Средства ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (3 класс) на тему
Наиболее эфективными средствами формировния лексической компетентности младшего школьника через применение ИКТ технологий является : мультимедийные презентации и компьютерные обучающие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ на уроках английского языка в начальной школе | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная концепция школьного образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ключевых компетенций. В составе языковой компетенции, формируемой у младших школьниках на уроках английского языка, можно условно выделить лексическую компетенцию, включающую два аспекта:
-первый - связанный с правильным употреблением слова в соответствии с выражаемым понятием (включая семантически точное использование синонимов, антонимов, паронимов) и возможностями лексической сочетаемости
-второй - связанный с умением найти, объяснить и исправить лексическую ошибку.
Наиболее эффективными средствами формирования лексической компетенции младшего школьника через применение ИКТ являются: использование мультимедийных презентаций и компьютерных обучающих программ.
Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе и в часности при обучении лексике младших школьников, является компьютерная презентация. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:
- наглядность для младших школьников
- тезисность для учителя
Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания лексического материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие предметные и ситуативные картинки для работы с лексическим материалом, краткий текст, схемы, рисунки, анимации.
Для закрепления и контроля знаний я использую :
Презентацию-тренажер «Гномик, где твой домик?», которая cтанет хорошим помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Части тела». Урок 66-67 УМК «EnjoyEnglish – 3». (Слайд)
Презентация-тренажер « Леопольд на рыбалке» возможно использовать при изучении темы « Животные», « Глаголы движения».(слайд)
Презентация-тренажер « Голодная лягушка»- поможет вам при повторение и закрепление лексики, изученной в 1 четверти 4-го класса.(слайд)
Компьютерные программы (праобраз электронных учебников).Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Все программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). (слайд)
Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают нам замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме! Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на каждом уроке. Чтобы расширить активный словарный запас мне приходится решать следующие задачи:
- обеспечение правильности и точности распознания школьниками образца слова и установление связей между образцом и значением ( рецептивный аспект)
- правильная локализация слова в памяти ребёнка на основе привлечения других слов.
- правильное и разнообразное комбинирование лексических единиц . ( продуктивный аспект)
В этом мне помогают следующие образовательные программы Английский для детей «Дома и во дворе», «Английский с Винни Пухом», "Triple play plus in English” "Профессор Хиггинс" и многие другие.
Приведём примеры компьютерных упражнений направленных на отработку различных аспектов слова и рассмотрим их специфику.
Компьютерная программа «Английский с Винни Пухом» рекомендовано использовать на начальном этапе знакомства с английским языком.
- проводим отработку и закрепление алфавита;
- работа над звуками;
- распознавание значения слова на основе его звукового и графического образца;
- подбор и рифмование слов, что позволяет существенно расширить словарный запас;
- упражнения на отработку графической формы слова (на экран выведены слова с пропусками и ребёнку необходимо выбрать из разнообразия предлагаемых букв правильную и заполнить эти пропуски)
При работе над темой продукты питания я использую образовательную программу "Triple play plus in English". Ознакомление с лексикой построено на основе рецептивного аспекта – компьютер произносит слова, а ребята находят соответствующую картинку. При этом именно использование компьютерных обучающих программ позволяет проводить многократность повторения, что в свою очередь индивидуализирует процесс работы с лексическим материалом и решает проблему запоминания школьниками материала в не зависимости от психо-физиологических особенностей того или иного ребёнка.
Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.
В данной образовательной программе представлен ряд упражнений на отработку формы слова
Звуковая форма.
Экран дисплея разделён на несколько колонок, в которых написаны звуки а справа даются слова в которых есть один из этих звуков. Дети распределяют слова по колонкам.(слайд)
Программа «Английский для детей дома и во дворе» мною применяется при отработке и закреплении лексики по теме «Цвета» и «Цифры». Экран монитора разделён на 2 поля. Одно поле – инопланетянин, второе поле – мальчик с Земли. Компьютер произносит название цветов а дети должны выстрелить таким образом, чтобы собрать 3 одинаковых по цвету шарика. Побеждает тот, кто наберёт большее количество балов. Если уровень не пройден, то игра проводится ещё раз и так до полного усвоения лексического материала по теме.
Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы "TripleplayplusinEnglish" рассмотрим эти этапы при работе с диалогом.
На I-м этапе - введение лексики. Из предложенных 12 диалогов выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с диалогом
II - этап - разучивание диалога
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение Whatwouldyoulike? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.
III - этап - инсценировка диалога
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
Отработка произношения
Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше.
Обучение письму
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Английский с Винни Пухом» и "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
По результатам исследований в 3 а класса наблюдается положительная динамика при изучении лексических единиц с использованием ИКТ. В сравнении с первым полугодием 2011- 2012 учебного года показатели по всем видам работы с лексическими единицами возросли в среднем на 18,2 % по итогам учебного года.
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
первое полугодие 2014-2015 учебный год
Класс | Ф.И. | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Беляев А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Клочков А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Сергучова О. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Мазий В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Щековский В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Палий К. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Карпий К. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Савинов М. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Прокопов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Швецов О. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Попов В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Гудимова В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Кальченко А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
результат | 10 | 9 | 9 | 6 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
второе полугодие 2014-2015 учебный год
Класс | Ф.И. | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Беляев А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Клочков А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Сергучова О. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Мазий В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Щековский В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Палий К. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Карпий К. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Савинов М. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Прокопов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Швецов О. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Попов В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Гудимова В. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Кальченко А. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
результат | 13 | 12 | 10 | 10 | 11 | 12 | 9 | 10 |
Таблица
Класс | Полугодие | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Первое Полугодие | 77% | 70% | 70% | 46% | 62% | 70% | 62% | 62% |
Второе полугодие | 100% | 92% | 79% | 79% | 85 % | 92% | 70% | 77% | |
Рост | 23% | 23% | 9% | 33% | 23% | 12% | 8% | 15% |
Как и любой метод работы, работа с учебными компьютерными программами имеет свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была успешной, нужно взвесить все «за» и «против».
СанПиН 2.4.2.2821-10
Применяя компьютерное обучение на уроках, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей. Следует отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации:
- компьютерные технологии необходимо использовать систематически;
- отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....
Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.
Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....
Игра - эффективное средство организации учебной деятельности на уроке английского языка в начальной школе.
В статье рассматриваются игровые приемы на уроках английского языка в начальных классах....
Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков
Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...
Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"
Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"...
Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство развития познавательного интереса и повышения мотивации учащихся
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе и желающих повысить мотивацию учащихся с помощью лексических игр....
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...