Кроме того процесс обучения иностранному языку позволяет привлекать разнообразные средства обучения (игрушки, предметы, пособия и материалы).
Безусловно, в основе обучения дошкольников и младших школьников иностранным языкам используются, преимущественно, игры, в то время как другим видам детской деятельности: аппликации, лепке, конструированию, рисованию, изготовлению поделок из бумаги, организации элементарных трудовых поручений в группе и классе и др. по-нашему мнению, не уделяется должного внимания. Однако использование этих видов деятельности на занятиях по иностранному языку дает большие возможности в плане обеспечения педагогического процесса новыми интересными приемами обучения и усиления его коммуникативной направленности. Активное участие детей в выполнении предметно-практической деятельности не только повышает мотивацию овладения иноязычными речевыми навыками и умениями, но и создает "материальную" основу для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка.
Интегрированное обучение английскому языку в детском саду и младшей школе способствует позитивному осознанию ребенком себя как личности. У него появляется возможность почувствовать свою причастность к языковому и культурному сообществу людей. Организация интегрированного обучения иностранному языку становиться одним из действенных средств повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса.
- Физиологические и психологические особенности дошкольников и младших школьников при изучении иностранного языка.
Процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку должен строиться с учетом психофизических особенностей детей.
Природные особенности детей к подражательству и имитации звуков, позволяют им уже в дошкольном возрасте, по мнению многих исследователей (Н. Басова, М. Безруких, В. Бухбиндер, И. Вронска, Н. Гальскова, Г. Рогова и др.) весьма продуктивно усваивать основы иностранного языка. Особенно это наглядно доказывают дети старшего дошкольного возраста. У. Вайнрайх, Н. Имедадзе, М. Павлович и др. отмечают, что основой успешного обучения детей дошкольного возраста иностранному языку является специфика психофизиологических возможностей детей этого возраста.
При исследовании развития психических процессов детей многие психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что в дошкольный возраст происходит становление детской психики. Именно в этом возрасте у детей появляется мускульная сила, резко возрастает подвижность. А системы условных связей характеризуются стабильной стойкостью и затем сохраняются на протяжении всей его жизни. Формируется и совершенствуется деятельность всех органов жизнедеятельности: от органов обоняния, чувств, слуха до сигнальных систем, которые регулируют детскую активность и поведение. Всё это в полной мере способствует развитию у детей большей самостоятельности.
Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается речь ребёнка, совершенствуется разговорная практика, что влечёт за собой рост словарного запаса, умение грамотно построить свою речь, хорошо понимать словесную конструкцию речи, и, естественно, развивать фонематический слух. Речевой аппарат детей дошкольного возраста отличается особой гибкостью, поэтому дети легко подражают звуки и звукосочетания родного и чужого языка. Поэтому правильное произношение является добротным залогом грамотного владения языком, данные навыки закрепляются и сохраняются до конца жизни.
При усвоении детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста иностранного языка в тесной связи с памятью выступает воображение, посредством которого дети выстраивают для себя мир иноязычной культуры. Поскольку процесс обучения языку строится на принципе сознательности, иностранный язык может выступать объектом мышления при его усвоении детьми дошкольного возраста. Так как главная задача детей состоит в том, чтобы понимать образовательный материал, необходимо учить детей самостоятельно и систематически мыслить – давать возможность детям устанавливать связи между предметами и явлениями, находить черты сходства и различия и т.д.
Многие отечественные (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн и др.) и зарубежные психологи (Б. Уайт, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот и др.) отмечают, что специально организованные занятия по иностранному языку проводятся с детьми от трёх до десяти лет. Согласно их исследованиям, проводить занятия до трёх лет бессмысленно, после десяти – достигнуть положительного результата невозможно.
Однако у каждой научной школы свои рекомендации. Так, например, некоторые исследователи утверждают, что длительность сенситивного периода характеризуется неодинаково. Ученые, приверженцы раннего развития считают, что нужно начинать развивать ребенка как можно раньше. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. В. Пенфильд и Л. Робертс выделяют период с 4х до 8 лет, в свою очередь, Т. Элиот указывает на возраст с 1,5 лет до 7 лет. В своих исследованиях, они отмечают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет — это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом». [Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. – Л.: Медицина, 1964. – С. 217]
Физиологи считают, что согласно современным исследованиям, к трехлетнему возрасту развитие головных клеток мозга завершается на 70-80%. Поэтому, именно возраст до 3-х лет считается самым благоприятным для получения новых навыков. По - мнению Глена Домана, американского врача, автора книг «Гармоничное развитие ребенка», «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания», начинать обучать ребенка иностранному языку нужно буквально с нескольких месяцев. Г. Доман отмечает: «Если какой-нибудь взрослый захочет быстро приобрести комплекс неполноценности, то все, что для этого надо сделать — это посоревноваться в изучении иностранного языка с полуторагодовалым малышом. Если же ребенок родится в семье, где говорят на двух языках, то и он будет говорить на двух. Если в семье будут в ходу три языка - он заговорит на трех, четыре - на четырех. И так далее - предела совершенству здесь нет. И это самое большое лингвистическое чудо, которое я знаю». Суть теории Г. Домена в том, что, по его мнению, самым продуктивным периодом для обучения является период, когда растет мозг, и возможности для обучения в этот период поистине уникальны. [Доман Г. Гармоничное развитие ребенка /Составление, От редактора В. Дольникова. - М.: Аквариум, 1996. - 448 с.]
Одна из самых известных отечественных методик раннего развития в настоящее время — это система Н.А. Зайцева, российского академика, автора многих образовательных технологий, в том числе методики раннего интенсивного обучения. Помимо всего прочего, существует методика обучения английскому языку по Зайцеву, построенная по тому же принципу, что и все остальные его методики. [Английский язык Автор: Зайцев Н.А. Изд-во: ЛАЭС 1999. -38с.]
Сторонники сверхраннего обучения иностранному языку приводят множество аргументов в защиту своих теорий. Однако для более полного освещения этого вопроса необходимо обратиться к доводам методистов-практиков, имеющих опыт обучения иностранному языку в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Так, Шолпо И.Л. автор учебного пособия ''Как научить детей говорить по-английски'' считает, что лучше всего начинать учиться иностранному языку в возрасте пяти лет. По ее мнению, обучение четырехлеток конечно возможно, но малопродуктивно. Четырехлетние дети усваивают материал гораздо медленнее, чем пятилетние. Их внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, реакции спонтанны, эмоции бьют через край. Кроме того, четырехлетние дети еще недостаточно хорошо владеют родным языком: у них не развита способность к общению, не сформирована регулирующая функция речи и внутренняя речь. [Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. - СПб., 1999.]
Из опыта другого исследователя, З.Я. Футермана получено экспериментальное подтверждение нецелесообразности начала обучения иностранному языку в четырехлетнем возрасте. Он сравнивал успехи в обучении двух групп детей, одна из которых начала заниматься в четырехлетнем, а другая - в пятилетнем возрасте. Четырехлетние дети не только отставали от пятилетних в первый год обучения, но и на второй год продвигались медленнее, чем пятилетки в первый, что позволило педагогу сделать вывод о ''некотором отрицательном влиянии раннего обучения иностранному языку на дальнейший ход обучения''. Оптимальным возрастом для начала занятий З.Я. Футерман считает пятилетний. [Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду / З.Я. Футерман. - Киев, 1984.]
К такому же выводу приходит на основе своего практического опыта и Е.И. Негневицкая. [Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ. - 1987. - №6, с.20-26.]
Как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой учебной деятельности, Е.А. Аркин выделяет пятилетний возраст. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. У пятилетних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер. Очевидно, что для сознательного овладения языком предпосылки создаются, как правило, к пяти годам. [Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. 445 с.]
Щебедина В.В. в статье "Обучение детей английской разговорной речи в детском саду" делится с читателями информацией об успешном завершении четырехлетнего эксперимента по обучению английскому языку малышей трехлетнего возраста, проходившего в 1994 году в детском саду № 14 города Сыктывкара. Автор статьи делает выводы что, "теперь уже можно с уверенностью сказать, что раннее обучение детей иноязычной речи детей этого возраста является правомерным, так как дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению иностранному языку в начальной школе, позволяет сохранить и углубить положительную мотивацию изучения предмета в школе». [ Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе - 1997. - №2. - С. 55-58.],
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку можно сделать вывод, что нет однозначного ответа, с какого возраста стоит обучать детей иностранному языку. Шолпо И.Л., З.Я. Футерман, Е.И. Негневицкая, Е.А. Аркин в своих работах выделяют пятилетний возраст. Имеется опыт обучения иностранному языку в детском саду с трех лет (Щебедина В.В.),Большинство авторов указывают, что для успешного обучения детей иностранному языку у них должны быть сформированы такие навыки и умения как: сознательное восприятие, устойчивое внимание; способность к переключению, наблюдательность; развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление и т.д., все эти навыки и умения формируются к пяти годам, поэтому наиболее благоприятным для обучения иностранному языку в условиях дошкольного образовательного учреждения является возраст 5-6 лет.
2. Интеграция как средство организации образовательного процесса в детском саду и начальной школе.
Современный подход к организации дошкольного образования поставил проблемы, связанные с переходом от предметно ориентированного обучения к личностно ориентированному обучению, в центре которого находится личность человека. Модель «Российское образование – 2020» и Федеральные государственные требования по дошкольному образованию фокусируют внимание на необходимости получения образования в течение жизни с ранних лет и выделяют систему раннего развития детей в качестве самостоятельного элемента современной модели образования. Концептуальными основами дошкольного образования становится развивающее образование, научная обоснованность и практическая применимость, интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип, организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности [ФГТ по дошкольному образованию].
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, (предложенный ФГТ) – принцип интеграции образовательных областей.
Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце XX в. На сессии ЮНЕСКО (1993 г.) было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.
В дошкольной педагогике в настоящее время накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.). Так, Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой – помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.
Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников. В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.
По мнению некоторых учёных (А.Ф. Яфальян и др.), голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врождёнными, обеспечивают быстрое развитие ребёнка. Очевидно, что именно голографичность и субсенсорность позволили дошкольнику осваивать мир в быстром темпе, пройти за 4–5 лет этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ему возможность наиболее полно, объёмно, быстро и, главное, точно усваивать человеческий опыт.
При рождении ребёнок представляет собой большой чувствительный орган или, точнее, находится в голографическом (целостном) состоянии. Он способен целостно, нерасчленённой, а значит, точно и адекватно воспринимать мир. Детское восприятие голографично: ребёнок «слышит» всем телом, «видит» всем организмом. Мир, внешние воздействия пронизывают тело, психику, мозг и адекватно воспринимаются. Постепенно, со временем происходит дифференциация органов ощущений. Угасание субсенсорности и голографичности, по мнению учёных, резко снижает темпы развития ребёнка. Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.
Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников.
Основным системообразующим фактором выступают образовательные области. ФГТ выделяют 10 образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
Некоторые учёные при интеграции различных видов деятельности предлагают создавать синтетические деятельностные блоки. Так, Д.Б. Богоявленская разрабатывает «креативное поле», которое позволяет включить ребёнка в творческую деятельность.
Другие методисты предлагают модули в качестве интегратора различных видов деятельности. Как интегратор всех видов деятельности ребёнка в дошкольном образовании уместно также рассматривать игру.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
Четвёртым системообразующим фактором можно считать формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
В ФГТ чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Например, тема «Наши мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также разных видов деятельности: художественно творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.
Из вышеизложенного следует, что данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. [Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7]
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами, в частности, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1-го сентября 2013-го года.
Выводы
Изучив и проанализировав специальную философскую, психолого - педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, о том, что возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяют выделить ряд аргументов в пользу раннего обучения иностранному языку. Следует отметить, что дети с 4 лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. У детей четырех-пяти лет появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Следовательно, изучение иностранного языка в данном возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т.к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста, приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание.
Обучение иностранному языку должно быть органичной частью повседневной жизни ребенка и осуществляться в естественных для него формах и видах деятельности, в рамках привычных жизненных ситуаций. Интеграция, в этом случае, является наиболее удачной формой организации преподавания английского языка в детском саду и предполагает объединение на занятии мыслительной, эмоциональной и двигательной сфер личности обучаемых. При этом английский язык представляет собой организующий предмет, к которому систематически подключаются элементы другой деятельности: игровые, музыкальные, физические, художественные и другие, что способствует расширению ситуаций использования иностранного языка. Интеграция различных видов деятельности дошкольников делает процесс обучения более доступным и привлекательным для детей, обеспечивает формирование положительной мотивации и лучшее запоминание материала.
Список использованной литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.- 445 с.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Изд. 2-е. - М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. - 373 с.
3. Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы): Дисс….канд. пед.наук;13.00.02.- Москва,1997.- 222 c.
4. Бахталина Е. Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду: автореферат диссертации.- Петрозаводск: КГПУ, 1998. - 21 с.
5. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.
6. Борискина Б.И." Три кита " современной арт-педагогики в обучении детей иностранному языку / Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1окт. 2004 г. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 293 c.
7. Васютина И. В., Коржова А. В., Кочергина А. А. О раннем обучении английскому языку через интеграцию образовательных областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 515-527.
8. Вронская И.В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности: дисс…канд. пед. наук.:13.00.02 С.-Петербург, 1999. - 242 с.
9. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка /Составление, От редактора В. Дольникова. - М.: Аквариум, 1996. - 448 с.
10. Дьяченко О.М. Предисловие к сборнику статей "Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- М., 1995.- C. 3-5.
11. Желтова С.С. Педагогическое обеспечение интегрального развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования (на
материале обучения английскому языку: Дисс. ...канд. пед.наук: 13.00.01 /Рязань, 2016. - 196 с.
12. Зайцев Н.А. Английский язык. Изд-во: ЛАЭС 1999. – 38 с.
13. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.- 323 с.
14. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада (от 2-7 лет). Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 160 с.
15. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб: КАРО - 2006.- 192 с.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М, 1981.- C.481-508.
17. Лесгафт П. Ф.: Семейное воспитание ребенка и его значение. Избранные педагогические сочинения Серия: Педагогическая библиотека - М: Педагогика, 1988. - 400 с.
18. Лозанов Г.К. Основы суггестологии // Проблемы суггестологии: Материалы 1-го Междунар. симпозиума по проблемам суггестологии.- М; София. Наука и искусство, 1973.- C. 55-70.
19. Майер А.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста: овладение родным и иностранным языком (общее и особенное) / Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1 окт. 2004 г. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 293 с.
20. Малкина Е.В. Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности: автореф. дисс... канд. пед. наук : 13.00.01 / Тамбов, 2005.- 18 c.
21. Махнева И.А. Интегрированная игровая технология ознакомления с иноязычной культурой детей дошкольного возраста: Дисс...канд. пед. наук: 13.00.07 / Екатеринбург, 2001. - 178 с.
22. Невежина И.И. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально - ритмической основе (на материале английского языка).
Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. - 13.00.02.- Москва, 2000.- 16 c.
23. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ. - 1987. - №6, C. 20-26.
24. Новиков А.М. Введение в методологию игровой деятельности - М.: Эгвес, 2006. - 48 c.
25. Новоселовa С. Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника" - М., 1997.
26. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. - 264 с.
27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Пер. с фр. и англ., сост., комент.,ред. перевода В.А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 526 c.
28. Пузанкова Е.Н , Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики // Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
29. Тимошенко И. И., Баранова Н. А. Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 166-168.
30. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - №10. - С. 1-7.
31. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду / З.Я. Футерман. - Киев, 1984.- 144 с.
32. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. – СПб, 1999. - 150 с.
33. Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе - 1997. - №2. - С. 55-58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста» Тема: Значимость компьютера в создании учебных проектов.
Статья на тему "Значимость компьютера в создании учебных проектов"...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Роль театрально-игровой деятельности в развитии фонематического слуха и слухового внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание Введение ...
Программа элективного курса по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа элективного курса по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой методическую разработку, которую можно использовать в качестве пособия для орган...
Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов в образовательном ...
Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. Nelson Mandela. Если вы разговариваете с человеком на яз...
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...