Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья по иностранному языку на тему
Статья содержит общую информацию по проектам, а также практические советы по организации проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. К статье также прикреплена технологическая карта урока "Защита проекта "Дом мой мечты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.72 КБ |
zashchita_proekta_dom_moey_mechty.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Применение метода проектов связано с большими преимуществами.
- Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
- На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
- Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
- Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
- Метод проектов создаёт образ цельного знания и способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний.
- Интерпретация результатов позволяет приобретать умения презентации и самопрезентации.
Проект – это 6 «П»:
- Проблема
Определение темы проекта, его цели, задач.
- Проектирование
Разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп (если проект групповой).
- Поиск информации
Сбор, анализ, систематизация необходимой информации.
- Продукт
Изготовление продукта, подготовка к устной защите, отработка умений отвечать на вопросы оппонентов и слушателей.
- Презентация
Выступление, презентация своего продукта; участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей, участие в качестве эксперта на защите проектов.
- Портфолио
Классификация проектов
По доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированные,
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- ролевые.
По продолжительности:
Мини-проекты, краткосрочные, годичные.
По количеству участников:
Индивидуальные и групповые.
По форме продукта:
Плакат, газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, фоторепортаж, видео, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
На уроках английского языка я использую индивидуальные и групповые мини-проекты на заключительном этапе изучения темы. Делюсь идеями, которые, думаю, будут вам полезны.
При изучении темы «Моя семья» предлагаю создать герб своей семьи. При выполнении данного задания ребята знакомятся с понятием «герб», «символика», находят интересную информацию о необычных гербах, анализируют символы на различных гербах, выбор цвета и создают герб собственной семьи. Хочу отметить, что такие работы зачастую несут много психологической информации о самом ребёнке и взаимоотношениях в семье, что может быть полезным для классного руководителя. При защите проекта, в зависимости от подготовки детей, можно предложить рассказать о символах, назвать использованные цвета и объяснить свой выбор.
При изучении темы «Мой дом» ребята создавали проект «Дом моей мечты». Искали в интернете идеи необычных домов, создавали плакат с изображением дома, о котором мечтают, подробно рисовали любимую комнату, готовили описание по предложенному плану. При подготовке защиты проекта хорошо отрабатываются грамматические темы «Оборот there is|are», «Предлоги места».
Изучая тему «Праздники», мы создавали презентации на тему «Новый Год в моей семье». В презентации ребята размещали фотографии, сделанные собственноручно во время подготовки и празднования Нового Года. В описании использовали тему «Present Continuous», «Продукты», лексику по теме «Праздники». В младших классах ребята с удовольствием создают открытки с поздравлениями на английском языке и приглашения на вечеринку по случаю Дня Рождения.
По теме «Страны изучаемого языка» и «Моя страна – Россия», мы создавали буклет «Самые популярные сувениры». Проект стимулирует познавательную активность, расширяет кругозор и позволяет развивать творческие способности, а также умения оформлять работу, выбирать единый стиль, выгодно располагать материал, эффективно подбирать визуальные средства.
При изучении темы «Внешность человека» большой интерес вызвал проект «Мой любимый популярный певец». Ребята готовили презентацию с описанием внешности, ярких черт характера или образа, а также представляли свои любимые песни этого исполнителя.
По теме «Животные» отлично проходит проект по созданию энциклопедии о животных, отдельную страницу которой готовит каждый ученик. На странице размещаются изображение и описание животных соответственно уровню подготовки детей и пройденных грамматических и лексических тем.
Всегда интересны детям спектакли, которые готовятся по определённой тематике. Например, при изучении темы «Моя семья» на ура проходит спектакль «Теремок», а по теме «Животные» спектакль «Колобок» или «Бременские музыканты». Удовольствие и для детей, и для родителей.
Безусловно, не на каждом уроке можно и нужно реализовывать проект, но проектная деятельность в качестве обобщения изученного или контроля знаний, умений и навыков представляется мне очень удачным способом соединения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебной деятельности.
В качестве примера проведения такого урока предлагаю ознакомиться с моей методической разработкой «Защита проекта «Дом моей мечты».
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Кобзарь Жанна Анатольевна
Предмет: английский язык
Класс: 5
Тип урока: контроль знаний и умений
Тема: «Дом моей мечты»
Цель: создание условий для совершенствования лексических
и грамматических навыков говорения.
Задачи:
Образовательные – обобщить изученный лексический и грамматический материал по теме «Мой дом».
Развивающие – развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативную культуру, умения презентации и самопрезентации.
Воспитательные – воспитывать положительное отношение к знаниям и процессу обучения;
– формировать опыт публичного выступления.
УУД:
Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
– осознать качество и уровень усвоения;
– давать собственную оценку деятельности на уроке и совместно с учителем и одноклассниками: контроль, оценка, коррекция деятельности партнера и себя.
– волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ- ствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка.
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество;
– управление поведением партнера.
Познавательные – синтез – составление целого из частей;
– осознанное построение монологической и диалогической речи;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные – умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации;
– задавать вопросы на основе изученного лексического и грамматического материала.
Личностные – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
– освоение форм познавательной и личностной рефлексии.
Ресурсы: компьютер, телевизор, презентация по теме, собственные проекты домов, раздаточный материал.
Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология: защита проектов.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организационный этап. Определение этапа проектной деятельности. | Приветствует учеников. | Приветствуют учителя, включаются в речевую деятельность. | Регулятивные УУД: – осуществление саморегуляции и самоконтроля; - освоение формы и критериев оценки деятельности одноклассников. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя. Познавательные УУД: - синтез – составление целого из частей. |
Актуализируют этапы Problem Planning Search for information Product Presentation Portfolio | проектной деятельности: | ||
Определяют реализуемый | на уроке этап проекта. | ||
Постановка цели и задач урока, определение последовательности работы. | Сообщает цель и задачи, последовательность работы на уроке, критерии оценки выступлений. | Знакомятся с последовательностью работы на уроке, порядком работы с оценивающими листами, критериями оценки выступлений. | |
Мотивация учебной деятельности учащихся, создание атмосферы творчества. | Создает атмосферу эмоционального переживания при знакомстве с иноязычной культурой, используя мультимедийную презентацию по теме «Самые необычные дома мира», мотивирует познавательную активность и произвольные высказывания мнения детей. | Смотрят и слушают презентацию, включаются в речевую деятельность. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя; - произвольно высказывать личное мнение. Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения особых и общих признаков; - умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации. Регулятивные УУД: - давать собственную оценку увиденного. |
Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся метапредметных и предметных умений. | Организует деятельность по презентации собственных проектов, и оценке проектов одноклассников. | Презентуют собственные проекты: демонстрируют и описывают «Дома своей мечты». Оценивают презентации одноклассников по установленным критериям, заполняют оценочные листы. | Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с лексическими, грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество. Познавательные УУД: - осознанное построение монологической и диалогической речи; - синтез – построение целого из частей. Регулятивные УУД: - волевая саморегуляциялция как способность к мобилизации сил и энергии; - осознать качество и уровень усвоения; - оценка деятельности одноклассников. |
Рефлексия | Организует самооценку и оценку проделанной работы и личных достижений. Выставляет оценки с комментариями. | По предложенной шкале производят самооценку. Делятся на группы. Каждая группа подсчитывает итоговые баллы. Совместно с учителем составляют рейтинг выступающих. Делятся впечатлениями о проделанной работе, дают оценку своих достижений, отмечают интересные особенности выступлений одноклассников, делают выводы. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - управление поведением партнёра. |
Your name ____________________________________
3 – excellent 2 – good 1 – not bad 0 - nothing
Name | Idea | Speech | Answers | Total score |
Alekseenkova Nastya | ||||
Ananiev Matvey | ||||
Delina Zoya | ||||
Chershneva Marina | ||||
Guzeva Nastya | ||||
Kolosova Nastya | ||||
Mulikova Milena | ||||
Safonov David | ||||
Sdobnikova Anna | ||||
Sizova Vika | ||||
Tihomirova Katya | ||||
Volkov Ivan | ||||
Yanson Nastya | ||||
Zabelova Nastya |
REFLECTION
0---------------------------5--------------------------10
Name | Total score | |
Alekseenkova Nastya | ||
Ananiev Matvey | ||
Delina Zoya | ||
Chershneva Marina | ||
Guzeva Nastya | ||
Kolosova Nastya | ||
Mulikova Milena | ||
Safonov David | ||
Sdobnikova Anna | ||
Sizova Vika | ||
Tihomirova Katya | ||
Volkov Ivan | ||
Yanson Nastya | ||
Zabelova Nastya |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...