«Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов».
электронный образовательный ресурс по информатике

Нуриева Флида Рашидовна

             При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы: учебные, контролирующие, демонстративные, справочно-информационные, мультимедийные. Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют урок и делают его более доступным.

 

             Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»). По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт инновационного продукта

1. Полное наименование продукта

«Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов».

2. Автор (коллектив авторов) продукта

Нуриева Флида Рашидовна учителя МБОУ «Кзыл-тауская средняя общеобразовательная школа им. М.Х. Гайнуллина» Апастовского муниципального района,РТ

3. Цель внедрения инновационного продукта

   повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования информационно – коммуникационных технологий как  основного компонента активизации познавательной деятельности

4. Задачи внедрения инновационного продукта

1. Изучение педагогического опыта по использованию информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном  процессе.

    2. Расширение базы электронных методических и дидактических разработок по теме проекта.

    3. Организация работы по применению педагогического опыта.

    4. Реализация творческого подхода в обучении.

    5. Организация проектной деятельности учащихся.

    6. Подготовка личности «информационного общества».

5. Планируемые результаты продукта

Повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.

6. Уровень инновационности проекта

  • активизирование познавательной деятельности учащихся;
  • усиление образовательных эффектов;
  • повышение качества усвоения материала;
  • развитие  умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

7. Новизна (инновационность)

заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого–педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

8. Оригинальность

Актуальность инновационного проекта.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.       Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования,

9. Практическая значимость

        совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в начальной школе;

        продолжать разработку методики использования ИКТ в начальных классах; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;

        широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

        совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;

        обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района.

        проводить  диагностику уровня развития познавательных процессов учащихс

10. Обоснование его значимости для развития системы образования региона (образовательной организации)

инновационной работы состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по  использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:

активизации познавательной деятельности обучающихся;

        повышению качества знаний учащихся;

        рациональной организации учебного процесса;

         совершенствованию методик преподавания в начальных классах с использованием ИКТ;

         совершенствованию контроля знаний;

         формированию навыков исследовательской деятельности.

11. Конкурентное преимущество Вашего продукта

При активизации познавательной деятельности младших школьников одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИКТ.

   Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения.

   Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

   В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

   В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

    В-пятых,  обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

   А всё вместе, конечно же, способствует активизации познавательной деятельности и, конечно же,  повышению качества образования.

12. Уровень зрелости (степень готовности) продукта

идея

13. Краткое описание (аннотация) продукта

             При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы: учебные, контролирующие, демонстративные, справочно-информационные, мультимедийные. Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют урок и делают его более доступным.

             Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»). По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

14. Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта

15. Ресурсное обеспечение инновационного продукта

Интерактивное оборудование: принтер, сканер, ксерокс, компьютер,  проектор, ноутбуки с подключением к сети Интернет.

16. Механизм реализации инновации

Повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.

17. Опыт использования

применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен

18. Участвовали ли Вы со своим продуктом в конкурсах или др. мероприятиях

нет

19. Требуется ли разрешительная документация для реализации Вашего продукта?

нет

20. Перспективы развития инновации (распространение и внедрение продукта)

ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

21. Прогнозируемые риски реализации продукта

Мультимедийный продукт может содержать не меньше информации, чем большой музей или библиотека. И раз он доступен всем, он должен быть организован так, чтобы в нем мог разобраться и человек, не имеющий специального образования. Но, с другой стороны, одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс состоит в том, что с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для школьников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.

Риски применения ИКТ зависят от опытности и квалифицированности учителя. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Судя по нашему опыту, создание презентации в «Microsoft Power Point» занимает в среднем до трех часов, а то и более, в зависимости от сложности материала. Учитывая загруженность педагога, такие большие временные затраты можно отнести к главному недостатку данной технологии, ограничивающему его использование.

22. Основные трудности и проблемы, которые предстоит решить

Заключается  в недостаточно разработанных на данный момент методик использования информационных технологий в образовательном процессе школы.

23. Иное (примечание, если имеется)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Проект «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Сегодня использование  ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышлени...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов путём использования педагогических технологий в учебном процессе

Выступление на заседании школьного методического объединения в рамках обмена и обобщения опыта работы в начальных классах общеобразовательной школы....