Зачем портфолио учащимся.
статья по иностранному языку (4 класс) на тему

Шевырева Ирина Владимировна

Статья описывает технологию "Европейский языковой портфель", его цели, задачи значение для развития младшего школьника. В создании портфолио могут помочь и родители. В статье есть памятка для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Зачем портфолио ученику?

Согласно Википедии, портфолио ученика- это «подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них». Когда мы говорим об изучении иностранных языков, лучше использовать более широкое понятие. Языковой портфель- это не просто « собрание сочинений» ученика, а средство рефлексии, эффективный педагогический инструмент. В этом портфеле  - и собственноручно нарисованный комикс на английском языке, и текст роли в школьном спектакле, проекты, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, письменные творческие работы в электронной версии, сертификаты, отзывы учителей, просто коллекции предметов или картинок.

« Европейский Языковой Портфель»- инновационная технология самооценки своих достижений при овладении неродным языком. Основная цель создания языкового портфеля - помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.

 В настоящее время существует три версии языкового портфеля для трех возрастных групп.

Языковой портфель для начальной школы представляет собой пособие - иллюстрированный дневник, который ярко и красочно оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном  Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.

Работа с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку

  1. маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который можно подержать в руках;
  2. младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми ( учителем, родителями) в оценке своих результатов;
  3. помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
  4. работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение;

Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключаются в следующем:

Работа с ЯП позволяет ученику:

- повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе, своей стране и за её пределами;

- правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранными языками;

- оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;

- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

Важно отметить, что роль ЯП заключается не в формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся. Он не заменяет деятельность по обучению неродным языкам, но сопровождает её.

Языковой портфель – собственность ученика. Одной из главных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель призван помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки наметить пути их устранения.

Языковой портфель позволяет наглядно представить компетенции ученика в 4-х видах речевой деятельности.

Использование технологии « Языковой портфель» требует определенной совместной работы ученика и учителя. Важная роль в этой работе отводится и родителям. Если учитель планирует использовать ЯП , рекомендуется провести специальное собрание для родителей, посвященное ЯП, где важно рассказать о его целях, содержании, значимости для детей. Учитель сообщает родителям о том , на какие темы дети будут задавать им вопросы. И дает рекомендации. Как они могут помочь своим детям. Учитель может раздать родителям специальные письма-памятки.

Письмо для родителей.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок получил в школе свой первый « Языковой портфель», в котором он будет отмечать свои успехи в овладении английским языком.

« Языковой портфель» - это индивидуальный документ ученика, предложенный Советом Европы.

Совет Европы - интернациональная организация, представляющая интересы 44 стран Европы. Её цель – способствовать культурному и общеобразовательному развитию граждан Европы, давая им возможность учиться в течение всей жизни. Тридцатилетний опыт работы совета показал, что изучение языков может внести большой вклад в этот процесс.

В Портфель заносятся сведения об уровне владения учениками языком на каждой ступени обучения. Эти сведения сохраняются при переходе на следующую ступень, благодаря чему учителя имеют полное представление об уровне подготовленности ученика и перспективе дальнейшей работы над языком.

Этот документ  - не школьный дневник, и в нём не будет оценок. Он призван повысить интерес учащихся к процессу и результатам изучения английского языка. Это собственный Портфель Вашего ребенка, с помощью которого он будет путешествовать в мир других языков и культур.

Вашему ребенку будет необходимо заполнить три раздела Портфеля:

  1. « Языки, которые я знаю» - сведения о языке общения в семье, о пребывании за границей и т.д.
  2. « Мои успехи». Здесь детям предлагается закрасить то, что они умеют делать, когда слушают, разговаривают, читают и пишут на иностранном языке.
  3. « Моя копилка». Это специальная папка, куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и показать другим: картинки с подписями на иностранном языке: письменные задания, фотографии и т.д.

Работа детей с «Языковым Портфелем» может быть успешной только с Вашей помощью. От Вас потребуется давать своему ребенку определенный объем информации, чтобы помочь ему заполнить автобиографическую страничку и выполнить задания раздела « Языки, которые я знаю». Вы также можете обогатить  «Копилку» материалами, свидетельствующими об открытиях Вашим ребенком европейских и других языков. Если в Вашей семье есть родственники , которые говорят на языке какой – либо республики России, СНГ или другой страны, постарайтесь помочь ему оценить это богатство.

Этот «Языковой Портфель» рекомендован ( еще в 2002 году) Министерством образования России для использования в начальной школе и используется в настоящее время более чем в 22 территориях России.

Когда Ваш ребенок перейдет в 5 класс, он будет пользоваться другим « Языковым портфелем», соответствующим его возрасту. В дальнейшем это поможет ему заводить друзей во всем мире, а когда он будет взрослым – найти хорошую работу, поскольку сегодня знание многих иностранных языков является важным профессиональным приобретением.

P.S.

У нас у всех найдутся так называемые «Копилки» творчества учеников. Но пока нет этой тетради под названием «портфолио»  ( которая скоро возможно войдет в каждый УМК) я отбираю лучшие работы, храню их, показываю вновь пришедшим группам учеников как образец. За эти работы ставлю оценки, организую выставки в классе. Не каждый ребенок умеет хорошо рисовать, чтобы сдать работу. Кто-то, кстати, прибегает к помощи родителей. Но пока эту работу выполняет не каждый ученик в группе. Но со временем, когда у каждого ученика появится тетрадь на печатной основе «портфолио», тогда каждому придется постараться проявить свои творческие способности. ( кто- то делает хорошие поделки, другие увлекаются фотографией, третьи  создают прекрасные презентации и видеофильмы и т.д.) Поскольку в конце учебного года можно будет организовать конкурс на лучшее портфолио, показать лучшие работы на родительском собрании, что возможно стане стимулом для совместного творчества детей и родителей, примеры которого мы уже сейчас видим в работах наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы

Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...

Портфолио учащихся.

Предлагаю оформление порфолио учащихся 1-4 классов....

Портфолио учащихся начальных классов

Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов.  Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов

Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...

Портфолио учащихся начальной школы

Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

Диагностика уровня личностного развития младшего школьника. Анкета для учащихся 1,2,3-4 классов (портфолио учащихся)

Данная разработка поможет классному руководителю определить на каком уровне личностного рвзвития находится ребенок.Детям поможет оценить свои личностные качества.Эта анкета храниться в портфолил учени...


 

Комментарии

Левина Юлия Валентиновна

Полезный материал. Спасибо!

Смирнова Мария Николаевна

Очень подробно и доступно изложен материал о портфолио ученика. Спасибо!

Валиуллина Зухра Шайшариповна

спасибо за статью, мои детки тоже ведут портфолио достижений, я считаю, что это стимулирует их.