Рабочая программа по факультативу "Информатика" для 4 класса
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Содержит следующую информацию: концепцию программы, логические связи с остальными предметами,цели и задачи,методы и формы обучения, ценностные ориентиры, тематический план, планирование практической части и контроля, характеристика деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инфо 4 класс | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72»
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено.
методического объединения педагогического совета Приказ № 223
28 августа 2015 г от 30 августа 2015 г от 30 августа 2015 г
Руководитель МО Протокол №1 Директор ______________
_______________ А.Б.Багаутдинова
Перевозчикова Н.К.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Информатика»
Составитель: С. А. Рассамахина
Эксперт: Н. К. Перевозчикова
Ижевск, 2015 г
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа факультатива «Информатика» адресована педагогическому
коллективу МБОУ СОШ №72, обучающимся 4В класса и их родителям.
Программа внеурочной деятельности по информатике разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования второго поколения
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е. П. Бененсон УМК «Перспективная начальная школа».
Программа рассчитана на 34 часа.
Занятия проводятся в течение года, один раз в неделю.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;
- формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
- Информационная картина мира.
- Компьютер - универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2 классе понятий «информация», «источники информации», «поиск», «передача», «хранение и обработка информации». Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как канал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода - клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер).
В 3 классе «информация» рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.
В 3 и 4 классах рассматриваются различные способы организации информации:
- список, таблица, гипертекст (3 класс);
- дерево (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 4 классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане. предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители».
Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
- планирование деятельности человека;
- управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют с помощью системы команд исполнителя управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей. В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послесловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов. На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся уже познакомились в 3 классе.
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
Фундаментальные знания о компьютере.
Практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
В 4 классе, базируясь на опыте работы с различными программами, знания по которым школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).
Кроме того, включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
Организация учебного процесса
Данный учебно-методический комплект предусматривает два варианта преподавания информатики в 4 классе:
- без компьютера - все задания выполняются в учебнике или в тетради в клетку;
- с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».
Бескомпьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс на подгруппы не делится. Выполнение первых трех заданий урока организовано традиционно. Последнее задание выполняется детьми самостоятельно как практическая работа. Так как почти все задания III четверти связаны с технологией обработки информации на компьютере, при бескомпьютерном преподавании во втором полугодии изучение начинается с теоретического материала на с. 34-35 и задания № 43 во второй части учебника. В IV четверти проводится итоговое обобщение материала всего курса. Для этого используются дополнительные задания второй части учебника и рекомендации, данные в методическом пособии по совместному применению учебника информатики и учебников по окружающему миру и математике.
Компьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс делится на две подгруппы. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специальными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обусловлено санитарными нормами для учеников 4 класса.
В случае если возникают организационные сложности при делении класса на подгруппы. возможна смешанная форма преподавания предмета. Один урок в неделю проводится традиционно: без деления класса на подгруппы и без работы за компьютером. Во второй половине дня один раз в неделю в течение 20 минут проводится занятие на компьютере. При этом класс делится на две подгруппы.
Независимо от формы преподавания на уроках ученику необходимо иметь: учебник, тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку.
Раздел 2. Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Информационная картина мира | 11 |
2 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации | 7 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 8 |
4 | Объекты и их свойства | 7 |
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1 |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Информационная картина мира (11 ч)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).
Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов).
Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 ч) Фундаментальные знания о компьютере
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации и области их применения. Компьютеры и общество.
Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)1
Запуск программ из меню «Пуск».
Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.
Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).
Алгоритмы и исполнители (8 ч)
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека.
Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.
Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.
Объекты и их свойства (7 ч)
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.
Действия, изменяющие значения свойств объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.
Этические нормы при работе с информацией
и информационная безопасность (1 ч)
Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Информатика» к концу четвертого года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
Учащиеся должны знать/понимать:
- виды информации (текстовая, графическая, численная);
- название одной программы для обработки информации каждого вида;
- что такое дерево и какова его структура;
- что такое файл (при наличии оборудования);
- права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
- что такое цикл в алгоритме;
- что такое действие объекта.
Уметь:
- приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
- находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
- создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
- создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
- запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
- записать файл в личную папку с незначительной помощью yчителя (при наличии оборудования);
- приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
- использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, yсловные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
- планирования бытовой и учебной деятельности;
- безопасной работы за компьютером;
- создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т.д на компьютере).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деяельности) | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. Измерители |
1 | Алгоритм с ветвлением (повторение) | 1 | Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие ин- формации человеком с помощью органов чувств | Знать, что алгоритм - план решения задачи или достижения цели; что алгоритм состоит из шагов; каждый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма; способы записи алгоритмов; правила поведения в компьютерном классе. Уметь: определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвлением); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алгоритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков состоит ветвление; проверять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений переменных D, С, В | Алгоритм с ветвлением. Компьютерная программа «Считайка» | Фронтальная работа |
2 | Алгоритм с циклом | 1 | Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером | Знать, что цикл - это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода). Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание | Алгоритм с циклом. Компьютерная программа «Считай-ка» | Индивидуальный опрос |
3 | Составление алгоритмов с циклом | 1 | Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми) | Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алгоритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы | Компьютерная программа «Лаборатория» | Самостоятельная работа |
4 | Алгоритм упорядочивания объектов | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены | Уметь: различать алгоритмы с циклом и алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алгоритм | Алгоритм упорядочивания объектов. Компьютерная программа «Лаборатория» | Фронтальная работа |
5 | Составление и исполнение алгоритмов с циклом | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации | Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений | Компьютерная программа «Лаборатория» | Фронтальная работа |
6 | Составление и исполнение алгоритмов с циклом | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация | Уметь: соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм; заполнять пропуски в циклическом алгоритме; пользоваться справочной литературой; записывать информацию в таблицу; составлять алгоритм упорядочивания записей о предках поэта | Компьютерная программа «Лаборатория» | Самостоятельная работа |
7 | Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком | Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»). Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма в виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; составлять дерево твоей родословной | Организация информации в виде дерева. Компьютерная программа «Путешественник» | Фронтальная работа |
g | Дерево деления объектов на подклассы | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы, а выделенную группу объектов - подклассом данного класса. Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря | Дерево деления объектов на подклассы. Компьютерная программа «Путешественник» | Фронтальная работа |
9 | Файловое дерево | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Знать: понятие «файловое дерево»; что файлы имеют имена; файлы можно объединить в группу и дать группе имя; имя жесткого диска - С:. Уметь: выбирать верные высказывания; по алгоритму Путешественника восстанавливать дерево файлов и папок на диске С:, составлять алгоритм для Путешественника | Файловое дерево. Компьютерная программа «Путешественник» | Тест |
10 | Вспомогательный алгоритм | 1 | Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм. Уметь: выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Вспомогательный алгоритм | Фронтальная работа |
11 | Вспомогательный алгоритм с параметром | 1 | Истинные высказывания. Ложные высказывания | Знать, что имя параметра записывается в скобках после имени вспомогательного алгоритма. Уметь: анализировать вспомогательный алгоритм с параметром; выбирать верные высказывания; составлять алгоритм по рисунку; составлять таблицу, в которой каждая запись содержит информацию о количестве звезд | Вспомогательный алгоритм с параметром. Компьютерная программа «Чертежник» | Индивидуальный опрос |
12 | Исполнитель алгоритмов Художник | 1 | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которые называются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось ¥); точка пересечения называется началом координат. Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Компьютерная программа «Художник» | Самостоятельная работа |
13 | Составление и исполнение алгоритмов Художником | 1 | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Уметь: составлять дерево деления данного класса на подклассы; составлять по рисунку алгоритм для Художника; выполнять задания, используя алгоритм Художника | Компьютерная программа «Художник» | Фронтальная работа |
14 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом дня Художника | 1 | Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном с помощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисунку и его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви | Компьютерная программа «Художник» | Фронтальная работа |
15 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника | 1 | Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов | Уметь: анализировать структуру алгоритма в виде дерева; придумывать рисунок и составлять алгоритм для Художника, используя вспомогательные алгоритмы; составлять вспомогательный алгоритм | Компьютерная программа «Художник» | Тест |
16 | Твои успехи | 1 | Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета | Уметь: выполнять алгоритмы; составлять алгоритм упорядочивания рисунков музыкальных инструментов; выбирать верные высказывания | Фронтальная работа | |
17 | Обобщение по теме «Составление и выполнение алгоритмов» | 1 | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Уметь: выполнять алгоритмы; определять истинность высказываний; составлять алгоритм упорядочивания рисунков; составлять по рисунку алгоритм для Художника; придумывать свой циклический алгоритм шифрования текста | Индивидуальный опрос | |
18 | Виды информации. Обработка графической информации | 1 | Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма | Знать: виды информации по способу получения (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации по способу двоичного кодирования (графическую, численную, звуковую); понятия «графический редактор», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «звуковой редактор», «файл». Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инструменты рисования; составлять алгоритмы создания рисунков в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка» | Компьютерная программа «Графический редактор Paint» | Самостоятельная работа |
19 | Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint | 1 | Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе | Компьютерная программа «Графический редактор Paint» | Фронтальная работа |
20 | Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint | 1 | Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей | Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы | Компьютерная программа «Графический редактор Paint» | Индивидуальный опрос |
21 | Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint | 1 | Управление формальными исполнителями. Создание сложных алгоритмов | Знать назначение инструментов графического редактора Paint. Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы | Компьютерная программа «Графический редактор Paint» | Самостоятельная работа |
22 | Текстовая информация. Обработка текста на компьютере | 1 | Запись алгоритмов | Знать: программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти двоичные коды символов, каждый символ кодируется набором из восьми нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов. Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дереве деления данного набора символов на подклассы; открывать файл с текстом в программе MS Word и форматировать его; сохранять электронный текст; отмечать точки, заданные координатами | Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word» | Фронтальная работа |
23 | Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word | 1 | Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме «...и...», «...или...» | Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматривать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких - «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MS Word, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл в свою личную папку | Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word» | Фронтальная работа |
24 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Знать: дополнительные возможности текстового процессора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе. Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Delete», «Backspace»; рассматривать фрагмент файлового дерева и выполнять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word» | Фронтальная работа |
25 | Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере» | 1 | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Знать понятия «носитель графической информации», «носитель звуковой информации». Уметь: выполнять алгоритм; анализировать отредактированные тексты; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word | Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word» | Индивидуальный опрос |
26 | Численная информация. Вычисления на компьютере | 1 | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Знать, что в памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами; для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют «двойная система счисления». Иметь представление о происхождении слова «компьютер». Уметь: рассматривать окно программы «Калькулятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выбирать объекты для работы с информацией; изучать алгоритм вычисления значения выражения со скобками с помощью программы «Калькулятор»; составлять алгоритм вычисления значений, используя занесение в память промежуточных результатов; находить в сварочном разделе информацию о том, какие действия можно выполнять над файлами | Компьютерная программа «Калькулятор» | Самостоятельная работа |
27 | Двоичное кодирование | 1 | Запись алгоритмов | Уметь: заполнять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число | Компьютерная программа «Калькулятор» | Фронтальная работа |
28 | Действия объектов | 1 | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов | Знать понятия «объект», «свойства объекта», «действия объектов». Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина» | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Индивидуальный опрос |
29 | Действия над объектами | 1 | Способы записи алгоритмов. Свойства объектов | Знать, что действия могут выполняться не только самим объектом, но и другие объекты могут производить действия над ним. Уметь: соединять рисунки объектов с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Самостоятельная работа |
30 | Влияние действий на значение свойства объекта | 1 | Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов | Знать, что действия объекта или действия над объектом могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет, температуру и др.). Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматирования; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Фронтальная работа |
31 | Циклические процессы в природе и технике | 1 | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Иметь представление о циклическом процессе. Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Тест |
32 | Использование компьютеров в жизни общества | 1 | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Фронтальная работа |
33 | Обобщение по теме «Действие объектов. Действия над объектами» | 1 | Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса | Уметь: определять действия объекта; составлять циклический алгоритм; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию; соединять объекты с выполняемыми ими действиями | Компьютерная программа «Компьютерная Долина» | Тест |
34 | Твои успехи | 1 | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носители информации | Фронтальная работа |
Программу обеспечивают:
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
- Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 3 –х частях– М.: Академкнига/Учебник, 2014.
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Сост. Р.Г.Чуракова. – 6-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.
4 класс
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
- Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + СД. – М. : Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...