Формирование коммуникативных умений и навыков по английскому языку в начальной школе на материале УМК "Звездный английский" 2
методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему

Шестаева Галина Никифоровна

На современном этапе целью образовательных программ по иностранным языкам в начальной школе является расширение способностей детей общаться устно,через чтение и письмо.Формирование коммуникативных умений неотделимых от языковых навыков необходимо для межличностного и межкультурного общения на иностранном языке с носителями иных языков и культур. Формирование коммуникативных умений осуществляется с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств в типичных коммуникативных ситуациях,доступных учащимся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Изучение и апробация программ второго поколения.

Формирование коммуникативных умений по всем видам речевой деятельности

 в УМК «Звездный английский 2-4» (Starlight).

Авторы: Баранова К.М., Дули Д, Копылова В.В. и др.

(M.:Просвещение, Express Publishing,2011)

Шестаева Г.Н.

учитель английского языка,

СШ № 534,

г. Санкт-Петербург

В современном мире нельзя переоценить огромную роль грамотности для каждого человека и для общества в целом. На индивидуальном уровне овладение грамотой означает развитие личности, возможность доступа к знаниям, способность эффективно функционировать в мире, которому характерен все увеличивающийся поток информации, а также свободу выбора и самоопределения. Все это, в конечном итоге, определяет качество жизни каждого отдельного человека и общества в целом, так как экономическое процветание общества зависит от уровня образованности и квалифицированности рабочей силы.

В последнее время в РФ обозначилась иная цель в обучении ИЯ. Сегодня в качестве цели выступает овладение иностранным языком как средством  межличностного и межкультурного общения, образования и самообразования личности, в связи с чем необходим пересмотр подходов в обучении иноязычной грамотности.

1. Цели и задачи обучения ИЯ в начальной школе.

Изучение английского языка в начальной школе носит активный деятельностный характер. Это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Это значит, что овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности ребенка младшего школьного возраста, включая игры, учебные задания, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов, соревнование и т.п. Большое значение для успешного овладения английским языком в начальной школе имеет его связь с другими предметами, включенными в программу начальной школы. Это не только повышает мотивацию к изучению английского языка, но и расширяет познавательные возможности младших школьников.

 Обучение английскому языку младших школьников носит интегрированный характер, т. е. одновременно развиваются все виды речевой деятельности - восприятие речи на слух, говорение, чтение и письмо. Развитие каждого из них – неизбежное условие и следствие развития всех остальных. Таким образом, целью программ обучения английскому языку является расширение способностей детей общаться устно и через чтение и письмо. Коммуникативная компетенция элементарного уровня представляет собой ограниченный программой комплекс умений, необходимых для межличностного и межкультурного общения на английском языке с носителями иных языков и культур с помощью  усвоенных устных и письменных языковых средств в типичных коммуникативных ситуациях, доступных учащимся начальной школы.

 Изучение английского языка в начальной школе имеет следующие цели:

  • учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных  (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности;
  • образовательные (формирование у учащихся социальных умений с использованием английского языка, изучение культуры сверстников из других стран, знакомство с соответствующим возрасту зарубежным фольклором и детской художественной литературой, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
  • развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов);
  • воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям других культур, ответственного отношения к учебе и порученному делу, чувства патриотизма).

2.Краткая характеристика курса.

Главные цели и задачи курса «Звездный английский» соответствует зафиксированным в стандарте начального общего образования по иностранному языку. Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Common European Framework/ Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами-носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству.

3.Компоненты УМК «Звездный английский»

1. Учебник (Student’s Book)

2. Рабочая тетрадь (Workbook)

3.Языковой портфель (My Language Portfolio)

4. Сборник контрольных заданий (Test Booklet)

5. Книга для учителя со встроенным учебником (Teacher’s Book Interleaved)

6. Раздаточный материал (Picture Flashcards)

7. Плакаты (Posters)

8. Аудиокурс для занятий в классе (Class CD)

9. Аудиокурс для самостоятельных занятий дома (Student’s CD)

10. Видеокурс (DVD)

11. Программное обеспечение для интерактивной доски (Interactive Whiteboard      Software)

4. Основные содержательные линии курса.

Содержательными линиями курса иностранного языка являются:

  • основные виды речевой деятельности, включая аудирование, говорение, чтение, письмо и соответствующие им коммуникативные умения;
  • языковые навыки использования лексических, грамматических, фонетических и орфографических средств языка;
  • социокультурная осведомленность и умение межкультурного общения;
  • универсальные познавательные действия и специальные учебные умения.

Формирование коммуникативных умений учащихся составляет основную содержательную линию реализации образовательной программы. Коммуникативные умения неотделимы от языковых навыков, без которых процесс общения на иностранном языке становится невозможным. Языковые навыки учащихся формируются в создаваемой учебно-коммуникативной среде и служат целям обучения общению на изучаемом иностранном языке. Они интегрируются с коммуникативными умениями школьников. Формирование коммуникативных умений предполагает параллельное изучение культуры носителей изучаемого языка и формирование у младших школьников социокультурных представлений. Взаимосвязь содержательных линий образовательной программы по иностранному языку обеспечивает единство этого учебного процесса.

Овладение видами речевой деятельности осуществляется в их тесной взаимосвязи, однако специфика обучения ИЯ в начальной школе предполагает устное опережение, поскольку формирование техники чтения и орфографических навыков происходит более медленно по сравнению с элементарным говорением и пониманием несложной речи на слух. К концу курса ИЯ в начальной школе овладение различными видами речевой деятельности происходит в более равномерном темпе.

В тематическом планировании расширено содержание обучения ИЯ во всех разделах (предметное содержание речи, коммуникативные умения и языковые средства), что позволяет изучать ИЯ более интенсивно и углубленно из расчета 3 часа в неделю.

5. Формирование коммуникативных умений по видам речевой деятельности.  

Говорение

Развитие диалогической речи достигается, прежде всего, заданиями составить диалог с опорой на картинку. Кроме того, учащиеся участвуют в диалогах в связи с прочитанным или прослушанным текстом. В диалогической речи используются фразы как содержательного так и этикетного характера. Объем диалогического высказывания составляет 2-3 реплики с каждой стороны.

Активно развивается монологическая речь. На основе изученного текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе, о друге, о режиме дня, о доме, описывают людей, животных, персонажей мульфильмов, рассказывают историю с опорой на картинку и т.д. Объем монологического высказывания составляет 5-6 фраз.

Аудирование

УМК «Звездный английский 2-4» рассчитан на развитие у учащихся коммуникативных умений аудирования. Для этого предусмотрена регулярная работа с аудиозаписями на уроке и дома. Учащиеся постоянно слушают аутентичную речь носителей языка, что формирует у них образ звучащей английской речи и помогает развитию адекватного произношения. Слушанию с пониманием помогают опорные картинки, что способствует развитию у младших школьников языковой догадки.

Чтение

В УМК используются традиционные (чтение по правилам) и новые (чтение целым словом- whole-word/ sight reading)  подходы в обучении чтению. Чтение слов целиком составлено из слов, известных детям, используемых ими в устной речи и прочитанных в тексте, но нуждающихся в подкреплении с тем, чтобы прочнее войти в вокабуляр детей, так как выделение слова из предложения и выполнение с ним заданий позволяет сильнее привлечь к нему внимание детей. С этой целью выполняется ряд упражнений на соотнесение картинки со словом, классификацию и группировку. Эффективность такого сочетания чтения доказывает практика. Во втором классе используется в основном чтение целым словом. Материалы для чтения включают песни и рифмовки, которые дети знают почти наизусть. Это позволяет им хорошо справиться с чтением, хотя здесь можно возразить, что у детей складывается ошибочное впечатление, будто они читают. Однако следует отметить, что одна из главных задач на начальном этапе обучению чтению – формирование чувства уверенности в своих силах, в чем успешно помогает чтение знакомых стихов и песен. Для реализации дидактического принципа сознательности в обучение вводятся правила чтения букв и буквосочетаний. В третьем и четвертом классах проходит интенсивное изучение основных правил чтения и вводятся все знаки транскрипции.

Письмо

УМК «Звездный английский 2-4» последовательно обучает письму как виду речевой деятельности. Предусмотрены разнообразные письменные задания: от списывания текстов, в которых необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений.

6. Языковые средства и навыки пользования ими.

Графика, каллиграфия, орфография.

Во втором классе учащиеся знакомятся с английским алфавитом не традиционным способом от алфавита к звучанию букв, а от звука к букве. Помимо имитации звуков и запоминания звуко - буквенного соответствия. Помимо имитации звуков и запоминания соответствующих звукам букв, учащиеся постепенно знакомятся с некоторыми правилами чтения букв, и такое комбинирование запоминания (узнавания) и знания (понимания) значительно облегчает процесс чтения слов и предложений.

УМК предполагает интенсивную тренировку написания лексики активного словаря. Такого рода упражнения даны как в учебнике, так и в рабочей тетради.

Фонетическая сторона речи.

 УМК «Звездный английский 2-4» обеспечен дисками с аудиозаписями для занятий в классе и дома, а также DVD.Благодаря «звучащим» материалам, у учащихся вырабатывается адекватное произношение, соответствующее учебной норме. Специальные фонетические упражнения в каждом модуле помогают учащимся различать на слух звуки английской речи и их сочетания. Произносительные навыки закрепляются с помощью большого количества рифмовок и песен.

Лексическая сторона речи.

Лексический минимум УМК составляет примерно 600 лексических единиц.В учебнике представлены простейшие устойчивые словосочетания (ride a bike, play football, have fun, etc.), оценочная лексика ( Well done.Fine.Yummy.) и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоязычных стран (Nice to see you.Welcome back. Happy birthday! и др.).

УМК содержит лексику, предназначенную для рецептивного усвоения (в текстах страноведческого характера и в текстах по межпредметным связям). Имеющаяся в учебнике избыточная лексика позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с учетом их познавательных запросов, способностей и возможностей.

Грамматическая сторона речи.

Грамматические явления представлены на страницах учебника в разделе Grammar Land, где грамматические упражнения предлагаются в виде коммуникативно- употребляемых структур. В конце учебника помещен грамматический справочник с объяснениями грамматических явлений на русском языке. Весь программный материал по грамматике содержится в учебнике. В рабочей тетради имеются дополнительные задания для закрепления грамматических навыков учащихся.

7. Формы и способы контроля и самоконтроля.

В УМК «Звездный английский 2-4» имеются следующие формы организации контроля и самоконтроля знаний учащихся:

  • Языковой портфель (My Junior Language Portfolio) представляет собой письменные и устные задания в учебнике, а также творческие работы к каждому модулю для использования в коммуникативных заданиях.
  • Настольная игра (Board Game)  В каждой части рабочей тетради имеется по две настольные игры, по одной на каждые два модуля. Целью игры  является  закрепление изученного языкового материала, обеспечения атмосферы отдыха  и уверенности в себе.
  • Проверь себя. (Checkpoint) Учащиеся имеют возможность повторить и закрепить изученные языковые явления каждого модуля. Задания направлены на самооценку учащихся и самоконтроль.
  • Сборник контрольных заданий (Test Booklet) Сборник включает контрольные задания, которые выполняются по завершению работы над каждым модулем. Также содержатся тесты для промежуточного  (в середине года) и итогового контроля.

Последовательная  подготовка учащихся к выполнению текущих и итоговых контрольных работ позволяет свести к минимуму чувство страха и неуверенности у детей.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС -2) начального общего образования.

2. Мильруд Р.П., Суворова Ж.А.. Программа «Английский язык.2-4 классы».

3. УМК «Звездный английский» (Starlight)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках чтения в начальной школе.

Процесс овладения обучающихся  начальной школы полноценным навыком чтения, является на данный момент, актуальным в соответствии с требованиями предъявляемыми к современной школе....

Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе

Статья "Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕН-ЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО

Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве....

«УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются  новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности &ndash...