Обучение чтению на английском языке в начальной школе.
статья по иностранному языку по теме

Анна Олеговна Шумилина

Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию  новых подходов в работе. Чтение вслух имеет большое значение для овладения изучаемым языком как средством коммуникации. Иногда все усилия по обучению некоторых детей чтению на самом раннем этапе не приносят желаемого результата. Найти индивидуальный подход к таким ученикам с учётом их способа восприятия и усвоения предложенной информации поможет предлагаемая технология проведения теста и подбора упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Учитель английского языка ГБОУ НОШ №615

                                                                                  Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

                                                                                  Анна Олеговна Шумилина

Обучение чтению на английском языке

в начальной школе.

Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию  новых подходов в работе. Современные дети изменились по сравнению с детьми, жившими в то время, когда создавалась наша система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. СМИ оказывают активное влияние на детей. С одной стороны возросла информированность, расширился кругозор,  эрудиция, а с другой стороны дети относительно мало читают. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе.

Одной из целей изучения иностранного языка в начальной школе является формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной (чтение и письмо) формах.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности в русле чтения:

-Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.

- Читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию.

Научить человека читать – достаточно сложная задача, ведь научить читать – это значит, во-первых, научить технике чтения, т.е. мгновенному узнаванию зрительных образов речевых единиц и озвучиванию их во внутренней (чтение про себя) или внешней речи (чтение вслух); во-вторых, требуется мгновенное соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.

Чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся, что имеет большое значение для овладения изучаемым языком как средством коммуникации. Иногда  молодые, и даже опытные учителя сталкиваются в своей работе с тем, что, несмотря на тщательно продуманные уроки и самые современные УМК, все усилия по обучению некоторых детей чтению на самом раннем этапе не приносят желаемого результата. Отдельные ученики не справляются с чтением, значительно отстают от одноклассников, у них  не формируются познавательные и коммуникативные умения. Поставив перед собой задачу помочь этим детям, я изучила не только самые современные материалы по методике обучению чтения, но и по психологии и дефектологии российских, британских и американских специалистов. Решение, которое я нашла, несложное и эффективное. Необходимо сделать три шага:

 1.Знать признаки дислексии как проблемы, с которой должен работать специалист-дефектолог.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание прочитанного нарушено в разной степени. Все симптомы дислексии- это симптомы дезориентации. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые ученик не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

Считается, что нужно вовремя обратиться к специалисту, если учащийся также не может рифмовать слова, не слышит отдельные звуки, путает «лево» и «право».

Итак, необходимы занятия с логопедом,  если у ребёнка  стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень (интеллектуального и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

   2. Найти индивидуальный подход к таким ученикам с учётом их способа восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы
 – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики
 – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Чтобы правильно определить тип памяти, достаточно провести в классе игру «Я помню» по методике «Определение типа памяти» у младших школьников.

Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок проведения. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде учителя записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Учитель предлагает ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Учитель читает вслух слова третьего ряда, а ученик шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Учитель показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Ребёнок повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти учащегося можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у ребёнка данный тип памяти. Полученная информация поможет учителю.

3.Достаточно подобрать для ученика  с проблемами в чтении задания, соответствующие его способу восприятия и усвоения информации и как можно раньше создать на уроке ситуацию успеха. Например, для визуалов- использовать опорные карточки, маркеры, разнообразные цвета, шрифты (в т.ч. по размеру), яркие картинки и таблицы. Для аудиалов – многократное прослушивание диска, чтение хором, чтение за одноклассником (игра «Суфлёр») и др. Для кинестетиков- игра «Помоги другу», когда ребёнок передвигается по классу и читает слова или предложения в учебнике (или на карточке) своих партнёров, игра «Mime», когда дети отгадывают слово и показывают его на карточке (или в учебнике) ведущему.

Уровень сформированности   УУД зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников и у небезразличного к проблемам ученика учителя всегда есть шанс помочь ребёнку преодолеть трудности на раннем этапе обучения чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемонических приёмов при обучении чтению на английском языке на начальном этапе

Статья содержит описание использования мнемонических приемов при обучению чтению в начальных классах, сказку об английском алфавите, повествующую  о правилах чтения на английском языке,  и о...

Методическая разработка "Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием ЦОРов и электронных учебных пособий

В данной разработке я делюсь своим опытом работы с детьми начальных классов при обучении их чтению на английском языке, Работа была представлена на муниципальный конкурс-ярмарку методических разработо...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе

Здесь будут рассмотрены этапы обучения чтению на английском языке начальной школы....

Методы и приемы обучения чтению на английском языке в начальной школе

В данной ствтье рассматриваются методы и приемы обучения чтению на английском языке младших школьников....

Обучение чтению на английском языке в начальной школе на основе аутентичной сказки Ben and Holly’s Little Kingdom.

Дети всегда с удовольствием читают сказки и смотрят мультики про волшебных героев и чудеса, которые с ними происходят, и, на мой взгляд, уже с начальной школы можно вовлекать обучающихся в мир сказок ...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению  на английском языке является непростой задачей и вызывает много вопросов у учителей и родителей. Данная тема для меня является актуальной, так как я работаю с первоклассниками , ...