статья "Обучение чтению на английском языке"
статья по иностранному языку по теме
Обучение чтению - одна из основных задач при обучении английскому языку в начальной школе. Основные приемы работы с теоретическим обоснованием даны в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_chteniyu_angl_yazyk.zip | 74.72 КБ |
Предварительный просмотр:
" ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ "
( УМК English авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. )
Уварова Наталья Яковлевна
Содержание.
l. Введение.
ll. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.
1. Задачи обучения чтению.
2. Виды упражнений для обучения чтению.
а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.
б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.
в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.
г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.
д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.
.3. Упражнения для развития умения читать.
а) Использование предтекстовой подготовки.
б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.
в) Упражнения на содержательный поиск.
г) Упражнения на смысловой выбор.
4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению ( из опыта работы ).
а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.
б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.
5. Список использованной литературы.
l. Bведение.
С первых уроков сентября учителя первых классов замечают разницу в уровне подготовленности детей к школе. Дети одного и того же класса, одного и того же возраста имеют различные учебные способности. К сожалению, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и становится непреодолимым препятствием.
Сильные, способные к учёбе ученики быстро понимают новый материал и готовы работать дальше, в то время как слабые не только не разобрались в новом, но и забыли предыдущий материал. Данная проблема далеко не нова. Возникает она и в разных классах, и на разных предметах, и у разных учителей. Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.
Безусловно, учитель, планирующий ход урока, должен предусмотреть организацию учебной деятельности учеников, опираясь на их знания, умения, уровень подготовленности. Каждый учитель, идущий на урок, рассчитывает на хороший результат, успешное овладение учебным материалом, хорошее ориентирование в теме. Значительную трудность для учителя при подготовке представляют школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний и дети с пониженной успеваемостью.
Если снизить темп урока, сложность изучаемого материала, то сильным детям становится скучно, они начинают отвлекаться сами и отвлекать соседей, высмеивать неуспевающих. Если увеличить темп и сложность работы, то дети, имеющие пробелы в знаниях, теряют интерес к уроку, т.к. не могут успевать за классом, перестают понимать изучаемый материал.
Как хочется, чтобы дети входили в класс с хорошим настроением, с надеждой на интересный урок, ожидая успеха, а не ошибок. Вот почему я взялась за изучение дифференцированного подхода к организации учебного процесса.
Я работаю в школе с 1986 года. В моей практике была работа в классе компенсирующего обучения (1992 - 93, 1993 - 94 уч.г.) и в классах развивающего обучения с углублённым изучением русского языка и литературного чтения ( 1986 - 87, 1987 -88, 1994 - 95, 1995 - 96, 1996 - 97 уч.г.). Поэтому данная проблема знакома мне давно.
Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь чтению. Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.
После переквалификации, получив диплом учителя иностранного языка, я работаю по различным учебно-методическим комплексам:
English И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной в начальной школе и English В.П.Кузовлева в средних классах. Но в обоих УМК на значительное ударение ставится обучениею чтению.
ll. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.
Устное и письменное общение реализуется в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное с собеседниками, делает при чтении записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию.
"Данные виды деятельности как способы осуществления аутентичного речевого общения тесно переплетаются друг с другом и подчас трудно провести чёткую границу между ними. Поэтому и в учебном процессе обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный / звучащий текст, и, наоборот, после прочтения / прослушивания текста учащиеся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним (как в устной, так и в письменной речи), причём подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации."( 1,с.150 )
УМК English (В.П.Кузовлев и др. ) построен на комплексном подходе, когда обучение чтению с первого урока ведётся параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. "Кроме того, подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд других преимуществ:
1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект ИК, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.
2. Для учащихся, уже умеющих читать на родном языке и на собственном опыте убедившихся, что без этого невозможно обучение, овладение чтением на иностранном языке с первого урока представляется совершенно естественным.
3. Овладение чтением ( даже на английском языке ) - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.
4. Учащихся, научившихся читать на иностранном языке, гораздо легче научить общению, так как чтение может быть использовано как средство создания содержательной основы для диалога культур." ( 2, с.17 )
Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых, что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Обратимся к мнению профессора Е.И. Пассова.
" Уметь читать - это, прежде всего владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог
( при плохой технике чтения), или словосочетание из двух или нескольких слов ( синтагма ) и даже целая сложная фраза ( а при скорочтении - и абзац ), чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.
Уметь читать также значит мгновенно соотносить лексические единицы и грамматическое оформление с их значением. Причём имеется в виду непосредственное понимание семантической стороны речевых единиц. Такое понимание в значительной мере основано на том, насколько читающий умеет предвосхищать (антиципировать) как смысловое содержание читаемого текста ( содержательная антиципация ), так и отдельные грамматические формы ( структурная антиципация )" ( 3, с.114 )
Рассмотрим задачи обучения чтению на современном этапе развития системы образования.
1.Задачи обучения чтению.
"Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием ( рецепцией ) и пониманием информации, закодированной графическими знаками."( 5,с.20)
На начальной ступени обучения (1 - 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.
Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале, впоследствии без необходимости использования словаря. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке, является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.
В УМК English -5 (Kузовлев В.П. и др.) ставятся следующие задачи обучения чтению: научить читать по транскрипции; обучить технике чтения вслух по правилам чтения; развить умения читать про себя несложные тексты со скоростью 30-40 слов в минуту. Кроме того, уделяется особое внимание формированию лексических навыков чтения и формированию грамматических навыков чтения.
Учащиеся знакомятся с тремя основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания (reading for the main idea), чтение с детальным пониманием (reading for detail), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information).
В основе каждого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть школьники:
1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.;
2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;
3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.
В связи с тем, что современной методикой ставится задача - научить учащихся читать аутентичный текст, важным является обучение стратегиям чтения текстов разного типа. Под стратегиями чтения понимается комплекс знаний, умений, владение которыми позволяет школьникам:
-) понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;
-) ориентироваться в этом тексте с учётом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей (понять текст полностью или избирательно);
-) извлекать информацию на разном уровне;
-) пользоваться компенсационными умениями. К последним относятся следующие: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам (контекстуальная и языковая догадка); игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций; пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения и иллюстрации, сноски и т.д.); пользоваться справочной литературой и словарями разного рода.(1, с.156)
В результате обучения учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Для этого они должны усвоить несколько правил работы с текстом:
-) читать текст на иностранном языке - не значит переводить каждое слово,
-) для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;
-) чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чём будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуре;
-) при чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нём (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;
-)обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.(1, с.157)
Итак, на уроке обучения чтению перед учителем ставятся следующие задачи: (3, с.114)
1) увеличивать оперативную единицу восприятия текста,
2) учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,
3) учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,
4) развивать скорость чтения (в том числе и про себя),
5) развивать структурную антиципацию,
6) развивать содержательную антиципацию,
7) развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам)
8) обучать мгновенно, соотносить форму воспринимаемого с его значением,
9) развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,
10) развивать умение "игнорировать" неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.
Каким образом может учитель добиваться решения данных задач? Планируя и организуя учебный процесс с помощью различных упражнений, которые накоплены методикой обучения иностранному языку.
2. Виды упражнений для обучения чтению.
Процесс обучения включает в себя работу над техникой чтения (вслух и про себя ) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.
Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается " умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы ( буквы ) с соответствующими слухомоторными образами и определёнными значениями, т.е. владение звуко -буквенными соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы ( синтагмы ).
Поэтому, упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д." (1, с.158 - 159 )
Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению. Для этого обратимся к методической литературе, соотнося советы методистов, авторов программ и УМК с собственным опытом.
а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.
Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:
- написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;
- нахождение пар букв (строчная и заглавная);
- вписывание недостающих; пропущенных букв;
- списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
- конструирование слов из разрозненных букв;
- поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);
- чтение текста с пропущенными буквами / словами и т.д.
Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи ( чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами ), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.
Множество таких упражнений предлагают УМК для начальной школы ( УМК Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А.; УМК Никитенко З.Н., Негневицкой Е.И., УМК Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Ленской Е.А. ).
УМК English Кузовлева В.П. предлагает небольшое количество таких заданий (в основном, в Activity Book). Да и времени на выполнение заданий такого типа в этом комплексе не предусмотрено. Поэтому, такие задания на уроках используются редко.
б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.
"В коммуникативной технологии все используемые упражнения должны быть по характеру речевыми, точнее, упражнениями в общении. <....> Комплексы упражнений для формирования лексических, грамматических и перцептивных навыков направлены на становление психофизиологических механизмов и предполагают их последовательную отработку. В упражнения для формирования рецептивных лексических навыков входят упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц, упражнения для формирования механизма антиципации лексических единиц, для формирования механизма сличения - узнавания лексических единиц, механизма догадки." ( 6,с.75 - 76 )
Как уже было сказано выше, в УМК English -5 (Кузовлева В.П.) обучение чтению начинается с первого же урока и ведётся параллельно с обучением аудированию, говорению и письму.(4,с.3 - 5),( 2,с.43 - 46 ). Единицей обучения является слово. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции на печатное слово, Верещагина И.Н. и Притыкина Т.А. рекомендуют пользоваться карточками (flash cards) c написанными на них словами.( 5,с.20 ). В этом случае возможно сокращение времени на экспозицию. Контроль чтения слов в этом случае будет осуществляться вслух в более быстром темпе.
Начиная с первого урока, я ввожу такие карточки. На первом уроке их всего три: " English", "Hi! ", "Hello !". Но учащиеся уже видят, что есть буквы гласные (они выделены красным цветом, т.к. учащиеся привыкли за годы обучения в начальной школе при фонетическом разборе обозначать гласные звуки красным карандашом ), есть согласные, которые читаются так, как пишутся ( они обозначены чёрным цветом ), есть особые сочетания букв, которые нужно запоминать ( они написаны зелёным ).
Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит для понимания материала на слух, средством привлечения (переключения) непроизвольного внимания, помогает сохранить в памяти зрительный образ слова, что особенно важно для детей с более развитой зрительной памятью.
Размер карточек довольно крупный, чтобы всем было видно (5,5 см x 30 см ). Размер строчных букв 3 см. Цвет используется в каждом слове. Это обусловлено психологическими особенностями детей, данного возраста.
Конечно, правила чтения вводятся позже. Но ученики привыкают к цветному зрительному образу слова, быстрее запоминают его написание. Сильные ученики запоминают и правописание. Слабым цветовая опора помогает прочитать слово.
Такие карточки я готовлю к каждому уроку. Их можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала. В этом случае я провожу чтение карточек по цепочке и вручаю ученику правильно прочитанное слово, так проще увидеть победителя, в случае ошибки шанс на правильное прочтение и выигрыш переходит к следующему по цепочке ребёнку.
Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.
Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме (например, "Животные, которые живут в зоопарке" (5 кл. урок 6 ''How Many Cats Have You Got''), " Продукты питания" (5 кл. урок 8 ''Roast Fish Is My Favourite Dish''), " Спортивные игры" (5 кл. урок 11 ''l Can Play Basketball. Can You?'') и т.д.), найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь ( 5 кл. урок 10 ''l Like Watching Television'' ), что бы ты хотел посетить ( 5 кл. урок 17 ''Britain Is an Attractive Land'' ) или купить ( 5 кл. урок 21 ''What Will You Buy?" ) и другие задания.
Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, ''l like ....'', ''l hate ....'', ''l'd like to visit .....'', ''l will buy ....'', ''l can play ....'' и т.д.).
Эти упражнения нравятся ученикам, т.к. они интересны, познавательны, увлекательны, их могут выполнять и сильные, и слабые ученики, а выбрать задание по силам ученика учителю не составит труда.
в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.
Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм. Это упражнение преследует следующие цели:
а) увеличивает оперативную единицу восприятия текста;
б) развивает структурную антиципацию;
в) способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);
г) настаивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание). (3,с.115)
Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.(2)
В учебнике English - 5 (УМК Кузовлева В.П. и др.) такие упражнения начинают встречаться со страницы 12 (4,с.12):
" Shakespeare?
Shakespeare is a poet.
He is an English poet.
Shakespeare is a great English poet.
Walter Scott?
Walter Scott is a writer.
He is a Scottish writer.
He is a great Scottish writer and a poet."
( 4,c.20 ) :
'' Laura is from New York.
She is from New York City.
She's from New York City in New York State.
Sam is from New York.
He is from Albany in New York.
He is from Albany in New York State.''
(4,c.41 ) :
'' I like chocolate.
I like chocolate and scones.
I like chocolate and scones with cream and jam!
Cheese?
Sure. I like cheese.
I like cheese and cheese chips. They're so tasty!
Porridge?
l hate porridge.
l hate porridge. lt is not tasty at all.''
(4,c.106 ) :
" You will hear loud bangs!
You will hear loud bangs near your house.
You will hear loud bangs hear, there and everywhere!
You will see fires!
You will see fireworks and bonfires!
Here, there and everywhere you'll see fireworks and bonfires!'' и т.д.
Как видно из примеров, синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.
"Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом."(3,с.116) Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:
1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором ( учителем );
2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем );
3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;
4) учащиеся читают индивидуально (2 - 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;
5) два - три ученика читают весь блок синтагм индивидуально ( они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);
6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;
7) три - четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.
Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).(2)
Авторы УМК (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.) рекомендуют начинать работу с варианта 1) как наиболее лёгкого, а затем, пройдя все другие варианты, можно будет достичь такого уровня, когда ученик сможет читать вместе с диктором, несколько отставая от него (вариант 5), или даже одновременно (синхронно ) (вариант 6). Но для этого необходимо соблюдать обязательное правило: паузы, в которые читает ученик, должны постепенно, но неуклонно уменьшаться, заставляя его ускорять чтение, охватывать одним взглядом как можно больше слов.
Сначала пауза для ученика должна быть двукратной или даже трёхкратной по сравнению с тем временем, за которое данную синтагму (фразу) прочитывает диктор ( учитель ). Но она должна немного уменьшиться даже в пределах одного блока.
Авторы УМК выдвигают ещё одно важное условие: "...первая фраза должна произноситься вслух, вторая - шёпотом, третья - про себя. И так в каждом блоке. Если произношение учеников неважное, можно вначале уделять больше времени произнесению вслух."( 2,с.31)
Перед учениками при выполнении этого упражнения ставятся следующие задачи:
-) сосредоточить внимание на голосе диктора (учителя), для чего не обращать на соседей внимание;
-) пробегать взглядом всю синтагму (фразу), не делая пауз между словами;
-) слушая диктора, постараться заметить, где сделана ошибка в собственном произношении;
-) следить за изменением содержания каждой последующей фразы, в зависимости от вновь введённого в неё слова (компонента);
-) стремиться, не прочитывать синтагмы или фразы пословно, а пытаться охватывать их одним взглядом, пробегать их глазами как можно скорее;
-) не отчаиваться, если не успеваешь произносить за диктором, а постараться работать быстрее;
-) обязательно произносить синтагмы, а не слушать, как это делают другие (не бояться сделать ошибку).
Пассов Е.И. рекомендует использовать чтение расширяющихся синтагм на большинстве уроков младшей ступени обучения.
Авторы УМК English - 5 (Кузовлев В.П. и др.) советуют занимать этим упражнением не более пяти минут. В нём, как правило, содержатся те слова, которые затем подлежат целенаправленному использованию на уроке. Поэтому авторы УМК требуют нацелить учащихся на то, что фразы, которые они повторяют вслед за диктором (учителем), позже могут потребоваться им для выражения собственных мыслей.
Я использую в своей работе чтение расширяющихся синтагм не только по учебнику, но и вынося записи на доску. Иногда дети получают домашнее ( дополнительное ) задание для желающих: составить блок из подобных предложений по образцу, данному в учебнике для своего одноклассника. Выполненные задания можно проверить в классе. Это развивает интерес к предмету, даёт возможность потренироваться в правописании.
г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.
Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.
Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.
Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. Авторы УМК English (Кузовлев В.П. и др.) отмечают, что при чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т.е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).
Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.
Авторы УМК отмечают, что чтение под фонограмму должно осуществляться с определённой речевой задачей. " Это должно быть осмысленное и интонационно оформленное чтение, которое передаёт и обращённость высказывания, и его выразительность, и его синтагматичность. Учитель в роли диктора должен читать текст как собственное высказывание."(2,с. 30)
Используя чтение под фонограмму, приходится тщательно готовить фонозапись, т.к. предложенная авторами УМК запись крайне неудобна. На ней нет повторов, паузы между фразами либо отсутствуют, либо кратки. Поэтому я изготавливаю свою рабочую кассету, которую и использую на уроках.
Для записи этой кассеты используется двухкассетный магнитофон и оригинальная кассета из УМК. Изготавливая фонозапись, я делаю её удобной для работы на уроке, т.е. располагаю записи (образцы произношений, слова, словосочетания, предложения, тексты ) так, чтобы не нужно было искать начало упражнения на кассете и перематывать кассету несколько раз на уроке. Конечно, это требует временных затрат при подготовке хода урока, но экономит время на самом уроке: ученикам не приходится ждать, когда учитель найдёт нужную ему запись.
д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.
Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись - звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [b], [p], [m], [n], [s], [t], [d], [v], [f] и т.д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.
Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования. Особую важную роль играет этап формирования, который состоит из определённых стадий:
l этап. Формирование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.
1. Восприятие. Учащиеся имеют зрительную опору при восприятии на слух звуков в высказываниях; в поле зрения учащихся находятся три строчки: графический образ слова, транскрипция этого слова и транслитерация. (см. 4, стр. 4 - 48 ) На подсознательном уровне начинают устанавливаться связи между звуковым и зрительным образами слова ( транскрипционным и графическим ); учащиеся воспринимают и запоминают зрительный образ отдельного транскрипционного знака соответствующего звука, воспринимаемого на слух.
На этой стадии формирования произносительных навыков группе детей знакомых с транскрипционными значками можно предложить закрыть нижнюю третью строчку (транслитерацию) закладкой, чтобы зафиксировать своё внимание только на пословном чтении с опорой на транскрипцию. Группе "слабых" учеников нужно рекомендовать контролировать своё чтение по транслитерации, особенно при подготовке домашнего задания. Для них это будет являться значительной помощью.
2. Имитация. Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.
При выполнении упражнений этой стадии (4,с.5,№6, с.8,№2.2),с.10,№3, с.19,№2 и т.д.) возможно организовать работу так, чтобы сначала за диктором (учителем) повторяли "сильные" дети, а затем те, кому произношение даётся трудно. При отработке произношения и заучивания транскрипционных знаков учителя используют не только материал учебника, но и записи на доске. Я также использую карточки с написанными значками.
В этом случае карточки должны быть удобны для ладони, поэтому размер их 6 см х 11 см. Обязательно использую цвет. Красным цветом обозначаю гласные звуки, чёрным - те, чьё написание не расходится с произношением, зелёным - дифтонги.
Возможно, использовать несколько вариантов работы с ними. Например, работа в парах, когда ученики получают комплект карточек с изучаемыми звуками на парту и проверяют знания своего партнёра. При этом "сильный" ученик может помочь "слабому", а "слабый" обратиться за помощью к "сильному". Такой вид работы нравится подготовленным детям, т.к. они чувствуют свою необходимость в помощи учителю и одноклассникам. Учащимся со слаборазвитыми способностями легче усвоить знания вместе с помощником.
Возможен вариант соревнования, когда "сильные" дети получают комплект карточек и выходят к доске. Они показывают знаки классу по очереди, а остальные учащиеся по цепочке называют звуки (S1--S2,3), тот, кто озвучивает карточку, верно, получает её. Тот, кто собрал большее количество карточек, объявляется победителем. Учитель в это время контролирует правильность произношения.
3. Дифференциация. Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.
На этой стадии незаменимыми помощниками учителя являются справочные материалы учебника. Для "слабых" учеников легче заучивать звуки с опорой на таблицу, данную на странице 276 (4, с.276 - 277 ). Также возможны различные варианты запоминания таблицы. Дети могут сравнивать звуки в порядке, предложенном учебником, называя знаки парами ( например: [b] - [б], [p] - [п], [v] - [в] и т.д.); читать только английские значки, имея в поле зрения транслитерацию и описание произношения; использовать таблицу в качестве помощника при приготовлении домашнего задания.
Здесь также возможно использовать карточки с написанными транскрипционными значками, причём к английским знакам я добавляю и русские. Возможный вариант работы: "запрещённые звуки". Ученикам сообщается, что они должны озвучивать только английские значки, при показе русского звука в классе должна быть тишина. Русские знаки при этом не должны совпадать по написанию с английскими ( например: [ж], [ш], [д], [ф] и т.д.).
4. Изолированная репродукция. Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.
На этой стадии для сильных учеников возможно использовать задания на чтение слов по транскрипции без графического образа слов, такие записи могут быть вынесены на доску или выписаны на полоски бумаги крупным шрифтом ( flash cards). Для средних и слабых учеников проще совместить пары записей: графический образ и транскрипцию, записанных в разном порядке. Учащимся со слаборазвитыми способностями авторы УМК ( Кузовлев В.П. и др.) рекомендуют пользоваться транслитерацией.
5. Комбинирование. Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.
На этой стадии образец чтения могут давать и сильные учащиеся. Им будет интересно попробовать свои силы и знания при чтении незнакомых, неизученных слов. Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно - морфемных соответствий. Задача для слабого повторить чтение без ошибок. В качестве опоры они также используют таблицы соответствий английских букв, транскрипционных знаков и букв русского алфавита (Letters, Signs and Sounds (4,c.54,c.276 - 277 )).
ll этап. Совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.
На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства. (2, с. 28 - 29 )
3. Упражнения для развития умения читать.
"Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Последовательность этих упражнений строится с учётом уровней понимания текста. В качестве установок обязательны речемыслительные задачи".( 6, с.79)
Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения.
а) Использование предтекстовой подготовки.
Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста. Н.Д.Гальскова рекомендует соблюдать "...одно очень важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они не найдут." (1,с.160 )
Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного. Например, в учебнике English - 5 ( УМК Кузовлева В.П. ) на уроке 7 ''What Pets Say?'' (4,с.34 - 35 ) ученики получают задание:
''Animals and birds live in zoos, on farms and some people keep them at home. Guess which of these animals and birds are: a) farm animals; b) zoo animals or c) pets." ( " Животные и птицы живут в зоопарках, на фермах, и некоторые люди держат их в домах. Угадай, какие из этих животных и птиц живут на ферме, в зоопарке или дома." )
Составляя и записывая предложения о видах животных и птиц, ученики готовятся к восприятию текста. Перед чтением текста они получают предтекстовое задание: ''Did you classify right?'' ( "Правильно ли ты распределил(а) ? ").
Читая текст, дети должны быть внимательны, отыскивая правильность или ошибочность своего предположения.
''A lot of animals live in the world. Some animals live on farms: cows, pigs, ducks, and turkeys. Other animals live in houses. They are called pets: cats and turtles. Some other animals live in zoos and safari parks. Longleat is the best safari park in Britain. It is famous for lions. Tigers, llamas, monkeys, and parrots live in Longleat as well. Other zoos have got coyotes, iguanas, ravens, and exotic vipers. Some people keep them as pets. Yuck!'' (4,c. 34 )
Для сильных учеников интерес будут представлять не только сведения о разных животных, которые живут на фермах, в зоопарках и в домах, но и сведения о парке сафари, который находится в Великобритании. Слабым ученикам, достаточно прочитав, понять, правильно ли он угадал.
Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.
Например, на уроке 7 ''What Pets Say?''( 4,с.35 ) в учебнике English - 5 (Кузовлев В.П.) даётся упражнение 3:
''Tom has got a Collie.
What is his name? What does the dog say?''
(" У Тома есть колли. Как его зовут? Что он говорит?")
We've got a pet. His name is Myth. He is three. He says bow - wow. We like Myth a lot. He is so smart. I'd like to have a turtle. They say nothing. But I like them.
Задание после текста: ''What pets have you got?''( '' Какое домашнее животное у тебя есть?" ) предлагает учащимся рассказать о своём домашнем любимце.
Или на уроке 25 ''What Will You Do?''(4,c.107 ) в упражнении 2:
''Children have a lot of fun on Guy Fawkes Day.
What will Linda do on this day?''
On Guy Fawkes Day I'll put on some old costume and take my guy. Here it is. I'll walk round the city and l will ask people for money.
Задание после текста " Guess what Linda will do with the money and the guy?'' ( ''Угадай, что Линда сделает с деньгами и чучелом") предполагает развитие умений в говорении: высказывании своих мыслей на английском языке. При этом все ученики будут строить предложения на том уровне, которым они владеют.
б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.
Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке, и работа над чтением обязательно завершается решением какой - либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.
Здесь уместно рассмотреть упражнения на содержательную идентификацию. Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т.е. установить их сходство или различие в содержательном плане. Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.
При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений:
"а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;
б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;
в) выбрать предложения (из данных ), которые соответствуют содержанию рассказа;
г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;
д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.
Для успешного выполнения таких упражнений учащийся должен:
-) прочесть данное предложение как можно быстрее;
-) запомнить его содержание и его зрительный образ;
-) держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа ( или его части );
-) найти аналогичную ( или близкую по содержанию, по форме ) фразу." ( 3,с. 116)
Постоянное обращение к прочитанному, трёх- или четырёхкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать. Но следует заметить, что, по утверждению Н.Д.Гальсковой "... нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл, (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идёт о поиске дополнительной, уточняющей информации." ( 1,с.161)
Например, в учебнике English - 5 (УМК Кузовлева В.П.) на уроке 34 (4,с.139) в упражнении 1 дан текст о Ричарде и его школе:
''1. I go to school.
It's not far from my house.
I'm in the fifth form.
School starts at 9.00.
I don't go to school on Saturdays or Sundays.
3. We don't cross the street near our school alone.
The lollipop woman helps children to cross the street.
4. Tuesday is not a good day at school.
We have Maths and French.
They are not my favourite subjects.
5. I take a packed lunch.
My friend doesn't take his packed lunch.
He goes to our school dining room but I don't go there.
Прочитав ( прослушав ) текст, ученикам предлагается задание 2:
'' Here is some information about Richard and his school. Is it right or wrong?" ( "Здесь некоторая информация о Ричарде и его школе. Она правильная или нет?.") Это задание на сравнение предложений схожих по содержанию.
1. Richard doesn't live far from school.
2. Children cross the street by themselves.
3. All days at school are good for Richard.
4. Richard doesn't love Maths and French.
5. A lot of Richard's friends don't eat at the school dining room.
6. We go to school on Saturdays and Sundays.
7. Richard doesn't take his packed lunch.
Чтобы выполнить задание правильно, учащимся приходится возвращаться к тексту, перечитывать его. В данном случае это оправдано, т.к. дети не получают информацию в готовом виде, им нужно быть внимательными, соотнося утвердительные и отрицательные предложения. А это развивает скорость чтения, смысловую догадку, содержательную антиципацию.
Возможны и другие варианты упражнения на содержательную идентификацию.
Например, в учебнике English - 5 ( УМК Кузовлева В.П.) на уроке 48 (4,с.178 ) в упражнении 3.1) дано задание: ''Read about the strange town. Put in there is / there are.'' ( ''Прочитай о странном городе. Вставь выражения there is / there are '' )
'' ln a country ______ a very strange town. lt is very small. But in that town _________ eight stadiums, ten toy shops. ______ a large supermarket and seven pet shops. ________ six swimming pools and a computer centre. _________ twelve discotheques and twenty cinemas. But in that town ________ ( not ) schools, ________ ( not ) a church and ________ ( not ) theatres and museums.''
Во второй части этого задания 3.2) учащихся спрашивают ''Why is the town strange? Choose the right answer.''( " Почему город странный? Выбери правильный ответ.")
1. There are no places to have fun.
2. There are a lot of schools, museums, churches and theatres there.
3. There are a lot of places to have fun and there aren't other places.
Сильные ученики будут выполнять данное задание с помощью логического мышления, слабых нужно сориентировать на лексическое значение слов ( в данном случае, названия зданий и сооружений )
в) Упражнения на содержательный поиск.
Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск.
Варианты его могут быть различны:
а) Найти предложения, подтверждающие .....
б) Найти то, что характеризует ......
в) Найти причины того, что .......
г) Найти те проблемы, которые волнуют .....
"Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, называют содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится." (3, с.117 )
Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.
г ) Упражнения на смысловой выбор.
К смысловому выбору относятся такие упражнения:
а) выбери подходящее заглавие из данных;
б) выбери по смыслу ответ из предложенных;
в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.( 6,с.80 )
"Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения." ( 3, с.117 )
Е.И.Пассов советует, чтобы учитель " не удовлетворялся правильным выбором, ибо он может быть случайным. Тогда следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем - либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа, поиск его в тексте." (3,с. 117 )
Характерной чертой этих упражнений является то, что они не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь будет скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений. Но учитель по факту выполнения упражнения, по характеру ( процессу ) и уровню выполнения может судить об успешности овладения чтением.
Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах. В 5 - м классе ученики не обладают таким уровнем, чтобы легко справиться с такими заданиями.
4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению
(из опыта работы).
а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.
Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки.
" Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике. Она выполняет ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия." ( 7,с. 71 ) Поэтому, если речевая зарядка применяется, то она является организационным приёмом. Например, аудитивной речевой зарядкой может служить и иноязычная формулировка цели урока.
Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки. ( 7, с.71 - 72 ) Речевая зарядка может служить упражнением в аудировании ( если учитель сообщает какую - либо информацию ), упражнением в развитии диалогической речи ( если учитель задаёт вопросы, а ученики на них отвечают ), повторением домашнего задания ( если предметом разговора является текст из домашнего чтения или тема, изученная на предыдущем уроке и заданная на повторение на дом)
В пятом классе некоторые ученики имеют собственную базу знаний, опыт чтения и говорения на иностранном языке, в каждом классе есть сильные ученики, желающие помогать учителю. Почему бы не передать в их руки проведение речевых зарядок?
Желающих много, а умений в этом возрасте недостаточно. Почему бы не протянуть руку помощи детям и не дать им опору: речевую зарядку, записанную на листах бумаги? К тому же, при отработке грамматических явлений, это большая помощь учителю, ведь дети, отвечая на вопросы, заодно отрабатывают и грамотные ответы.
Кроме того, на уроках математики и русского языка, истории и географии, литературы и физики учащиеся работают с учебником и доской. Конечно, отличительной чертой будут географические и исторические карты, опыты, опорные таблицы и иллюстрации. Но основой содержания обучения всё же является учебник и записи на доске. Почему бы не разнообразить оборудование урока красиво оформленными разноцветными табличками?
Так на одном из первых уроков на доске появляются листы бумаги с напечатанными предложениями:
'' What is your name?
Where are you from?
What languages do you speak?''
Учитель знает имена детей, поэтому отвечать на вопрос учителя ученикам неинтересно. Намного интереснее самому спрашивать. Сильный ученик легко справится с вопросами. А у учителя появляется возможность помочь слабому.
Дальше, поверив в свои силы, эти предложения может прочитать и слабый. Ведь образец перед глазами на доске, а повторять то, что уже озвучено не так трудно.
Кроме того, подчеркнув подлежащее и сказуемое в вопросе, я даю опору слабому. Главные члены предложения изучаются детьми во втором классе. Они умеют определять подлежащее и сказуемое на русском языке. Поэтому им проще разобраться в построении предложения при ответе, видя подчёркнутую структуру.
Всего 3 - 5 минут урока, а сколько проведено работы. Ученики рады помочь учителю, "встав на его место". Они сами ведут урок, выбирая какой вопрос и кому они зададут. Сильные тренируются в чтении длинных структур, построении диалога. Задача для слабого повторить ответ. Тут им не отсидеться, ведь не ответить однокласснику стыдно. Повторяется грамматика, лексика, структура вопроса и ответа.
Усложняются темы уроков, усложняется лексика, удлиняются предложения. Одно остаётся на первых порах неизменным: построение блоков предложений.
" Природа овладения речевой деятельностью ставит необходимостью постоянное повторение. < ... > Уже изученный материал изучен только для того, чтобы быть использованным в речевой деятельности. Только постоянно включаясь в деятельность, он будет храниться в нашей памяти." ( 3, с. 43 )
Поэтому, на начальном периоде обучения обосновано включение предложений с повторяющимся началом.
Например, на уроке 6 в качестве повторения используются вопросы из прошлой темы:
'' Do you like tales?
Do you like songs?
Do you like magazine?''
На эти вопросы возможны краткие ответы :'' Yes, l do.'' или '' No, l don't.''
Более сложные вопросы во втором блоке:
'' Do you like Russian folk tales ?
Do you like American great writes?
Do you like English folk songs?
Do you like fantasy magazines?
What do you like?''
Слабые ученики отвечают по-прежнему кратко, сильным хочется выделится полным ответом. И то, и другое допустимо и верно. Наша задача потренировать детей в чтении и говорении, настроить на иностранный язык. И при кратком, и при полном ответе мы её решаем.
Благодатная тема для говорения '' Animals '' ( ''How Many Cats Have You Got?" (4,c. 28 - 32 ); '' What Pets Say? '' (4, c. 33 - 37 ) ). Здесь я использую следующие блоки вопросов:
'' Have you got a cat?
Have you got a dog?
Have you got a cow?
Have you got a turkey?
Have you got a turtle?''
'' Has your friend got a pig?
Has your friend got a raven?
Has your friend got a duck?
Has your friend got a guinea pig?
Has your friend got fish?''
'' Have you got a pet?
What is its name?
How old is it?
What does it say?''
'' Do cows live in a house?
Do owls live in a house?
Do ravens live in a house?
Do lions live in a town?
Do turtles live in a town? ''
'' Do tigers live in the zoo?
Do llamas live in the zoo?
Do parrots live in the zoo?
Do iguanas live on the farm?
Do vipers live on the farm?''
На каждом уроке используется только один блок. Но при введении или развитии нового грамматического явления и сравнении его с уже изученным материалом я предлагаю детям работу с двумя блоками, различными по содержанию и грамматике.
Следующая изучаемая тема '' Roast Fish Is My Favourite Dish.'' ( 4, c. 38 ) также позволяет составить несколько блоков интересных по содержанию для детей. Здесь уместны следующие вопросы:
'' Do you like tea?
Do you like coffee?
Do you like cream?
Do you hate jam?
Do you hate cheese?''
'' Does your friend like haggis?
Does your friend like frog's legs?
Does your friend like chocolate?
Does your friend hate cucumbers?
Does your friend hate potatoes?''
Для того чтобы связать новую тему с предыдущей я использую такую речевую зарядку:
'' Do cats like cream?
Do dogs like beef?
Do tigers like sausage?
Do ravens like cheese?
Do monkeys like bananas?''
Развитию навыков устной речи служит такой блок:
'' Would you like some fish?
Would you like some jam?
Would you like some tea?
Would you like some cheese?
Would you like some chocolate?''
Unit l, lesson 10. ''I Like Watching Television.'' ( 4,c.47 ) Новые слова в этой теме: названия увлечений. Грамматическим материалом будет использование структуры V + V ing ( '' like reading '' ) и подлежащего в 3 лице единственного числа в Present Simple Tense.
Для закрепления объяснения этих явлений я взяла следующие предложения:
'' Do you enjoy reading tales?
Do you enjoy repairing toys?
Do you like cooking dishes?
Do you hate working on the farm?
Do you hate watching television?''
'' Does your Mum enjoy reading magazines?
Does your Mum like repairing television?
Does your Mum hate working in the garage?
Does your Dad enjoy playing sports?
Does your Dad hate cooking dishes?''
Unit l, lesson 11 ''I Can Play Basketball. Can You?'' ( 4,c.51 ) В этой теме основной лексикой являются слова по теме "Спорт", это в основном названия игр. Здесь же происходит и знакомство с модальным глаголом ''can''. Следовательно и в речевой зарядке я использую это грамматическую структуру. Для связи с предыдущей темой, проверки домашнего задания придуман следующий блок:
'' Can you speak English?
Can you write English letters?
Can you cook Russian dishes?
Can you repair television?
Can you work on the farm?''
Далее организуется работа с новыми лексическими единицами и грамматическими структурами:
'' Do you like walking?
Do you like doing yoga?
Do you like doing gymnastics?
Do you like doing athletics?
Do you like roller blading?''
'' Can you read?
Can you swim?
Can you play football?
Can you play snooker?
Can you play darts?''
При организации уроков повторения ''Now l Know...'' (consolidation) ( 4,c.58 )возможно использовать любые блоки, в которых у учащихся недостаточно сформированы лексические или грамматические навыки.
Следующий цикл состоит из 16 уроков. Основная задача учителя: сформировать навыки чтения гласных букв и их сочетаний по правилам чтения. Здесь же вводится и большое количество новой лексики.
Так, например, на уроке 17 ''Britain Is an Attractive Land'' (4,c.73) связывая между собой старую и новую лексику, я использую такие предложения:
'' Would you like to visit Scotland?
Would you like to visit England?
Would you like to visit London?
Would you like to visit Cambridge?
Would you like to visit Wales?''
'' Would you like to visit valleys?
Would you like to visit the Tate Gallery?
Would you like to see the River Cam?
Would you like to see the Highland Games?
Would you like to see the Maze?''
'' Is the Tate Gallery in London?
Is the River Cam in London?
Is the Maze in Hampton Court?
ls the palace of Henry the Vlll in Wales?''
" What is the largest city of England?
What is the largest city of the USA?
What is a famous park in London?
What is a popular place for walking in London?''
Следующая изучаемая тема "Погода" (4,с.82 ) "It Is So Cold. Go Home.''Для развития грамматических навыков даётся глагол ''to be'' с подлежащими в единственном числе ''it is'' и во множественном числе ''they are''. Для отработки данной грамматики здесь уместно использовать следующие блоки:
'' What season is it now?
Is it cold in spring?
Is it hot in summer?
Is it snowy in autumn?
Is it frosty in winter?''
'' Are days foggy in spring?
Are days snowy in summer?
Are days hot in autumn?
Are days cold in winter?
Is it cold or warm today?''
Разумеется, непременным условием при цветовом оформлении блока является подчёркивание грамматической основы предложений ( подлежащего и сказуемого ), что одновременно является и опорой при ответе, как уже было сказано выше. Конечно, увидев подчёркнутое слово '' is '' или '' are'' ученикам проще сделать выбор между ответами '' Yes, it is.'', '' No, it isn't'' и '' Yes, they are.'', '' No, they aren’t.''
Любимая детьми тема ''I Like Books about Food.'' (4,c.85 ).Здесь много слов уже известных детям и похожих по произношению на русские слова ''history'', ''sport'', ''heroes'', ''a story'', ''monsters'', ''comic'' и др. Поэтому я отбираю для отработки следующие предложения:
'' Are your favourite books about monsters?
Are your favourite books about good food?
Are your favourite books about history?
Are your favourite books for school?
Are your favourite books with pictures?''
'' Have you got a short story book?
Have you got a cookery book?
Have you got a historical book?
Do you like reading horror books?
Do you like reading comic books?''
В декабре приближаются новогодние праздники и Рождество. Все дети находятся в ожидании подарков. Поэтому, тему ''What Will You Buy?'' (4,c.90 ), в которой есть речевые упражнения о подарках , покупках и предстоящих развлечениях на каникулах ученики воспринимают с интересом. В этой теме вводится знакомство с Future Simple Tense и вспомогательным глаголом ''will''. Поэтому, необходимо использовать грамматические структуры этого времени.
Здесь используются следующие блоки:
'' Will you buy a children film?
Will you buy Dino - Rider stickers?
Will you buy tickets to trip?
Will you buy a bicycle?
'' Will you go hiking?
Will you go cycling?
Will you go fishing?
Will you stick down stickers?
Will you watch mystery films?''
Далее изучаются английские и американские праздники. Ученики впервые встречаются с Днём всех святых, Хеллоуином, Днём благодарения, Днём Гая Фокса. Но им известны и интересны традиции: переодевание в старую одежду ( как и при колядовании ), запускание фейерверков ( как на Новый год), сжигание соломенного чучела ( как на русскую масленицу ), вырезание лиц из тыквы. Здесь же и угощение гостей. Для этих уроков составлены следующие блоки
'' Would you like some juice?
Would you like some plumes?
Would you like some nuts?
Would you like some sugar?
Would you like some pudding?''
'' Is it fun to dig up pumpkins?
Is it fun to cut pumpkin faces?
Is it fun to put on spooky faces?
Is it fun to run round a house?
Is it fun to put on spooky costume?''
'' Will you buy fireworks?
Will you set fireworks off?
Will you see bonfires?
Will you make a bonfire?
Will you put on old costumes?''
В это время учащиеся знакомятся не только с будущим временем, но и с прошедшим. На сравнение уместно использовать вопросы прошедшего времени:
'' Did you buy a fur coat?
Did you roast a turkey?
Did you visit a birthday?
Did you see a poster about a circus?
Did you read a booklet about mermaids?''
Основное значение этого блока конечно же усвоение лексических значений слов. Потому что, изучение прошедшего времени с грамматической точки зрения впереди. Но даже на этих маленьких примерах дети начинают привыкать к различным оформлениям времён.
Далее проходят уроки повторения, обобщения изученного и контроля, на которых я беру те блоки, которые были трудны ученикам либо были очень интересны.
б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.
Следующий цикл в этом году c учениками 5 - х классов ещё не изучался. Поэтому, описываю свой прошлогодний опыт. С третьего цикла начинается систематизация тех грамматических явлений, которые были изучены до этого, и подготовка учащихся к восприятию основных видовременных форм, которые будут изучаться дальше. Поэтому, при отборе материала предпочтение отдаётся грамматике. Выбираются различные грамматические структуры, дающие возможность для анализирования и сравнения.
Возможно, при организации последующих циклов в этом учебном году будут внесены изменения, дополнения, т.к. нынешние пятиклассники совсем непохожи по уровню развития, способностям, подготовке на учеников прошлогодних. Возможно, появятся новые блоки, некоторые из существующих будут отложены или совсем убраны.
Процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. Такова наша действительность. Но в работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.
В прошлом году я использовала следующие блоки:
Unit 3, lesson 31 '' I Know My Family Tree'', lesson 32 '' When Were Your Born?'', lesson 33 '' I Love My Family''.
'' What is your name?
How old are you?
Where were you born?
When is your birthday?
Where do you live?''
'' What is your mother's name?
How old is she?
Where was she born?
When is her birthday?
Where do she live?''
'' What is your father's name?
How old is he?
Where was he born?
When is his birthday?
Where do he live?''
'' Have you got a mother?
Have you got a father?
Have you got a sister?
Have you got a brother?''
'' When were you born?
When was your mother born?
When was your father born?
When was your sister born?
When was your brother born?''
'' When is your birthday?
When is your mother's birthday?
When is your father's birthday?
When is your sister's birthday?
When is your brother's birthday?''
'' Is September the first autumn month?
Is January the first winter month?
Is April the second spring month?
Is July the second spring month ?
Is August the third summer month?''
'' Is October the second autumn month?
Is December the second winter month?
Is March the first spring month?
Is June the first spring month?
Is May the third summer month?''
'' What date is it today?
What day is it today?
What season is it now?
Is it cold or warm?
Which winter month is February?''
Unit 3, lesson 34 '' I'm in the Fifth Form'', lesson 35 '' We Like Doing a Lot of Things'', lesson 36 '' More about My Family'', lesson 37 '' I Enjoy Reading Comics'', lesson 38 ''Special Family Photos ( consolidation ).
'' Do you go to school?
Do you live far from your school?
When does your school start?
What is your favourite subject?
What is a good day at school for you?''
'' Which autumn month is September?
Which winter month is December?
Which spring month is April?
Which summer month is July?
Which summer month is August?''
'' Do you help your parents?
Do you write letters?
Does your friend speak English?
Does your mother cook dinner?
Does your father visit theatres?''
'' Do you read Russian books?
Do you read English books?
Do your parents work every day?
Does your friend walk in the evening?
What do you do at school?''
Unit 4, lesson 40 '' I Like Living Here'', lessons 41 - 42 ''A Special Place for Me'', lesson 43 ''The View from My Window''.
'' Do you go cycling?
Do you walk your dog?
Do you play computer games?
Do you admire fireworks?
Do you watch sport games?''
'' Is there a stadium in your town?
Is there a church in your town?
Is there a pet shop in your town?
Is there a history museum in your town?
Is there a swimming pool in your town?''
'' Are there schools near your house?
Are there parks near your school?
Are there shops in your street?
Is there a supermarket near the church?
Is there a cathedral near the swimming pool?''
'' Would you like to go to the park?
Would you like to go to the History Museum?
Would you like to go to the Sports Club?
Would you like to go to the swimming pool?
Would you like to go to the Computer club?''
Unit 4, lesson 44 '' I Like to Ride a Bike'', lesson 45 '' My Favourite Means of Transport'', lesson 46 '' Spooky Stories '', lesson 47 '' I Advise You ...''.
'' Where do you go every day?
When do you go to school?
When do you go to shop?
Where do you walk with your friends?
When do you do your homework?''
'' Do you like to ride a car?
Do you like to ride a train?
Do you like to ride a bus?
Do you like to ride a bike?
Do you like to ride a trolley?''
'' Do you like to travel by plane?
Do you prefer to travel by train?
Does your father drive a car?
What is your favourite transport?
What is the fastest way of travelling?''
'' Is a car faster than a train?
Is a train slower than a plane?
Is a bus cheaper than a bicycle?
Is a ferry better than the tube?
Is a trolley more comfortable than a plane?''
'' What is the fastest way of travelling?
What is the slowest way of travelling?
What is the cheapest way of travelling?
What is the most comfortable way of travelling?
What is the least expensive way of travelling?''
Unit 5, lesson 49 '' Ads for Travellers'', lesson 50 '' Ulster Events'', lesson 51 '' A Caravan Holliday'', lesson 52 '' See the Wales Valleys'', lesson 53 " Forest Adventures''.
На сравнение Present Simple и Present Progressive:
'' Do you read Russian books?
Do you read English books?
Do your parents work every day?
Does your friend walk in the evening?
What do you do at school?''
'' Are you reading a Russian book now?
Are you reading an English book now?
Are your parents working now?
Is your friend walking now?
What are you doing now?''
'' Do you help your parents?
Do you write letters?
Does your friend speak English?
Does your mother cook dinner?
Does your father visit theatres?''
'' Are you helping your parents now?
Are you writing letters now?
Is your friend speaking English now?
Is your mother cooking dinner now?
Is your father visiting theatres now?''
'' Do you go to the river in summer?
Do you go on a picnic on sunny days?
Do you go fishing on rainy days?
Do you listen to music at weekends?
Do you enjoy attraction every day?''
'' Are you going to the river now?
Are you going on a picnic now?
Are you going fishing now?
Are you listening to music now?''
На повторение страноведческих знаний:
'' What colours has the flag of England?
What is the symbol of England?
What colours has the flag of Northern Ireland?
What is the symbol of Northern Ireland?
What is the old name of Northern Ireland?''
На повторение лексики:
'' Do you take part in the competition?
Do you take photos of pets?
Do you sing folk songs?
Do you buy Irish souvenirs?
Do you win balloon races?''
Unit 6, lesson 56 '' Why Not Go to the Viking Centre?'', lesson 57 '' Viking in England'', lessons 58 - 59 '' York - Now and Then'', lesson 60 '' What Were They?''.
Эти блоки объединены по общему содержанию:
'' Have you ever heard of Vikings?
Have you read a book about Vikings?
Have you ever seen pictures of Vikings?
Have you ever been to the Viking Centre?
Where is the Viking Centre?''
'' Where were Vikings from?
When did Vikings invade England?
What was the capital of the Viking Kingdom?
What traditions did Vikings bring to England?
What did they build in England?''
'' Who were the Vikings?
What did the Vikings wear?
What were their houses like?
What did they eat?
How did they spend their spare time?''
'' Did people eat berries and nuts long ago?
Did people buy food in shops long ago?
Did people have beautiful clothes long ago?
Did people travel a lot long ago?
Did children watch cartoons long ago?''
Unit 6, lessons 61 - 62 '' The ABCs of English Cuisine'', lessons 63 - 64 '' What's Happened?'', lesson 65 '' Have You Ever...?'', lesson 66 '' How long ....?''
'' Did you go to Moscow last year?
Did you travel by plane on Sunday?
Did you learn English yesterday?
Did you cook any dishes in the evening?
Did you take any photos last week?''
'' Did you go to St. Petersburg last week?
What did you see in St. Petersburg?
Did you visit the Hermitage?
When did you visit the Hermitage?
Did you take photos of museums?''
'' Did you go to Moscow last year?
Did you travel by plane on Sunday?
Did you learn English yesterday?
Did you cook any dishes in the evening?
Did you cook any dishes in the evening?''
'' Have you ever gone to Moscow?
Have you ever taken any photos?
Have you ever learnt English?
Have you ever cooked any dishes?
Have you ever travelled by plane?''
'' Have you ever been to Britain?
Have you ever seen a Queen?
Have you ever met a famous person?
Have you ever eaten Chinese food?
Have you ever won a competition?''
Подводя заключительную черту, можно сказать, что моим ученикам нравится такая форма работы. Они принимают активное участие на этом этапе урока, ждут новых предложений и блоков. Конечно, это очень трудоёмкая работа, она занимает много времени при подготовке урока. Но зато экономит время при организации урока и оформлении доски.
Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д. " Современная методика обучения иностранным языкам." ( пособие для учителя ), М., "Аркти",2004.
2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П., Кузнецова Е.В. "Английский язык" ( книга для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений ), М., "Просвещение", 2004.
3. Пассов Е.И. " Урок иностранного языка в средней школе", М., "Просвещение", 1988.
4. "Английский язык", учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова и др. - 6 изд. - М., "Просвещение", 2002.
5. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. "Книга для учителя" ( к учебнику англ. яз. для ll кл. ), М., "Просвещение", 1999.
6. Пассов Е.И. "Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования (5 - 11 кл.), М., "Просвещение", 2000.
7.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. " Практическая методика обучения иностранному языку "(учебное пособие), М., Издательский центр "Академия", 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» ДЛЯ 4 КЛАССА
Эксперимент по теме: «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений», рассчитана для детей 4 клас...
Презентация пособия для чтения на английском языке для 3 года обучения
Здоровьесберегающие факторы на уроке английского языка.Здоровьесберегающие факторы в процессе обучения вообще, и на уроке в частности, с одной стороны обеспечиваются санитарно-...
Использование мнемонических приёмов при обучении чтению на английском языке на начальном этапе
Статья содержит описание использования мнемонических приемов при обучению чтению в начальных классах, сказку об английском алфавите, повествующую о правилах чтения на английском языке, и о...
Обучение чтению на английском языке в начальной школе.
Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию новых подходов в работе. Чтение вслух имеет большое значение для овладения изучаемым языком как ср...
Тренажер для чтения на английском языке для 2 класса, тексты(1 -8) на 1 минуту (подготовка + чтение)
Тренажер для чтения на английском языке для 2 класса, тексты (1-8) на 1 минуту (подготовка + чтение)...
Тренажер для чтения на английском языке для 2 класса, тексты(9 -15) на 1 минуту (подготовка + чтение)
Тренажер для чтения на английском языке для 2 класса, тексты(9 -15) на 1 минуту (подготовка + чтение)...
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» по программе "Школа Ро...