Информатика в играх и задачах
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему
спецкурс Информатика в играх и задачах на основеи программы Горячева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана с учётом требований нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г, № 373( в действующей редакции от 29.12.2014 №5);;
3. Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
6. СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
7. Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 7 июня 2010 г № 2039-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Назначение образовательной программы
Содержание курса «Информатика в играх и задачах» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления), наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать
Курс «Информатика в играх и задачах» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход-ответ.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.
Актуальность данной программы
Данный курс призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности с поисковой, творческой деятельностью.
Систематический курс, построенный на разнообразном по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития личности ребенка, его познавательной активности и инициативы, для формирования в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости. Стремление к размышлению и поиску вызывает у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Направленность процесса обучения в рамках курса «Информатика в играх и задачах» в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка..
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Информатика в играх и задачах»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6,5 до 11 лет.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 138 занятий: в первом классе 33 занятия за учебный год, во втором-четвертом по 35 занятий в год.
Продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 - 45 минут.
Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
- развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
Формы организации работы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Содержание курса 1 класс
Раздел программы | Формы и виды организации внеучебной деятельности | Общее количество часов | Перечень личностных и метапредметных результатов | ||
Личностные | Регулятивные | Познавательные (Коммуникативные) | |||
План действий и его описание | фронтальная работа, работа в парах, коллективная | 10час | Учащиеся получат возможность: - ознакомления с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, - использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов - воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. - выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию | Учащиеся научатся: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя - проговаривать последовательность действий на уроке - высказывать свое предположение (версию) - адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. - задавать вопросы с целью получения нужной информации. | Учащиеся научатся - планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; - находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения, - понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными. |
Отличительные признаки предметов | фронтальная групповая, парная, индивидуальная работа | 10час | Учащиеся получат возможность: - объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей - овладевать основами логического мышления - исследовать, распознавать и изображать фигуры - развития доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости | Учащиеся получат возможность: - анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - находить выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепи рассуждений | Учащиеся получат возможность: -находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака, - сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям; - понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными. |
Логические модели | фронтальная групповая, парная, индивидуальная работа | 10час | Учащиеся получат возможность: -учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию полученную от учителя - приобретения начального опыта работы с таблицами, схемами - развития доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости - участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнера, правильность его ответов | Учащиеся получат возможность: - работать по предложенному плану - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке - отличать верно выполненное задание от неверного - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепи рассуждений | Учащиеся научатся -называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности, -сопоставлять информацию, представленную в разных видах; - выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах. |
Приемы построения и описание моделей | фронтальная групповая, парная, индивидуальная работа | 3час | Учащиеся получат возможность: -учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей - воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. - выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию - исследовать, распознавать и изображать фигуры - овладевать основами логического мышления | Учащиеся получат возможность: - совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) - работать по предложенному плану - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке - отличать верно выполненное задание от неверного | Учащиеся научатся - планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; - находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения, - - конструировать фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной фигуры; мысленно делить фигуру на части; - планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; - находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения. |
итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика в играх и задачах» 1 класс
№ П/П | Раздел программы | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | |
аудитор | внеаудитор | ||||
1 | План действий и его описание | Цвет предметов. Форма предметов. | 1 | ||
2 | Размер предметов. Название предметов. | 1 | |||
3 | Признаки предметов. | 1 | |||
4 | Состав предметов. | 1 | |||
5-6 | Повторение. | 2 | |||
7 | Понятия «равно», «не равно». | 1 | |||
8 | Отношение «больше», «меньше». | 1 | |||
9-10 | Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». | 2 | |||
11 | Отличительные признаки предметов | Действия предметов. | 1 | ||
12 | Последовательность событий. | 1 | |||
13 | Порядок действий. | 1 | |||
14-15 | Повторение. | 2 | |||
16 | Цифры. | 1 | |||
17 | Возрастание. Убывание. | 1 | |||
18 | Множество и его элементы. | 1 | |||
19-20 | Способы задания множеств. | 2 | |||
21-22 | Логические модели | Сравнение множеств. | 2 | ||
23 | Сравнение множеств. | 1 | |||
24 | Отображение множеств. | 1 | |||
25 | Кодирование. | 1 | |||
26 | Симметрия фигур. | 1 | |||
27 | Повторение. | 1 | |||
28 | Отрицание. | 1 | |||
29 | Понятие «истина», «ложь». | 1 | |||
30 | Понятие «дерево». | 1 | |||
31 | Приемы построения и описание моделей | Графы. | 1 | ||
32 | Комбинаторика. | 1 | |||
33 | Логические задачи. | 1 | |||
ИТОГО |
| 33 часа |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учителя
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Источники:
- school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe...
- ucazka.ucoz.ru/load/informatika_v_igrakh_i_zadacha...
- www.fsu-expert.ru/node/2056
Литература для учащихся
Автор: А.В. Горячев
Учебник-тетрадь: «Информатика в играх и задачах» в 2-х частях, 1 класс - М. «Баласс» 2015г.
Предполагаемая результативность курса
В результате изучения курса учащиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
компьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)
тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...
компьютерный тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)
Предлагаю вашему вниманию тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятку...
Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...
Рабочая программа факультатива по информатике "Информатика в играх и задачах"
Календарно-тематическое планированипе по факультативу " Информатика в играх и задачах" для обучающихся 4 класса....