Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка младших школьников.
методическая разработка по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему
Связь коммуникативного подхода с познавательным (когнитивным) приобретает в настоящее время особое значение. Сочетание таких подходов в обучении неродным языкам, по словам И.Л. Бим, «имеет методологическое значение». А.В. Щепилова считает, что коммуникативно-когнитивный подход является «безусловной необходимостью при обучении иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rgmo_oktyabr.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно- когниктивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка.
В настоящее время широкое распространение и признание получает когнитивный подход в обучении сторонам и видам речевой деятельности. Некоторые исследователи обозначают такой подход термином «коммуникативно – когнитивным», а другие называют его «когнитивно-коммуникативным. Связь коммуникативного подхода с познавательным (когнитивным) приобретает в настоящее время особое значение. Сочетание таких подходов в обучении неродным языкам, по словам И.Л. Бим, «имеет методологическое значение». А.В. Щепилова считает, что коммуникативно-когнитивный подход является «безусловной необходимостью при обучении иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений». Когнитивное направление в обучении сторонам и видам речевой деятельности, по словам А.В. Щепиловой, «способно придать коммуникативной методике новую динамику, новый импульс в её развитии». Такой подход провозглашает необходимость концентрации особого внимания на формировании у учащихся адекватного представления о системе языка, способности к речевым действиям разной направленности с этим материалом. Эта методика предполагает разные формы и организацию речевой деятельности учащихся на уроке: ученик- ученик, ученик-класс, ученик- группа учеников, ученик-учитель, учитель-класс, где ученик является главным действующим лицом учебного процесса. Кроме того, обязательным компонентом обучения должно быть использование аутентичных текстов, в том числе их предъявление с помощью аудиовизуальных средств.
Традиционная работа над лексической стороной речи в школе по-прежнему не даёт положительных результатов. Школьники в своём большинстве не удерживают лексическую информацию в оперативной и долговременной памяти. Они обладают низким уровнем развития слуховой дифференциальной чувствительности. Неразвитость такого компонента языковой способности во многом искажает восприятие звуковых образов слов.
Серьёзным недостатком в обучении лексики следует считать и неумение учащихся прогнозировать лексический материал при построении собственных высказываний, при его восприятии в речи других, выделять в лексическом материале необходимые для запоминания обобщающие признаки («семные конкретизаторы»); ассоциировать словесные пары тематически связанных слов; правильно кодировать и декодировать словарный материал.
В результате таких причин теряются многие речевые характеристики высказываний. Учащиеся не умеют:
а) отражать требуемое количество фактов в своём высказывании имеющимися лексическими единицами;
б) высказываться логично и грамотно, доказательно аргументировать свою мысль;
в) усложнять свои высказывания за счёт знакомых лексико-грамматических средств;
г) насыщать высказывание лексическими единицами по заданной теме;
д) проводить лексическую коррекцию;
е) запрашивать отсутствующие слова у учителя или у партнёра по общению.
Когнитивный подход в обучении лексике выдвигает на первый план создание прочного образа иноязычного слова. А образы, как известно, играют важную роль в памяти и научении. Сформированный и находящийся в памяти образ слова носит когнитивный (ментальный) характер. Создание образов слов представляет особый способ организации языкового и речевого опыта учащихся. Работа по созданию когнитивного образа слова проводится на этапе концептуализации. На этом этапе ученик испытывает потребность в слове как единице лексикона, потребность в обширной и разнообразной информации о слове как будущей ориентировочной основе для действия с ним. Отдельные учёные вообще считают, что главный акцент на данном этапе следует делать на осознании языковых особенностей иностранного слова в сопоставлении с родным.
После создания образа слова и накопления определённой дозы информации о нём наступает самый важный и ответственный этап - этап интериоризации. Суть этапа сводится к «постепенному развитию умения употреблять новую лексику, её запоминанию, переводу на уровень долговременной памяти». Информация, полученная о слове, особым образом перерабатывается сознанием школьника и организуется в виде специальных объединений (сетей, признаковых структур). В такой деятельности участвуют как высшие, так и низшие когнитивные процессы. В этой ситуации категория образа является формой и инструментом всей познавательной деятельности ученика.
На следующем этапе (этапе тренировки) происходит создание ассоциативных связей у введённого слова. Созданный ранее когнитивный образ слова между тем становится более прочным. Он по-прежнему сопровождает языковую и речевую деятельность ученика, в результате чего и происходит процесс «кристаллизации», «вращивания» сформированных образов в разные виды образований. «Кристаллизация» происходит не сама по себе, а при соблюдении определённых условий:
а) наличие высокого уровня мотивации
б) наличие положительного языкового и речевого опыта
в) наличие чувства языка
г) наличие комбинаторных способностей
д) наличие элементов эвристичности в языковой деятельности учащихся
е) наличие элементов креативности в речевой деятельности учащихся (при порождении и восприятии)
На этапе тренировки ученик должен научиться опознавать слово в чужой речи, адекватно и правильно употреблять его в своей речи для решения целого круга поставленных коммуникативных задач. Оперирование словом в уме – это главное и основное условие практического владения им.
Важным условием владения лексическим аспектом речи на иностранном языке является создание разветвлённой системы связей у слова. Такие связи образуются за счёт включения в познавательный процесс комплекса действий аналитического характера. К числу таких действий можно отнести: а) классификацию; б) распределение слов по рубрикам; в) категоризацию; г) аргументацию; д) обобщение; е) вывод знаний о структуре (форме) слова, о структуре его значений, о способах появления новых значений, о появлении новых сем у слова; ж) коррекцию сведений о структуре значений слова; з) уточнение лексического фона на основе контекста; и) выражение оценки и своего отношения к сказанному, прочитанному, услышанному.
Для достижения целей и задач по овладению лексикой с учётом требований когнитивного подхода рекомендуется специальная группа упражнений. Достигаемый с помощью таких упражнений требуемый уровень автоматизма позволяет несколько снизить функциональную зависимость лексических навыков от когнитивных процессов.
Цель таких упражнений состоит:
а) в создании когнитивного образа слова;
б) в образовании устойчивых ассоциативных связей слова с ситуацией, тематикой и другими лексическими единицами (развитие лексической памяти)
в) в развитии у учащихся умений прогнозировать лексический материал;
г) в развитии умений кодировать лексическую информацию разными способами;
д) в развитии лексической креативности;
е) в актуализации когнитивного образа слова с целью выражения речевой интенции;
ж) в умении выделять в структуре значения слова семы, связанные с культурой народа, и умело пользоваться таким видом лексики.
Приведём примеры обсуждаемых упражнений. В упражнениях используется языковой и речевой материал учебников немецкого языка для средней школы серии «Schritte» (И.Л. Бим и др.)
- Упражнения на развитие лексической памяти и на создание когнитивного образа слова.
Вспомните слова, которые содержат в своём составе mm;
z.B. das Zi—er k---en s----ln der K--- die Sa---ung der Sa---er u.w.
Назовите слова с удвоенной буквой, передающей согласный звук( до 10 примеров)
Tt nett, fett… …
Rr Herr herrlich… …
Ss wissen passen… …
Ff hoffen Afft… …
Gg Flagge Waggon… …
Назовите слова с удвоенной буквой, передающей гласный звук (до 10 примеров)
Aa Paar Saat
Ee Kaffee, Tee
Oo Zoo, Boot
Прочитайте группу слов, обращая внимание на их правописание. Напишите значение указанных слов
1. Seite-Saite 1________ 1.__________
2. im ihm 2________2_______
3. Kahn---kann 3_______3________
4 Kamm-kam 4_________4________
5. fuhlen – fullen 5_______5________
Прочитайте следующие сокращения, расшифруйте и напишите их полные варианты: IGA, BWM, WRD, ARD
- Упражнения на развитие лингвокреативного мышления
Вспомните как можно больше глаголов, которые могут сочетаться с указанными словами; die Schule, die Heimat, das Gedicht.
Составьте как можно больше глагольных словосочетаний со следующими ключевыми словами и запишите их:
der Brief--- schreiben, schicken, kommentieren, besprechen, in den Briefkasten einwerfen.
Выберете в скобках слова, которые могут сочетаться с ключевыми глаголами. Запишите словосочетания, составьте с ними предложения:
- bewundern (die Natur, das Lob, die schone Gegend, der Fernseher, das Bild
- bestellen (das Buch, der Anfang, das Reiseziel, das Telefonbuch, die Organisation)
- wahlen (das Reiseziel, das Lob, das Kleidungstuck, die Natur, die Kindheit).
- Упражнения на прогнозирование слов и словосочетаний.
а) Подберите подходящие слова из правого столбца к указанным словам слева:
Kein Tag ohne Motor
Kein Zimmer ohne Beine
Kein General ohne Abend
Kein Tisch ohne Fenster
Kein Auto ohne Soldaten
б) Найдите окончание пословиц.(Они приведены под чертой). Назовите полные варианты. Составьте с ними короткие рассказы, которые бы иллюстрировали их смысл:
Arbeit ist kein Hase… was der Sommer beschert
Der Apfel fallt… lauft nicht in den Wald
Der Winter verzehrt nicht weit vom Stamm.
в) Рассмотрите сюжетную картинку по теме «Семья», «Зима» и т.д
Спрогнозируйте и запишите словосочетания, которые можно было бы употребить при описании данной картинки. Затем прослушайте микротекст учителя, отметьте в своём листочке словосочетания, употреблённые в микротексте.
г) Прочитайте заголовки некоторых статей, скажите, о чём может идти речь в этих статьях: “Kein Geld fur das neue Stadion”, “Auslander bald auch im Parlament?”
- Упражнения на развитие лексической креативности.
Составьте ассоциограмму по теме «Heimat» и придумайте рассказ на её основe
Die Heimat, Heimatort, Lieblingsort,bekannte Menschen u.w.
Staat | |
Natur | |
Kultur |
Составьте карту памяти «(когнитивную схему») на основе темы «Покупки в магазине». Расскажите о своём последнем визите в продовольственный магазин.
Geschichte |
Образуйте сложные слова по цепочке, образуйте сложные слова от следующих основ, переведите образованные слова на русский язык. Herbstwind, Herbstwetter, Herbstblatter…
- Упражнения на усвоение культурных компонентов в структуре значения слов.
Найдите картинки к следующим достопримечательностям г. Берлина.
Опишите их, используя знакомые слова из урока и слова из других тем. Brandenburger Tor, Alexanderplatz, der Tiergarten.
Обьясните следующие понятия, связанные с проведением пасхальных праздников в Германии der Osterhase, Ostermontag, das Ostereir, der Palmensontag.
Что вы знаете о следующих немецких фирмах: Siemens, Burda-Moden, Adam Opel AG,…
Приведённые выше упражнения направлены на осознанное владение иноязычным словом из школьного учебника.
На сегодняшний день методика обучения общению на иностранном языке дошкольников и младших школьников может быть охарактеризована, как одна из наименее разработанных. От того как педагог общается с ребёнком на изучаемом языке, во многом зависит успешность развития у детей иноязычных коммуникативных умений. На занятии общение на иностранном языке строится по принципу «здесь и сейчас», речь идёт о создании коммуникативных ситуаций, следовательно и ситуации общения должны возникать для ребёнка «как бы вдруг», неожиданно, хотя они в действительности подготовлены педагогом и возникают по его желанию. Кроме того, любую на занятии ситуацию педагог должен стремиться превратить в игру- общение на иностранном языке. Такие ситуации требуют немедленного ответного действия ребёнка – вербального или невербального, стимулируя тем самым коммуникацию. Дальнейшее неоднократное разыгрывание похожих ситуаций становится основой для развития иноязычных коммуникативных умений у детей. Педагогу, в свою очередь, следует научиться создавать ситуации игрового общения с необходимым набором наглядных компонентов, которые ребёнок может использовать в качестве опор для понимания содержания речи и ситуации в целом. Здесь уместно использование различных игрушек, кукол, наглядные компоненты ситуации должны быть яркими, запоминающимися. Очень важно игровое общение сделать весёлым, эмоциональным - ведь от этого зависит успешность овладения языком. Главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они хотели это делать. На начальном этапе обучения ИЯ активно используются различные игры, которые направлены на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком. При отборе игр необходимо исходить из цели обучения на каждом возрастном этапе.
Во втором классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения, письма. Отсюда набор игр на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений. Например, игра «Репортёр», цель которой - закрепить лексику (Wie heisst du ? Woher kommst du? Wie alt bist du?)
Игра «Живые картинки» - цель: закрепить первые фразы на немецком языке (Guten Tag! Ich heisse…. Und du? Wie heisst du?)
Игра «Отгадай –ка» - цель: научить воспринимать на слух небольшой текст с целью полного понимания содержания (Das ist ein Madchen. Es ist klein. Es hat rotes Kapchen. Wer ist das?)
Каждый урок во втором классе начинается с фонетической гимнастики. Считалки, песенки, четверостишия направлены на развитие и совершенствование произношения, создания благоприятного эмоционального настроя на урок.
На начальном этапе обучения необходимо проводить на уроке физкультминутки на немецком языке. Для этой цели используются рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различные упражнения. Вот некоторые из них:
1.Tick- tack guten Tag
Tick- tack guten Tag.
2. 1,2,3,4 –
alle, alle turnen wir!
3. Ich bin gross, wie ein Haus.
Ich bin klein, wie eine Maus.
Такие моменты не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того дети упражняются в произношении.
Для развития внимания и памяти можно использовать следующие упражнения: «Снежный ком» упражнение позволяет в короткое время (7-10 мин.) усвоить до 30 лексических единиц: первый учащийся называет какое – либо слово, например der Winter, второй повторяет слово, названное первым учеником и называет своё – der Winter und die Schneeflcken и т.д. по кругу. Повторяя многократно вслух и про себя слова, учащийся запоминает их непроизвольно. Упражнение «Составь рассказ» учитель раздаёт учащимся разрезанную по отдельным предложениям небольшую сказку, рассказ, историю сюжетного характера, учащиеся, читая по – цепочке каждый своё предложение, в итоге должны передать смысл прочитанного таким образом рассказа. Помимо внимания это упражнение способствует развитию и формированию навыков и умений восприятия иноязычной речи на слух. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить создание словарного запаса и предотвращение его забывания, а затем использование его в речи.
Песни на уроке оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Песни на немецком языке популярны среди учащихся и являются объектом их повышенного интереса.
Использование песен на немецком языке весьма актуально на начальном этапе обучения ИЯ. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащихся, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, но в отличие от текстов, которые информируют читателя, т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня воздействует на эмоции человека и его образно-художественную память. С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода песенный материал, будучи образцом музыкальной инокультуры и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку, является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Песня на уроке ИЯ даёт толчок детскому творчеству. Учащийся сам может придумать песню, положив на знакомую, или придуманную им самим мелодию, доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить всё, даже обычное приветствие или прощание, например: «Wir gehen, gehen, gehen. Auf Wiedersehen!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников
Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьниковВыступление....
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.
В статье раскрывается суть нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...
Статья на тему:"Личностно ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников"
Из опыта работы учителя начальных классов...