Контроль коммуникативных навыков и умений по английскому языку на начальном этапе обучения
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

Параметры оценивания социокультурных знаний и умений учащихся по чтению,аудированию, говорению, письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль коммуникативных навыков и умений учащихся по английскому языку на начальном этапе обучения.

Введение федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) c 1 сентября 2011 года в школьном образовании вызвало ряд значительных изменений в деятельности педагогических коллективов по обновлению содержательной и методической стороны обучения всем учебным предметам. Процесс обучения иностранным языкам на начальном этапе очень важен, поскольку именно здесь закладывается фундамент для последующего формирования вторичной языковой личности ребенка, гражданина многоязычного и поликультурного мира. Родителям учащихся начальных классов нужно быть готовыми к тому, что в настоящее время в образовательный процесс вводится модель итоговой аттестации по английскому языку за начальную школу, разработанная в соответствии с новыми ФГОС, примерными программами, утвержденными Министерством образования и науки. В большинстве образовательных учреждений России обучение иностранному языку начинается со второго класса. Специфика иностранного языка как учебного предмета соответствует потребностям младших школьников, которые начинают осваивать новую социальную позицию, расширяет сферы взаимодействия с окружающим миром, развивает потребность в общении и познании. На уроках иностранного языка в начальной школе есть возможность минимизировать трудности ребенка при смене ведущей деятельности: от игровой к учебной, которая имеет общественный характер и являющейся социальной по содержанию.                                                                                                                                    При определении стратегических характеристик основной образовательной программы по иностранному языку учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. В процессе обучения иностранному языку в начальной школе создаются условия для:  ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;  для дальнейшего овладения иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.  Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Особенностью ФГОС нового поколения является выделение планируемых результатов освоения основной

                                                                -1-

образовательной программы, к числу которых отнесены следующие:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

   Вопросы контроля являются ключевыми в развитии любой системы. Формат и содержание итогового контроля играют особую роль на переходных стадиях непрерывного процесса образования. Необходимо определить параметры оценивания социокультурных знаний и умений, содержание и способы контроля, базовые учебно-познавательные и академические умения.

В новой серии предлагаются  для начальной школы два уровня итоговой аттестации: базовый уровень – для общеобразовательных школ; повышенный уровень – для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению иностранных языков. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования. Тест состоит из трех частей: чтение и письмо, аудирование,  говорение.

Часть 1. Чтение и письмо. 

    Развитие умения читать- важная цель начальной ступени общего образования. По окончанию 4 класса школьники должны уметь: выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией; понимать основное содержание относительно несложных аутентичных текстов; понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,  рецепты, распорядок дня, меню, адаптированные научно-популярные тексты); находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения). Овладение чтением представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Работа над текстом для чтения включает 3 этапа: предтекстовый ( направляющий внимание школьников и создающий мотивацию к прочтению рассказа или сказки), послетекстовый (для выполнения контрольных заданий по сюжету текста) и творческую переработку информации для развития умений устной и письменной речи.

Состоит из 10 заданий. Максимально можно набрать 20 баллов. Проверяемые навыки и умения:  читать транскрипционные значки; знание значений изученных слов и орфографические умения их написания; понимать значение изученных слов по контексту;  находить и исправлять грамматические ошибки в предложениях; грамматически верно составить вопросительные предложения из предложенных слов; понимать текст и

                                                                       -2-

 выбирать нужное по смыслу слово из предложенных; знание значений слов и умение их правильно употреблять в предложении с соблюдением лексико-грамматических норм; читать связный текст и находить в нем ответы на поставленные вопросы; написать личное письмо с опорой на образец. Максимально 5 баллов. Параметры оценивания: содержание текста, структура текста, языковая грамотность текста;  правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из ряда предложенных.

Необходимо определить требования, предъявляемые к текстам; длина текста: короткие , информативные тексты; место основной идеи текста: основная идея находится в начале или в конце текста; тематика текста: соотношение с требованиями учебных программ, с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся.

    У письма много общего с чтением, поэтому в начальной школе они взаимно поддерживают и питают друг друга: письмо – это кодирование мысли графическими знаками, а чтение – это декодирование графических образов в слухо-речемоторный код речи. Различают  технические навыки письма и умения письменной речи. Учащиеся должны уметь: узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их, различать; писать буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации;правильно соединять буквы в словах.

Для формирования орфографических навыков выполнять упражнения: рифмовка слов, группировка слов на основе фонемных соответствий.( от буквы к звуку), группировка слов на основе графемных соответствий ( от звука к букве), вставить пропущенные буквы в словах, закончить начатые слова, найти ошибки в данных словах, списать слова, зрительный, словарный диктанты.Показателями сформированности умений письма на начальном этапе являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения. Качество содержания включает в себя: соответствие заданной теме, разнообразие используемых речевых образцов, объем текста. Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок.

Часть вторая. Аудирование.   

Понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.   Методисты определяют 4 основные механизмы аудирования:   речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование. Знание этих механизмов необходимо учителю для того, чтобы развить навыки аудирования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий . На начальном этапе различают 2 вида аудирования: с полным пониманием и пониманием основного содержания. Если ставится задача научить детей полностью понимать содержание текста, то предлагаемый текст не должен включать незнакомую лексику, кроме слов, о которых можно легко догадаться. Тексты, предназначенные для аудирования с пониманием основного содержания, могут содержать незнакомые слова, но эти слова не должны быть ключевыми.

Реально выделяют 3 этапа работы с аудиотекстами: до прослушивания, во время прослушивания (собственно слушание), после прослушивания. Используются различные визуальные и вербальные опоры, значительно повышающие эффективность извлечения содержания из прослушенного.

                                                    -3-

                                                 

Проверка понимания предполагает в основном невербальную реакцию детей: выбор

картинок, показ условного символа, пантомиму, выполнение действий. А также тестовые формы контроля: альтернативный тест; тест множественного выбора, предполагающий выбор правильного ответа из 3-4 предложенных; тест на восстановление.

Итоговое аудирование состоит из двух заданий. Проверяются следующие умения: понимать на слух основное содержание небольших диалогических текстов; понимать на слух запрашиваемую информацию в небольших диалогических текстах.

Часть третья. Говорение.  

Формирование умений говорения является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. Говорение имеет 2 формы: диалогическую и монологическую. Задача говорения-сформировать у учащихся базовые умения диалогической и монологической речи,.

  1. Диалогическая речь является первичной и характеризуется:ситуативностью, контекстуальностью, реактивностью, построению, спонтанностью, эмоциональностью. Используются 2 пути: а) «путь  сверху» - общение происходит на основе элементарного диалогического единства. Учитель планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.  Ученики разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть и составляют собственные диалоги по образцу в соответствии с установкой учителя.                                                                             б) «путь снизу» - обучение диалогу на основе диалога образца. Этот путь предполагает высокий уровень речевого развития. Предполагаемый диалог относится к разновидностям свободного диалога .                                                                                                   Различается подготовленная и неподготовленная диалогическая речь
  2. Монологическая речь является развернутым видом речи. В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога: описание и рассказ. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. Различают при этом 3 вида высказывания: репродуктивный – построение высказывания на основе текста-монолога;, репродуктивно-продуктивный – для опоры используются ключевые слова, пункты плана, картинки;, продуктивный – построение собственного высказывания без опор.
  3. Использование опор: содержательных и смысловых. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры: вербальные –микротекст, схема высказывания, план высказывания, ключевые слова; изобразительные:рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии.                                                                                                                               Итоговое задание по говорению состоит из трех заданий. Проверяются следующие умения: связно ответить на два вопроса экзаменатора по пройденным темам. Максимально 5 баллов за каждый ответ. Параметры оценивания: содержание ответа и языковая грамотность ответа; вести диалог-расспрос с опорой на предложенную информацию. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание диалога, взаимодействие с собеседником, языковая грамотность

                                                        -4-

  1. ответа;   описать предложенную картинку / фотографию с опорой на предложенные в задании вопросы. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание монолога, логичность высказывания, лексический репертуар, языковая грамотность ответа.

Таким образом, объективная оценка образовательных результатов и успешность проведения итоговой аттестации по английскому языку в начальной школе зависит от организации учебного процесса и качества обучения иностранным языкам c учетом требований ФГОС нового поколения.



Предварительный просмотр:

Контроль коммуникативных навыков и умений учащихся по английскому языку на начальном этапе обучения.

Введение федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) c 1 сентября 2011 года в школьном образовании вызвало ряд значительных изменений в деятельности педагогических коллективов по обновлению содержательной и методической стороны обучения всем учебным предметам. Процесс обучения иностранным языкам на начальном этапе очень важен, поскольку именно здесь закладывается фундамент для последующего формирования вторичной языковой личности ребенка, гражданина многоязычного и поликультурного мира. Родителям учащихся начальных классов нужно быть готовыми к тому, что в настоящее время в образовательный процесс вводится модель итоговой аттестации по английскому языку за начальную школу, разработанная в соответствии с новыми ФГОС, примерными программами, утвержденными Министерством образования и науки. В большинстве образовательных учреждений России обучение иностранному языку начинается со второго класса. Специфика иностранного языка как учебного предмета соответствует потребностям младших школьников, которые начинают осваивать новую социальную позицию, расширяет сферы взаимодействия с окружающим миром, развивает потребность в общении и познании. На уроках иностранного языка в начальной школе есть возможность минимизировать трудности ребенка при смене ведущей деятельности: от игровой к учебной, которая имеет общественный характер и являющейся социальной по содержанию.                                                                                                                                    При определении стратегических характеристик основной образовательной программы по иностранному языку учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. В процессе обучения иностранному языку в начальной школе создаются условия для:  ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;  для дальнейшего овладения иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.  Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Особенностью ФГОС нового поколения является выделение планируемых результатов освоения основной

                                                                -1-

образовательной программы, к числу которых отнесены следующие:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

   Вопросы контроля являются ключевыми в развитии любой системы. Формат и содержание итогового контроля играют особую роль на переходных стадиях непрерывного процесса образования. Необходимо определить параметры оценивания социокультурных знаний и умений, содержание и способы контроля, базовые учебно-познавательные и академические умения.

В новой серии предлагаются  для начальной школы два уровня итоговой аттестации: базовый уровень – для общеобразовательных школ; повышенный уровень – для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению иностранных языков. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования. Тест состоит из трех частей: чтение и письмо, аудирование,  говорение.

Часть 1. Чтение и письмо. 

    Развитие умения читать- важная цель начальной ступени общего образования. По окончанию 4 класса школьники должны уметь: выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией; понимать основное содержание относительно несложных аутентичных текстов; понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,  рецепты, распорядок дня, меню, адаптированные научно-популярные тексты); находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения). Овладение чтением представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Работа над текстом для чтения включает 3 этапа: предтекстовый ( направляющий внимание школьников и создающий мотивацию к прочтению рассказа или сказки), послетекстовый (для выполнения контрольных заданий по сюжету текста) и творческую переработку информации для развития умений устной и письменной речи.

Состоит из 10 заданий. Максимально можно набрать 20 баллов. Проверяемые навыки и умения:  читать транскрипционные значки; знание значений изученных слов и орфографические умения их написания; понимать значение изученных слов по контексту;  находить и исправлять грамматические ошибки в предложениях; грамматически верно составить вопросительные предложения из предложенных слов; понимать текст и

                                                                       -2-

 выбирать нужное по смыслу слово из предложенных; знание значений слов и умение их правильно употреблять в предложении с соблюдением лексико-грамматических норм; читать связный текст и находить в нем ответы на поставленные вопросы; написать личное письмо с опорой на образец. Максимально 5 баллов. Параметры оценивания: содержание текста, структура текста, языковая грамотность текста;  правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из ряда предложенных.

Необходимо определить требования, предъявляемые к текстам; длина текста: короткие , информативные тексты; место основной идеи текста: основная идея находится в начале или в конце текста; тематика текста: соотношение с требованиями учебных программ, с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся.

    У письма много общего с чтением, поэтому в начальной школе они взаимно поддерживают и питают друг друга: письмо – это кодирование мысли графическими знаками, а чтение – это декодирование графических образов в слухо-речемоторный код речи. Различают  технические навыки письма и умения письменной речи. Учащиеся должны уметь: узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их, различать; писать буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации;правильно соединять буквы в словах.

Для формирования орфографических навыков выполнять упражнения: рифмовка слов, группировка слов на основе фонемных соответствий.( от буквы к звуку), группировка слов на основе графемных соответствий ( от звука к букве), вставить пропущенные буквы в словах, закончить начатые слова, найти ошибки в данных словах, списать слова, зрительный, словарный диктанты.Показателями сформированности умений письма на начальном этапе являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения. Качество содержания включает в себя: соответствие заданной теме, разнообразие используемых речевых образцов, объем текста. Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок.

Часть вторая. Аудирование.   

Понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.   Методисты определяют 4 основные механизмы аудирования:   речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование. Знание этих механизмов необходимо учителю для того, чтобы развить навыки аудирования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий . На начальном этапе различают 2 вида аудирования: с полным пониманием и пониманием основного содержания. Если ставится задача научить детей полностью понимать содержание текста, то предлагаемый текст не должен включать незнакомую лексику, кроме слов, о которых можно легко догадаться. Тексты, предназначенные для аудирования с пониманием основного содержания, могут содержать незнакомые слова, но эти слова не должны быть ключевыми.

Реально выделяют 3 этапа работы с аудиотекстами: до прослушивания, во время прослушивания (собственно слушание), после прослушивания. Используются различные визуальные и вербальные опоры, значительно повышающие эффективность извлечения содержания из прослушенного.

                                                    -3-

                                                 

Проверка понимания предполагает в основном невербальную реакцию детей: выбор

картинок, показ условного символа, пантомиму, выполнение действий. А также тестовые формы контроля: альтернативный тест; тест множественного выбора, предполагающий выбор правильного ответа из 3-4 предложенных; тест на восстановление.

Итоговое аудирование состоит из двух заданий. Проверяются следующие умения: понимать на слух основное содержание небольших диалогических текстов; понимать на слух запрашиваемую информацию в небольших диалогических текстах.

Часть третья. Говорение.  

Формирование умений говорения является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. Говорение имеет 2 формы: диалогическую и монологическую. Задача говорения-сформировать у учащихся базовые умения диалогической и монологической речи,.

  1. Диалогическая речь является первичной и характеризуется:ситуативностью, контекстуальностью, реактивностью, построению, спонтанностью, эмоциональностью. Используются 2 пути: а) «путь  сверху» - общение происходит на основе элементарного диалогического единства. Учитель планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.  Ученики разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть и составляют собственные диалоги по образцу в соответствии с установкой учителя.                                                                             б) «путь снизу» - обучение диалогу на основе диалога образца. Этот путь предполагает высокий уровень речевого развития. Предполагаемый диалог относится к разновидностям свободного диалога .                                                                                                   Различается подготовленная и неподготовленная диалогическая речь
  2. Монологическая речь является развернутым видом речи. В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога: описание и рассказ. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. Различают при этом 3 вида высказывания: репродуктивный – построение высказывания на основе текста-монолога;, репродуктивно-продуктивный – для опоры используются ключевые слова, пункты плана, картинки;, продуктивный – построение собственного высказывания без опор.
  3. Использование опор: содержательных и смысловых. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры: вербальные –микротекст, схема высказывания, план высказывания, ключевые слова; изобразительные:рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии.                                                                                                                               Итоговое задание по говорению состоит из трех заданий. Проверяются следующие умения: связно ответить на два вопроса экзаменатора по пройденным темам. Максимально 5 баллов за каждый ответ. Параметры оценивания: содержание ответа и языковая грамотность ответа; вести диалог-расспрос с опорой на предложенную информацию. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание диалога, взаимодействие с собеседником, языковая грамотность

                                                        -4-

  1. ответа;   описать предложенную картинку / фотографию с опорой на предложенные в задании вопросы. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание монолога, логичность высказывания, лексический репертуар, языковая грамотность ответа.

Таким образом, объективная оценка образовательных результатов и успешность проведения итоговой аттестации по английскому языку в начальной школе зависит от организации учебного процесса и качества обучения иностранным языкам c учетом требований ФГОС нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Использование игр как средство повышения мотивации изучения английского языка на начальном этапе обучения

В данной работе рассматриваются тория игры в отечественной и зарубежной педагогике, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, использование игровых технологий на уроках иностранного яз...

Использование игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Описание различных игровых технологий,которые я использую на своих уроках в младших классах....

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на начальном этапе обучения.

Tell me and I forget!Teach me and I rememberInvolve me and I learn !»( BENJAMIN FRANKLIN)Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на нач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Результаты исследования последних лет показывают значительное повышение интереса к английскому языку. Английский язык является языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Основно...