Артикуляционная гимнастика при обучении произнесению некоторых согласных звуков английского языка.
статья по иностранному языку (1, 2 класс) по теме

Семенюта Галина Васильевна

Целью учителя при обучении английскому языку является постановка правильного иноязычного произношения (Received Pronunciation). Предлагаются некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, помогающие ребенку научиться правильно произносить некоторые согласные звуки английского языка (/h/, /d/, /t/, /r/, /w/).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика при обучении произнесению некоторых согласных звуков английского языка.

Семенюта Галина Васильевна,

                                                  учитель английского языка,

                                                    ГБОУ средняя школа № 490,

                               Санкт-Петербург

Английское произношение – это один из самых сложных моментов в изучении английского языка, которому в школе уделяется мало внимания из-за недостатка времени. В результате учащиеся говорят с сильным русским акцентом, и носители языка испытывают трудности в понимании их речи.

Целью учителя является постановка правильного иноязычного произношения (Received Pronunciation –RP).

Задачами при постановке произношения являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха;
  • формирование верного произносительного стереотипа:
  • дифференциация поставленного звука и в фонетической системе английского языка и между английской и русской фонетическими системами;
  • автоматизация звуков в речи.

При постановке звуков используются следующие приемы:

  • демонстрация артикуляции;
  • контроль артикуляции с помощью зеркала;
  • использование наглядных средств (объяснение и показ уклада органов артикуляции, жестовая подсказка);
  • артикуляционная гимнастика;
  • анализ сходства и различия в произношении и звучании дифференцируемых звуков;
  • закрепление звуков в словах и речи;
  • лингафонное аудирование.

Работа над звукопроизношением начинается для дошкольников и школьников 1-2 классов с различения понятий «звук» (речь) и «буква», затем учитель и ученики работают над постановкой звуков.

Далее приводятся примеры артикуляционной гимнастики для постановки некоторых звуков, трудных для русскоязычных детей.

Звук /h/

Такого звука в русском языке не существует.

Упражнение 1 «Рисунок на зимнем стекле»

Ребенок открывает рот, как будто произносит русский звук /a/. Язык при этом расслаблен. Затем ребенок дует на зеркало таким образом, чтобы остался круглый след. Язык при этом расслаблен, выдыхаемая струя воздуха широкая, звук слабый и придыхательный. ребенок может пальчиком нарисовать что-нибудь на образовавшемся на зеркале влажном островке.

Упражнение 2

Учащийся подносит зеркало к губам и произносит русский звук /х /. На зеркале не остается следа от выдыхаемого воздуха.

Потом ребенок произносит звук близкий к английскому /h/, оставляя влажный воздушный след на зеркале.

Упражнение 3

Ладонь ребенка ставится на гортань, ребенок произносит звук /х/, ощущая в области гортани движение вверх.

Затем ребенок. не убирая руку от горла, произносит звук /h/, не чувствуя движения в области гортани.

Словадлядифференциациизвука /h/: and-hand, eel-heel, old-hold, ill-hill, ear-hear, eye-high, eat-heat, it-hit.

Звуки /t/и /d/.

Упражнение 1 «Нахождение альвеол»

Ребенок ставит кончик языка за верхними зубами, находит альвеолы и поглаживает их языком.

Упражнение 2 «Вверх – вниз»

Ребенок опускает язык за нижние зубы, не закрывая рта. Затем он поднимает язык и касается альвеол кончиком языка.

Упражнение 3 «Дождик пошел»

Когда язык касается альвеол, ребенка просят добавить струю воздуха и быстро опустить язык. Получившийся звук слегка напоминает удар капли дождя по оконному стеклу.

Упражнение 4 «Град пошел»

Выполняется как упражнение 3, но ребенка просят добавить голос. Получается звук, немного напоминающий удар градин по крыше.

Для дифференциации английских и русских звуков звуковя прошу детей прочесть стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет», а затем читаю его с английским акцентом, как бы его прочитал английский ребенок, изучающий русский.

Звук/r/.

Такого звука в русском нет.

Упражнение 1

Рот приоткрыт и ребенок видит в зеркале движения своего языка. Затем ребенок поднимает   кончик языка (язык расслаблен) и слегка его загибает. Обращается внимание ребенка на соприкосновение боковых   сторон языка и десен.

Упражнение 2 «Рычание тигра»

Исходное положение органов артикуляции такое же, как в начале упражнения 1. Ребенок дует на загнутый кончик языка. Обращают внимание ребенка на образование широкой щели и ощущает прохождение струи воздуха кончиком языка. Получается звук, напоминающий рычание.

Звук /w/.

Этот звук в русском не существует.

Упражнени1 «Поцелуй»

Рот ученика слегка приоткрыт, губы расслаблены.

Затем ребенок дотягивается губами до своего изображения в зеркале, как бы целуя его, нопри этом не меняя положение нижней челюсти и не касаясь зеркала. ребенок чувствует суженное круглое отверстие, образовавшееся в результате выдвижения напряженных губ.

Ребенок также может сильно и быстро коснуться зеркала, оставляя круглый отпечаток губ на зеркале с небольшим круглым отверстием между отпечатком губ.

Упражнение 2 «Завывание ветра»

Исходное положение органов артикуляции, как в упражнении 1. Ребенок дотягивается губами до тыльной стороны ладони, расположенной вертикально на расстоянии около 5       Из этого положения он дует на ладонь[a], чувствуя, что струя, коснувшаяся ладони, теплая и круглая.

При повторении упражнения ребенок добавляет голос. Получившийся звук напоминает завывание ветра.

Упражнение 3 «Играв со звуком - шариком»

Исходное положение органов артикуляции, как в упражнении 2.Ребенок произносит звук быстро, чтобы на поверхности зеркала не осталось следа. Звук становится более ясным и округлым, как будто губы играют с шариком.

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з; развития речи, логического мышления, памяти...

Дополнительные отработки некоторых тем по английскому языку во втором классе

зачастую, в самом начале изучения английского языка, ученикам необходимо как следует закреплять материал, набивая руку в письме, прорабатывая одно и тоже разным способом, чтобы лучше усвоить базу без ...

Методическая разработка по обучению чтению. Презентация "Гласные буквы и звуки английского языка"

Данная презентация содержит примеры чтения гласных букв в открытом и закрытом слоге, может быть использована на уроках как для введения нового материала, так и для отработки навыков чтения в классе и ...

Артикуляционная гимнастика для всех свистящих, шипящих, сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для всех свистящих, шипящих, сонорных звуков...

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков

В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...