Развитие лексических и орфографических навыков на уроках английского языка с использованием ИКТ
статья по иностранному языку на тему
Предварительный просмотр:
Развитие лексических и орфографических навыков на уроках английского языка с использованием ИКТ
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Такой подход к обучению иностранному языку (ИЯ) обуславливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств.
Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.
Лексические навыки
Лексика - категория лингвистики, наука о языке, изучающая слова и их значения. Лексика охватывает самую изменчивую часть английского языка и языка в целом - словарный (лексический) запас.
Задачами обучения лексике в средней школе являются накопление учащимися запаса слов, устойчивых словосочетаний и речевых клише и в развитии навыков использования этих языковых явлений в различных видах РД.
Успешная речевая деятельность предполагает владение лексическими навыками, которые представляют собой операции с лексическим материалом. В лингвистической литературе лексический навык определяется, как автоматическая автономная способность осуществлять ряд действий по вызову слова из долговременной памяти, а также способность соотносить данное слово с другой лексической единицей.
Лексические навыки являются составной речевых умений говорения, чтения, аудирования и письма. С этой точки зрения лексические навыки классифицируются как продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение). Продуктивный лексический навык определяется как синтезированная операция, которая заключается в вызове лексической единицы в соответствии с коммуникативной задачей или ситуацией общения, а также ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Рецептивный же лексический навык — это синтезированное действие, которое заключается в распознавании графического или фонетического образа лексической единицы и в соотнесении формы слова с его значением.
Основные трудности при обучении лексике
При обучении лексике возникают трудности:
- при изучении объёма значений слов, который в большинстве случаев не совпадает с родным языком;
- многозначности слов;
- характера сочетаемости одних слов с другими;
- употребления слова в конкретных ситуациях общения.
[Общая для всех языков сложность заключается в том, что одно и то же понятие часто выражается разными по семантической структуре лексическими средствами. (Например, жидкий суп – thin soup). Наряду с этим, каждому из изучаемых языков присущи свои трудности. Характерной особенностью английского языка является многозначность и омонимия. Трудность представляют также такие явления, когда имя существительное семантически близких слов представлено словом английского происхождения, а прилагательное – заимствованием из латинского или французского языков. (Например, сердце — heart, сердечный – cardial; зуб — tooth, зубной – dental, человек — man, и человеческий — human). Для повышения эффективности обучения лексике необходим дифференцированный подход к отбору словарного материала, его презентации и закреплению. Такой подход осуществляется на базе методической типологии, предусматривающей градации трудностей усвоения.]
Можно выделить четыре группы трудностей, возникающих при усвоении ЛЕ:
1) связанные с их фонетико-графическим образом;
2) связанные с их значением;
3) грамматическим оформлением,
4) и употреблением в речи.
[Разделяют абсолютную и относительную трудность слов, причём относительная влияет на абсолютную, снижая или повышая последнюю. Под абсолютной трудностью понимается та, которая зависит от фонетико-графического оформления слова: количества и особенностей составляющих его символов- звуков, букв и слогов, а также соотнесённость слогов и морфем, из которых состоит данное слово. Учёт абсолютной трудности особенно важен при методической классификации «простых» слов, в ходе овладения которыми нельзя рассчитывать на широкое использование позитивных ассоциаций с уже изученным лексическим материалом. Эти слова можно рассматривать в качестве базового словаря учащегося, имея в виду, что каждая из них, как правило, усваивается вне зависимости от знания или незнания других слов. Базовый словарь наиболее стойко «сопротивляется» при усвоении. Однако, уже овладев им, учащийся обеспечивает себе прочный «плацдарм» для успешного овладения остальными слоями лексики. Что же касается остальных слов, так или иначе соотносимых с базовым словарём, то успешность их усвоения зависит в большой мере от учёта относительной трудности: знания учащимся образующей основы и модели, по которой построено слово, его грамматико-категориальной отнесённости. Относительная трудность зависит также от совпадения или расхождения объёмов значений эквивалентных лексических пар в иностранном и родном языках, от особенностей их сочетаемости, от влияния переноса и интерференции на формальном уровне.
Как показали некоторые исследования, в качестве основного показателя абсолютной трудности следует принять длину слова, так как каждый символ (звук, буква), входящий в слово, несёт определённую информацию и, следовательно, в более длинных словах возрастает суммарная энтропия символов. На абсолютную трудность слова влияет и характер символов: чем выше вероятность символа, тем хуже запоминание. И наоборот: наличие более редких символов способствует запоминанию.
Что касается относительной трудности, то при её измерении следует в первую очередь учитывать: с точки зрения формы – наличие одинаковых символов и их «блоков» у разных слов, ибо оно вызывает интерференцию по формальному сходству; с точки зрения содержания – совпадение или расхождение семантических структур в двух языках и соотнесённость друг с другом слов на морфемном уровне]
Орфографические навыки
Орфография – это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний.
Орфографический навык – это навык письменной речи, орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика.
Типологические группы написания слов и возможные трудности
1. Написание на основе фонетического принципа.
Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто для начинающих. Графемно-фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же не похожи, как в русской кириллице и запрадноевропейской латинице.
Тем не менее даже в односложных словах начинающие изучать иностранный язык могут делать значительное количество ошибок. Иногда ошибки бывают просто курьезными. Например: ученики 2 класса постоянно делали ошибку в написании английского слова “six” (“шесть”), которое они писали как “sex”, очевидно под воздействие интерференции.(буква “Ее” в английском алфавите озвучивается как русская [и].
2. Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.
Речь идет о традиционных правилах чтения. Так, в английском языке в открытом типе слога буква “е” пишется, но не читается – “nine”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной. В английском языке гласные в сочетании с буквой “r” меняют звучание или долготу, при этом буква “r” не озвучивается.
Есть определенные правила чтения буквосочетаний “wr, ght, wh” в начале, в середине и в конце слов, перед определенными буквами, но есть и огромные к4оличества исключения из этих правил.
3. Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.
Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть гласные – “ее, еа, оо, ei”, и согласные - “ch, sh, ght, gh, ph” и т.д.
Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Во всяком случае, когда речь идет об английском языке. Сравните: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и т.д.
Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но и в то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке. Например, звук [f] на письме может быть передан следующими образом: “f, ph, ff, gh”, но при чтении он же может давать звук [v], например в предлоге “of”.
4. Трудные словарные слова.
Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant” и т.д.
Работа по формированию и развитию лексических и орфографических навыков
На сегодняшний день учебно-методические пособия по изучению АЯ, предоставляемые в образовательных учреждениях, содержат упражнения по формированию лексических и орфографических навыков. Однако из опыта своей работы я могу утверждать, что использование дополнительных материалов, как правило, значительно повышает успешность овладения учащимися лексическими и орфографическими навыками.
При подготовке к урокам отработки и закрепления лексики, я пользуюсь Интернет-ресурсами, которые позволяют создавать задания в соответствии с ЛЕ, данными в УМК.
- Discoveryeducation.com
http://www.discoveryeducation.com//free-puzzlemaker/index.cfm?campaign=flyout_teachers_puzzle
Создание кроссвордов, криптограмм, заданий на поиск слов, double puzzle (угадать слова, в которых перепутан порядок букв, а затем из выделенных в этих словах букв составить слово).
- Toolsforeducators.com
http://www.toolsforeducators.com
Создание игральных кубиков, бинго, настольных игр, домино, заданий по поиску слов и кроссвордов, прописей, карточек с картинками.
- Schoolexpress.com
http://www.schoolexpress.com/create.php
Задания «Пропущенные буквы», поиск слов, прописи, криптограммы, запись слов в алфавитном порядке.
- Tefl.net
http://www.tefl.net/worksheet-generator/index.htm
Задания на нахождение пары (matching), scramble, разделение слов на группы (2, 3, 4).
Для учащихся средней и старшей ступеней обучения в задания можно включать несколько новых лексических единиц для стимуляции интереса к новым словам: они задают вопросы, возникает необходимость пользоваться словарём, либо помогает языковая догадка.
Заключение
Целесообразность использования ИК-средств при подготовке к урокам очевидна. Во-первых, это экономит время учителя – не приходится подолгу искать подходящий материал, заниматься оформлением заданий. Во-вторых, такие задания повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Содержание учебников и рабочих тетрадей детям знакомо, а новые виды работы вызывают интерес даже у слабых учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...
Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка...
Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка...
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...
Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования) ...
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
обобщение педагогического опыта...