Интерактивные технологии на уроках английского языка в начальной школе.
методическая разработка по иностранному языку на тему

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии на уроках английскогоя зыка в начальной школе.

                                               «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

                                                                             Каюкова Наталья Федоровна

                                                                  учитель английского языка

МБОУ СОШ №9 г. Нефтеюганск.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной   из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.

На мой взгляд, для достижения данной цели на уроках английского языка невозможно обойтись без применения интерактивных технологий обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1)пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2)активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3)интерактивная– inter(взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

Что же касается технологий интерактивного обучения,  то их существует огромное количество, ведь под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Т.о. интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Вот несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемых мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в пятом и в одиннадцатом классе.

Например, технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и сменных. На мой взгляд, такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку. Я широко использую данный метод при работе с тексами, отработке диалогической речи.

Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. На своих уроках я использую сменные малые группы, созданные путем жребия. Например, в рамках изучения темы: «English-speaking countries» в 4 классе  уже несколько лет я практикую следующую схему работы:

1 этап – опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одной из стран.  Выбор страны происходит путем жеребьевки.

2 этап – работа в малых группах: Великобритания, США, Канада, Австралия. Ребята делятся найденной информацией, систематизируют ее.

3 этап – работа в малых группах. Каждый учащийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей стране.

4 этап – сравниваем, заполняем таблицы, дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим мини рассказы об англо-говорящих странах.

Технология «Карусель». Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Я стараюсь часто применять данную технологию, так как детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу,  а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу  через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Достаточно эффективен такой прием, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Следующая технология « Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Я использую данный вид работы в рамках изучения тем  «хобби, семья, одежда, дом» параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Например, в рамках изучения темы: «Мой дом» в 3 классе,  каждый участник получает лист с перечнем  вопросов-заданий  узнай:

Сколько человек живет в многоквартирных домах? Сколько имеет свою собственную комнату? Сколько человек дружит с соседями? и т.д. Моя задача – помочь сформулировать вопросы и ответы, следить, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Технология «Незаконченное предложение». На своих уроках я предлагаю ребятам прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Подобную технологию «Групповой рассказ» я использую при отработке грамматического материала. Каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.

Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности, это и ролевые игры, дебаты, дискуссии, семинары.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование интерактивных методов активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Их использование дают и ученику и учителю возможность самовыражения. Урок становится желанным, потому что на нем «происходят» события, сказки, проблемные вопросы, ситуативные диалоги и головоломки. Использование интерактивных технологий – способ достижения такой атмосферы в классе, которая способствует сотрудничеству, доброжелательности, даёт возможность оживить учебную  деятельность как школьников, так и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Разработки для интерактивной доски к урокам английского языка в начальной школе

Нужно отметить, что я не сразу начала непосредственно работать с интерактивной доской. Сначала ее использовала как экран для демонстрации какого-либо грамматического материала или для самостоятельной ...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...