Образовательная программа для начальной школы "ИКТешка"
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Образовательная программа для начальной школы "ИКТешка" (кружок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_dlya_nachalnoy_shkoly_ikteshka.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы №574 Невского района Санкт-Петербурга ____________________М.А.Волкова Протокол педсовета №_________ от______________________________ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИКТешка
Возраст обучающихся:8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Ирина Александровна Фирсова
Санкт-Петербург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Основным направлением образовательной программы «ИКТешка» является практическая подготовка к жизни младших школьников, которая позволит и детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе, так как, компьютер является средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение этой наиболее уязвимой группы общества.
Актуальность программы в том, что она способствует развитию познавательной активности обучающихся; творческого и логического мышления; повышению компьютерной грамотности, дает возможность реализации межпредметных связей школьного курса информатики с логикой, математикой, русским языком, является практико- и предметно-ориентированным.
Образовательная программа «ИКТешка» разработана для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по информатики адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направленность программы – научно-техническая
Уровень освоения – общекультурный
Цель программы: формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Образовательные задачи:
- Научить правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе;
- Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint и др.
- Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.
- Познакомить с понятием алгоритм, научить работать по алгоритму и создавать алгоритмы.
- Познакомить с понятием кодирование информации.
- Познакомить с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики и др.
Развивающие задачи:
- Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
- Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи:
- Создать условия для активного и благополучного участия детей в коллективной работе, соревнованиях, конкурсах;
- Воспитать активную, творческую личность.
Содержание программы построено на следующих дидактических принципах:
- отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
- формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
- овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Программа предназначена для детей - 8-12 лет.
Характеристика учащихся
Коллектив учащихся формируется на основе результатов собеседования с родителями и детьми.
На основе пожеланий учащихся и возможностей ОДОД формируются группы численностью 15 человек для первого года обучения.
Наполняемость учебной группы определяется техническими возможностями.
(Санитарные нормы отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10).
Сроки реализации образовательной программы - 1 год
Количество учебных часов по годам обучения:
1 вариант реализации программы – 72 часа;
2 вариант реализации программы – 144 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа лабораторных (в компьютерном классе) занятий или 2 раза в неделю по 2 академических часа лабораторных (в компьютерном классе) занятий .
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Методы и методические приемы:
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.
Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда ученикам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент (1мин)
- Разминка: короткие логические задания на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики (15 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10 мин)
- Физкультминутка (3 мин)
- Работа за компьютером (10-15 мин)
- Подведение итогов занятия (1 мин)
На вводном занятии проводится беседа по технике безопасности, знакомство учащихся с правилами пользования компьютером, с правилами поведения, правилами дорожного движения, разъясняется, что необходимо делать в случаях угрожающих жизни.
Учебно-тематический план
1 вариант
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Прак тика | Всего | ||
1 | Комплектование группы. | 8 | - | 8 |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет. | 4 | - | 4 |
3 | Некоторые устройства и возможности компьютера. | 3 | - | 3 |
4 | Введение в логику | 10 | 5 | 15 |
5 | Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. | 10 | 5 | 15 |
6 | Алгоритмы и исполнители. | 10 | 7 | 17 |
7 | Графический редактор Paint. | 3 | 7 | 10 |
ИТОГО | 48 | 24 | 72 |
Содержание программы
- Комплектование групп (8 часов).
Практика: Ознакомительная игра. Родительское собрание, встреча с администрацией учреждения.
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет (4 часа).
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе за ПК. Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения. Обзор программы.
Практика: Анкетирование.
- Некоторые устройства и возможности компьютера (3 часа).
Теория. Человек и компьютер. Что такое компьютер. Из чего состоит компьютер (основные блоки компьютера и их функции) Компьютер - электронно-вычислительная машина.
Человек - творец, компьютер автомат, работающий по программе. Практика. Изучение клавиатуры. Расположение символьных клавиш на клавиатуре. Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.
- Введение в логику (15 часов).
Теория: Развитие внимания. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика.Работа с массивами.
Практика: Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Решение логических задач.
- Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (15 часов).
Теория. Что такое информация? Виды информации. Действия с информацией. Прием и передача информации. Язык передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации.
Практика. Кодирование информации с помощью трафарета. Игра «Учение с увленчением»
- Алгоритмы и исполнители (17 часов).
Теория. Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Практика. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Исполнитель Колобок на линейке. Повторение изученного материала.
- Графический редактор Paint (10 часов).
Теория. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Практика. Создание и редактирование изображений в графическом редакторе.
Учебно- тематический план
2 вариант
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Прак тика | Всего | ||
1 | Комплектование группы. | 8 | - | 8 |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет. | 2 | - | 2 |
3 | Основные устройства и возможности компьютера. | 4 | 4 | 8 |
4 | Введение в логику. | 30 | 14 | 44 |
5 | Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. | 26 | 10 | 36 |
6 | Алгоритмы и исполнители. | 14 | 10 | 24 |
7 | Графический редактор Paint. | 6 | 16 | 22 |
ИТОГО | 90 | 54 | 144 |
Содержание программы
- Комплектование групп (8 часов).
Практика: Ознакомительная игра. Родительское собрание, встреча с администрацией учреждения.
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет (6 часов).
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе за ПК. Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения. Обзор программы.
Практика: Анкетирование.
- Некоторые устройства и возможности компьютера (16 часов).
Теория. Человек и компьютер. Что такое компьютер. Из чего состоит компьютер (основные блоки компьютера и их функции) Компьютер - электронно-вычислительная машина.
Человек - творец, компьютер автомат, работающий по программе.
Практика. Изучение клавиатуры. Расположение символьных клавиш на клавиатуре. Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.
- Введение в логику (30 часов).
Теория: Развитие внимания. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика.Работа с массивами.
Практика: Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Решение логических задач.
- Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (30 часов).
Теория. Что такое информация? Виды информации. Действия с информацией. Прием и передача информации. Язык передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации.
Практика. Кодирование информации с помощью трафарета. Игра «Учение с увленчением»
- Алгоритмы и исполнители (35 часов).
Теория. Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Практика. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Исполнитель Колобок на линейке. Повторение изученного материала.
- Графический редактор Paint (19 часов).
Теория. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Практика. Создание и редактирование изображений в графическом редакторе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающийся будет уметь:
- работать с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами;
- искать нужную информацию в Интернете, редактировать, сохранять;
- работать с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами;
- создавать и редактировать текстовые и графические документы;
- кодировать информацию;
- решать логические задачи;
- работать с алгоритмами;
- создавать алгоритмы.
Обучающийся будет знать:
- правила работы на компьютере и правила поведения в компьютерном классе;
- основные устройства компьютера;
- понятие информации;
- виды информации;
- понятие алгоритма;
- понятие источника и приемника информации;
- понятие кодирования;
- способы кодирования.
Способы проверки результативности
- конкурс творческих проектов с использованием мультимедиа технологий;
- выставка рисунков;
- участие в городских и областных и международных конкурсах по информатике.
Методическое обеспечение.
Возможные формы занятий: Традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, конкурс, фестиваль, творческая работа.
Возможные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно- иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся:
- Фронтальная - одновременная работа всех учащихся.
- Индивидуальная - фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- Индивидуальная.
Приемы:
- Упражнения.
- Решение проблемных ситуаций.
- Беседа.
- Показ.
Формы подведения итогов:
- Творческая работа.
- Контрольная работа.
- Открытое занятие для родителей.
- Самоанализ.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по информатике для 5 классов
- Персональный компьютер.
- Пакет офисных приложений Microsoft Office 2010.
- Операционная система Windows 7.
- Антивирус.
- Браузер.
- Проектор.
- Колонки.
- Принтер.
Описание учебно - методического комплекса
Компоненты учебно - методического комплекса | Для педагога, учащихся и родителей |
Информационные, справочные материалы. | Новейшая энциклопедия персонального компьютера В.П.Леонтьев 2003г. |
Программное обеспечение | Программный продукт Adobe Photoshop, Adobe Illustrator |
Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты. | Инструкционные карты по темам практических работ. |
Раздаточный материал. | Контрольные вопросы на прохождение тем. Карточки. |
Конспекты занятий. | Конспекты открытых занятий. |
Обобщенный опыт | Выставки |
Методики психолого-педагогической диагностики личности: | |
Анкеты | При приеме в коллектив (для детей, родителей) |
Тесты | На проверку усвоения тем |
Опросники | Для выявления мотивации |
Диагностические карты | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся |
Памятки для детей и родителей | Правила внутреннего распорядка и техники безопасности |
Методики педагогической диагностики коллектива: | |
Анкеты | «Определение удовлетворенности дополнительным образованием» (для родителей) |
Тесты | На выявление лидера |
Опросники | На самочувствие в коллективе |
Дневники | Дневник педагогических наблюдений |
Методические разработки | Работа над методической темой в МО |
Литература для педагога:
1. Методическое пособие для учителей 2-4 классов «Первые шаги в мире информатики» / С.Н. Тур, Т.П.Бокучава.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007
2. Логические задачи/ О.Б.Богомолова. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
3. Занимательные задачи по информатике/ Л.В.Босова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Литература для обучающихся:
- Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа для начальной школы
Образовательные программы для начальной школы...
Формирование школьных компетенций в рамках образовательной программы "Перспективная начальная школа"
Презентация выступления на VII Республиканском научном семинаре "Современная школа и психология: перспективы сотрудничества"....
Основная образовательная программа основного начального образования
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район» разработана на основе пр...
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...
Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова
Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...
Тема: «Симметрия» Предмет «Математика» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» автор: Чекина А. Л.
Цель урока: Создать условия для развития умения дорисовывать симметричные фигуры; содействовать усвоению того, что фигуры могут иметь не только одну ось симметрии, но и несколько.1) ...