"Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка"
методическая разработка по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В методической разработке раскрываются методические принципы формирования универсальных учебных действий (далее УУД) в начальной школе, даны понятия, виды и функции УУД, а также их связь предметом "Английский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках
английского языка в начальной школе
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения иностранному языку лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно- ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих
видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Актуальность формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности изучения иностранного языка всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность
проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины
которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и
свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Методологические принципы концепции формирования
универсальных учебных действий на уроках английского
языка в начальной школе
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения иностранному языку.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная
специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода при изучении английского языка повышает эффективность иноязычного образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:
1) регулятивный; 2) познавательный; 3) коммуникативный.
Регулятивные действия (организационные) обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия предполагают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы предполагают:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Функции универсальных учебных действий
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося и выполняют следующие функции:
- обеспечивают возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Возрастные особенности формирования
универсальных учебных действий у младших школьников
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и
характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие регулятивных действий на уроках английского языка связано с формированием произвольности поведения и деятельности. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения.
Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Познавательные универсальные учебные действия
Для успешного изучения английского языка в начальной школе необходимы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект,
осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение проблем выступает и как цель, и как средство обучения.
Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Коммуникативные учебные действия
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В этот период также происходит интенсивное
установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества на уроках английского языка формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, в более ранние сроки, с более высокими показателями и в более широком спектре.
Связь универсальных учебных действий
с предметом «Английский язык»
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Успешность формирования и развития универсальных учебных действий на уроках английского языка решающим образом зависит от способа построения содержания учебного предмета.
Требования к результатам изучения предмета Английский язык включают формирование всех видов универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных.
В процессе изучения предмета «Английский язык» у учащихся формируются и развиваются регулятивные умения в постановке цели, определении последовательности действий, их корректировке, контроле и оценивании.
Учебный предмет «Английский язык» обеспечивает формирование следующих познавательных умений и действий:
1. Поиск и выделение необходимой информации прочитанного или прослушанного текста, применение методов информационного поиска.
2. Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного и прочитанного текстов: определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие различных видов текстов.
3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
4. Умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
5. Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.
6. Умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации
7. Умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
8. Анализ объекта с целью выделения существенных и несущественных признаков.
9. Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов текста, предложения, фразы, слова.
10. Установление причинно-следственных связей.
11. Построение логической цепочки рассуждения.
12. Знаково-символическое моделирование.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, освоение правил звукового строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой), моделирования (например, звукового состава слова путем составления транскрипционной схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках английского языка используется графическая символика.
Коммуникативные умения и действия формируются и развиваются на уроках английского языка в направлениях взаимодействия, кооперации и интеоризации.
Так, на уроках английского языка учащиеся, работая в группе, ориентируются на позицию и учитывают мнение товарищей по группе, учатся обосновывать, доказывать свою точку зрения; при составлении и разыгрывании диалогов, дети ориентируются на партнера по совместной деятельности; во время ответа или монологического высказывания учащиеся осуществляют коммуникативные речевые действия для передачи информации одноклассникам и учителю.
Также учащиеся учатся владеть различными формами устных публичных выступлений, приемами риторики и, в общем, культурой речи.
В таблице 1. представлены примеры заданий из УМК В.П.Кузовлева и др., «Английский язык» для учащихся начальной школы (2-4 классы), формирующие универсальные умения и действия.
Таблица 1.
Виды УУД | Формируемые умения и действия | Учебные задания |
Коммуникативные | Организация совместной деятельности: - работа в группе -умение договариваться -соблюдение условий игры -толерантное отношение к удачам других и своим неудачам -осуществление контроля деятельности - владение приемами риторики -владение культурой устной и письменной речи - умение слушать и принимать мнение другого -построение простого речевого высказывания | Игры и игровые ситуации: Учебник 2 класса, с.26 у.3. Игра “Ring a number”: дети «разбиваются» на команды, по очереди обводят число, заранее записанное на доске, передают мел участникам своей команды. Команда, не допустившая ни одной ошибки – победитель. Совместно обсуждаются итоги игры. Рабочая тетрадь для 2 класса, с.66 у.1. Впишите в таблицу имена 4-х одноклассников, расспросите друг друга о том, что вы умеете делать, заполните таблицу. Составление рассказов в соответствии с заданиями: Учебник 2 класса, с.35. у.6,8 Составление рассказов “Sports and Games”, “My Favourite Mascot”. Работа в парах: С.35 у. 5: разыгрывание диалога о любимых видах спорта. Рабочая тетрадь для 2 класса – с.42 у.2 – написание письма Санта Клаусу об ожидаемом подарке на Новый год. |
Познавательные общеучебные логические постановка и решение проблемы | - умение слушать и понимать речь других - овладение приемам выразительной речи - овладение приемам пересказа - извлечение необходимой информации их прослушанных и прочитанных текстов различных жанров -применение информационного поиска - работа с основными компонентами учебника, рабочей тетради, книги для чтения (преобразование текста в таблицу, схему, график и наоборот) - анализ объектов с целью выделения существенных \несущественных признаков - выделение существенных признаков объекта - проведение разных видов сравнения - установление причинно-следственных связей - классификация объектов - формулирование проблемы - создание способов решения проблем творческого и поискового характера | - следование указаниям учителя - выполнение заданий аудирования - выслушивание ответов одноклассников - выразительное чтение стихотворений, считалок - пересказ небольших по объему текстов Книга для чтения 3 класс, с.30, у.31):прочитайте стихотворение. Сосчитайте. сколько детей в классе Дейва?, у.32) что делают герои стихотворения? С.30, у. 55) – поставьте галочку после вопросов, на которые есть ответы в тексте. -использование лингвострановедческого справочника для поиска неизвестной информации, словаря для поиска значения английских слов - Рабочая тетрадь 2 класс, с.67 у.2: Прослушайте, что Хелен и Майк говорят о своих любимых увлечениях, отметьте в таблице. Рабочая тетрадь 4 класс. С.39 у.2 – используя am, is, are, составьте предложения в соответствии с таблицей. Книга для чтения 3 класс, с.62 у.32) – заполнение таблицы данными из текста. Рабочая тетрадь 2 класс. С.29 у.3 – обведите похожие буквы в русском и английском алфавитах, назовите их - разнообразные упражнения на восстановление недостающих данных (в слове, предложении, тексте) - Книга для чтения 3 класс, с.43 у.22) - выбор правильного значения выделенных слов в соответствии с контекстом - составление плана прочитанного текста - Книга для чтения 3 класс, с.67 у.22) – постановка отрывков текста в правильной последовательности - разбиение звуков, слов, предложений на группы в соответствии с заданием: рабочая тетраль 4 класс, с.48, у.2 - прослушивание задания и соединение названия учебных принадлежностей с именами детей, которым они принадлежат - Рабочая тетрадь 2 класс, с.69 у.1 – самостоятельный выбор объекта неизвестных одноклассникам, задавая вопросы друг другу, учащиеся отгадывают выбранный объект - с.76-78 (там же) – составление своей собственной книги (задание “Make your own book”) |
Регулятивные | - осуществление рефлексии способов и условий действий - осуществление контроля и оценки процесса результатов деятельности | -самоконтроль, самокоррекция при выполнении заданий в классе и дома. Рабочая тетрадь 4 класс, с.37, у.2 – прочитайте письмо, подчеркните 6 слов с орфографическими ошибками, напишите слова правильно. |
Следует отметить, что в УМК В.П.Кузовлева и др. «Английский язык» для начальной школы представлено достаточное количество упражнений и заданий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных, универсальных) умений и действий для успешности обучения, в том числе, и английскому языку, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.
Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное
планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально- исторических условиях развития общества.
В заключении перечислим основные этапы реализации методологии и технологии формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе:
1. Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в обучении английскому языку, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся начальной школы.
2. Определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.
3. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий на уроках английского языка, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
4. Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к изучаемому предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предмета «Английский язык».
5. Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
6. Создание учебников английского языка нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителя.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность изучения английского языка, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Универсальные учебные действия обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей и определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предмета «Английский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.
В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....
Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.
Статья по теме:"Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.".Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацелены на разв...
«УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности &ndash...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка»
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...