Артикуляционная гимнастика при обучении произнесению некоторых согласных звуков английского языка.
статья по иностранному языку (1, 2 класс) по теме
Целью учителя при обучении английскому языку является постановка правильного иноязычного произношения (Received Pronunciation). Предлагаются некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, помогающие ребенку научиться правильно произносить некоторые согласные звуки английского языка (/h/, /d/, /t/, /r/, /w/).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика при обучении произнесению некоторых согласных звуков английского языка.
Семенюта Галина Васильевна,
учитель английского языка,
ГБОУ средняя школа № 490,
Санкт-Петербург
Английское произношение – это один из самых сложных моментов в изучении английского языка, которому в школе уделяется мало внимания из-за недостатка времени. В результате учащиеся говорят с сильным русским акцентом, и носители языка испытывают трудности в понимании их речи.
Целью учителя является постановка правильного иноязычного произношения (Received Pronunciation –RP).
Задачами при постановке произношения являются:
- формирование и развитие фонематического слуха;
- формирование верного произносительного стереотипа:
- дифференциация поставленного звука и в фонетической системе английского языка и между английской и русской фонетическими системами;
- автоматизация звуков в речи.
При постановке звуков используются следующие приемы:
- демонстрация артикуляции;
- контроль артикуляции с помощью зеркала;
- использование наглядных средств (объяснение и показ уклада органов артикуляции, жестовая подсказка);
- артикуляционная гимнастика;
- анализ сходства и различия в произношении и звучании дифференцируемых звуков;
- закрепление звуков в словах и речи;
- лингафонное аудирование.
Работа над звукопроизношением начинается для дошкольников и школьников 1-2 классов с различения понятий «звук» (речь) и «буква», затем учитель и ученики работают над постановкой звуков.
Далее приводятся примеры артикуляционной гимнастики для постановки некоторых звуков, трудных для русскоязычных детей.
Звук /h/
Такого звука в русском языке не существует.
Упражнение 1 «Рисунок на зимнем стекле»
Ребенок открывает рот, как будто произносит русский звук /a/. Язык при этом расслаблен. Затем ребенок дует на зеркало таким образом, чтобы остался круглый след. Язык при этом расслаблен, выдыхаемая струя воздуха широкая, звук слабый и придыхательный. ребенок может пальчиком нарисовать что-нибудь на образовавшемся на зеркале влажном островке.
Упражнение 2
Учащийся подносит зеркало к губам и произносит русский звук /х /. На зеркале не остается следа от выдыхаемого воздуха.
Потом ребенок произносит звук близкий к английскому /h/, оставляя влажный воздушный след на зеркале.
Упражнение 3
Ладонь ребенка ставится на гортань, ребенок произносит звук /х/, ощущая в области гортани движение вверх.
Затем ребенок. не убирая руку от горла, произносит звук /h/, не чувствуя движения в области гортани.
Словадлядифференциациизвука /h/: and-hand, eel-heel, old-hold, ill-hill, ear-hear, eye-high, eat-heat, it-hit.
Звуки /t/и /d/.
Упражнение 1 «Нахождение альвеол»
Ребенок ставит кончик языка за верхними зубами, находит альвеолы и поглаживает их языком.
Упражнение 2 «Вверх – вниз»
Ребенок опускает язык за нижние зубы, не закрывая рта. Затем он поднимает язык и касается альвеол кончиком языка.
Упражнение 3 «Дождик пошел»
Когда язык касается альвеол, ребенка просят добавить струю воздуха и быстро опустить язык. Получившийся звук слегка напоминает удар капли дождя по оконному стеклу.
Упражнение 4 «Град пошел»
Выполняется как упражнение 3, но ребенка просят добавить голос. Получается звук, немного напоминающий удар градин по крыше.
Для дифференциации английских и русских звуков звуковя прошу детей прочесть стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет», а затем читаю его с английским акцентом, как бы его прочитал английский ребенок, изучающий русский.
Звук/r/.
Такого звука в русском нет.
Упражнение 1
Рот приоткрыт и ребенок видит в зеркале движения своего языка. Затем ребенок поднимает кончик языка (язык расслаблен) и слегка его загибает. Обращается внимание ребенка на соприкосновение боковых сторон языка и десен.
Упражнение 2 «Рычание тигра»
Исходное положение органов артикуляции такое же, как в начале упражнения 1. Ребенок дует на загнутый кончик языка. Обращают внимание ребенка на образование широкой щели и ощущает прохождение струи воздуха кончиком языка. Получается звук, напоминающий рычание.
Звук /w/.
Этот звук в русском не существует.
Упражнени1 «Поцелуй»
Рот ученика слегка приоткрыт, губы расслаблены.
Затем ребенок дотягивается губами до своего изображения в зеркале, как бы целуя его, нопри этом не меняя положение нижней челюсти и не касаясь зеркала. ребенок чувствует суженное круглое отверстие, образовавшееся в результате выдвижения напряженных губ.
Ребенок также может сильно и быстро коснуться зеркала, оставляя круглый отпечаток губ на зеркале с небольшим круглым отверстием между отпечатком губ.
Упражнение 2 «Завывание ветра»
Исходное положение органов артикуляции, как в упражнении 1. Ребенок дотягивается губами до тыльной стороны ладони, расположенной вертикально на расстоянии около 5 Из этого положения он дует на ладонь[a], чувствуя, что струя, коснувшаяся ладони, теплая и круглая.
При повторении упражнения ребенок добавляет голос. Получившийся звук напоминает завывание ветра.
Упражнение 3 «Играв со звуком - шариком»
Исходное положение органов артикуляции, как в упражнении 2.Ребенок произносит звук быстро, чтобы на поверхности зеркала не осталось следа. Звук становится более ясным и округлым, как будто губы играют с шариком.
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з; развития речи, логического мышления, памяти...
Дополнительные отработки некоторых тем по английскому языку во втором классе
зачастую, в самом начале изучения английского языка, ученикам необходимо как следует закреплять материал, набивая руку в письме, прорабатывая одно и тоже разным способом, чтобы лучше усвоить базу без ...
Методическая разработка по обучению чтению. Презентация "Гласные буквы и звуки английского языка"
Данная презентация содержит примеры чтения гласных букв в открытом и закрытом слоге, может быть использована на уроках как для введения нового материала, так и для отработки навыков чтения в классе и ...
Артикуляционная гимнастика для всех свистящих, шипящих, сонорных звуков
Артикуляционная гимнастика для всех свистящих, шипящих, сонорных звуков...
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков
В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...