Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья по иностранному языку на тему
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Эрзин
на тему:
Выполнила: учительница
английского языка Шоюнзун
Кара-кыс Кара-ооловна
Эрзин – 2014 год.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I . Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Организация урока с позиции здоровьесбережения ……………………….5
Причины и симптомы утомления учащихся на уроке……………………..7
Глава II. Методы сбережения здоровья на уроке английского языка….8
Физкультурные минутки как вид релаксации на уроке…………………13
Заключение………………………………………………………………….…..15
Список использованной литературы………………………………………17
Введение.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз.
Быть здоровым – это естественное желание человека. здоровый духовно-развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать начиная с самого раннего детства. Причем, здоровье детей мы должны с разных сторон:
- в физическом плане (ребенок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
- в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
- в нравственном плане (честен, эмпатичен, самокритичен);
- в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
- в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности учащихся на уроках. Одним из самых негативных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям. Исходя из вышесказанного цель моей проблемы – создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты; воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей.
Задачи: создание благоприятного нравственно-психологического климата в классе; развитие способности к самостоятельности; формирование и поддержка творческой активности учащихся; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей.
Глава I . Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Организация урока с позиции здоровьесбережения.
Английский язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках английского языка с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению их здоровья. При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:
- 5 – 25-я минуты – 80%;
- 25 – 35-я минуты – 60 – 40%;
- 35 – 40-я минуты – 10%;
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока (таблица 1), которые характеризуются:
- продолжительностью;
- объемом нагрузки;
- характерными видами деятельности.
Таблица 1
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
№ | Этап урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 | 1-й этап – вводный (организационный момент, зарядка, вводная беседа) | 5 мин. | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. повторение |
2 | 2-й этап - основной | 20-25 мин. | Максимальная работоспособность. Снижение на 15-й минуте | Продуктивная, творческая. Знакомство с новым материалом |
3 | 3-й этап – заключительный (актуализация пройденного материала) | 10-15 мин. | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная. Отработка узловых моментов пройденного материала |
Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования, и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.
В таблице 2 приведен пример наиболее рациональной организации урока английского языка.
Таблица 2
Структура рациональной организации урока английского языка
№ | Факторы урока | Показатели |
1 | Плотность урока* | Не менее 60% и не более 80% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4 – 7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 | Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7 – 10 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2 – 3 |
*Плотность урока – количество времени, затраченного школьником на учебную работу
Причины и симптомы утомления учащихся на уроке.
Утомление обычно проявляется снижением работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. О развитии утомления у школьников свидетельствуют следующие признаки:
- снижение продуктивности труда: увеличение количества ошибок и времени выполнения задания;
- изменение почерка;
- ослабление внутреннего торможения: проявление двигательного беспокойства (в т. ч. «кривляние», ерзание), частые отвлечения, рассеянность внимания;
- шум в классе;
- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
- жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе.
Главные причины, вызывающие утомление учащихся на уроке:
- профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
- перегруженность школьных учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
- переполненность классов (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
- несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и в школе;
- нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого учащимся следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном во время учебных занятий. После такого активного короткого отдыха повышается внимание, улучшается восприятие учебного материала.
Глава II. Методы сбережения здоровья на уроке английского языка.
Урок английского языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроке английского языка нужно создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего урока и позволяют избежать переутомления. С целью погружения в языковую среду и «разогрева» обучающихся, можно начать урок с пальчиковой игры «Mr. Thumb».
- “Mr. Thumb, Mr. Thumb how are you?”
- “I’m OK, I’m OK. Thank you”.
Для снятия усталости и повышения работоспособности включать короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку нужно обратить внимание на следующее:
- Важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
- Преимущественно подбирать стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
- Текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.
Hands up, hands down, Two little feet go tap, tap, tap.
Hands on hips, sit down. Two little hands go clap, clap, clap.
Hands up, to the sides, One little leap up from the chair,
Bend left, bend right. Two little arms go up in the air.
One, two three, hop! Two little hands go thump, thump, thump
One, two, three, stop! Two little feet go jump, jump, jump.
Stand still. One little body goes round and round.
One little child sits quietly down.
Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем звене можно проводить по пособию Г. Доля. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.
Come, my friend and dance with me
(Дети выполняют танцевальные движения)
It is easy, you can seе
One step back, one step out
(Один шаг назад, один шаг вперед)
Then you turn yourself about
(Поворачиваются вокруг себя)
It is fun to dance with you
(Любые танцевальные движения)
And it isn’t hard to do.
One step back. One step out
(один шаг назад, один шаг вперед)
Then you turn yourself about
(поворачиваются вокруг себя)
Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.
(Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)
Tommy Thumbs, up!
(Большие пальцы поднимаем вверх)
Tommy Thumbs, down!
(Большие пальцы опускаем вниз)
Tommy Thumbs are dancing around the town!
(Встряхиваем кисти рук в воздухе)
Dancing on your shoulders,
(Большие пальцы «танцуют» на руках)
Dancing on your knees,
(Большие пальцы «танцуют» на коленях)
Dancing on your head
(Большие пальцы «танцуют» на голове)
And tuck them into bed!
(Прячем ладошки подмышки)
Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие. Но, в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху.
Например: при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе;
при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями; игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежа, город и т. д.)
Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет, возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ученика. Песни подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».
I have a father, I have a mother, Look at the boy- he has a toy.
I have a sister, I have a brother Look at the girl- she has a doll
Father, mother, sister, brother- Look at the cat- it has a hat,
Hand in hand with one another. Look at the pig- it is very big.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку.
Teacher: Imagine you can see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them. You can’t do it? Raise your hands up! It’s so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once more. Now have a rest.
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!
Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. На уроке можно проводить релаксивные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов урока в младших и классах. Если ребенок научен правильно, использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз.
Например:
- разного рода вдохи и выдохи;
- выдох через рот с надуванием щек;
- дыхание животом;
- различная звуковая дыхательная гимнастика (А-А-А, Ту-Ту-Ту и т.д.)
Упражнение «Шарик» (начальная школа).
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики: « You are balloons»! На счёт 1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1 – 8 медленно выдыхают «Breath out!».
Физкультурные минутки как вид релаксации на уроке.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Физкультминутки – это кратковременные перерывы в учебных занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений. Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Требования к организации и проведению физкультминуток состоят в следующем:
- физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;
- длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее и локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
- комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т.к. однообразие снижает интерес к ним, а значит и результативность;
- физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Для того чтобы обеспечить позитивный эмоциональный настрой, необходимо:
- отдавать предпочтение упражнения для наиболее утомленных групп мышц;
- для каждого класса выбрать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
В зависимости от выполняемых упражнений выделяют следующие
виды физкультминуток:
- для снятия общего утомления рук, глаз, слуха;
- коррекции осанки;
- дыхательная гимнастика (способствует углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне, помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать работоспособность детей);
- артикуляционно-мимическая гимнастика (помогает создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата).
Рекомендации по выбору физкультминутки.
Предлагаю следующие рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
Школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Рекомендую упражнения для снятия общего утомления и кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность, используя в рамках школьного урока гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Во время таких уроков нужно использовать гимнастику для слуха и дыхательную гимнастику.
Заключение.
Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствует росту числа заболеваний у детей. Одной из приоритетных задач образования сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье.
Для сбережения здоровья учащихся на уроке английского языка необходимо:
- использовать частую смену видов учебной деятельности (например, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской);
- применять не более трех видов преподавания (например, словесный, наглядный, аудиовизуальный), чередуя их через 10-15 минут;
- выбирать методы, способствующие активизации и творчеству учащихся (например, такие как: свободная беседа, выбор действия и способа действия, взаимодействия, свобода творчества, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли учителя, исследователя и т.д.);
- включать динамичные паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 минут);
- стимулировать внешнюю мотивацию обучающихся, например, состязательность;
- стимулировать внутреннюю мотивацию обучающихся – стремление больше узнать, получить удовольствие от новых знаний;
- поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
- создавать ситуацию успеха на уроке (постоянно поощрять интеллектуальные способности обучающихся);
- справедливо оценивать ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника. Позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Список использованной литературы.
- Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
- Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы» -
Москва: Вако, 2007 год.
- Попова А.И. «Укреплять здоровье/Начальная школа» - 1990г. №6 с. 89-92.
- Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад – 1995г.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова С.Ю. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». Москва: Ставрополь – 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...
Методическая разработка: "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
В этой статье рассакзываю о использовании валеологичкских приёмах работы на уроках иностранного языка, которые помогают успешно овладеть языковым материалом на уроках и укрепить здоровье учащихся....
Методическая разработка: "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
В этой статье рассакзываю о использовании валеологичкских приёмах работы на уроках иностранного языка, которые помогают успешно овладеть языковым материалом на уроках и укрепить здоровье учащихся....
Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Данная презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", перечисляет виды и послужит пособием для учителей английского языка....
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Забота о сохранении здоровья наших учеников в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий на уроках, одна из приоритетных задач учителя, которая помогает учащимся усваивать знания...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в современную систему образования является необходимостью ввиду постоянно увеличивающегося количества школьников, страдающих различными заболеваниями....