Программа Информатика и ИКТ 2 -4 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Программа Перспективная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информатика программа 2-4 класс | 209 КБ |
КТП Информатика 2 -4 класс | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ ООШ №20 протокол от ________№ _____ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ООШ №20 __________Ж.В. Канищева |
Информатика и ИКТ. 2-4 класс
Рабочая программа
Учитель-составитель: А.С.Наумкина
Количество часов: 102
Ленинск-Кузнецкий
2016год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г.№1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» на 2014/15 учебный год; письма Департамента государственной политики в образовании и Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. №03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»; Приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 29.04.2013 №859 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2013-2014 учебном году»; Закона Кемеровской области от 05.07.2013 № 86-ОЗ «Об образовании»; в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Бененсона Е.П., Паутовой А.Г., «Информатика и информационно- коммуникативные технологии» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой: Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1 – 4 класс.: в 3 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 1: 318 с.
Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов.
Учитывая актуальность предмет «Информатика и ИКТ» реализует следующие цель: формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией ( как с применением компьютеров так и без них).
Задачи:
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
При составлении программы были использована следующие учебные пособия:
- Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1 – 4 класс.: в 3 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1: 318 с.
- 2. Информатика и ИКТ: Учебник 2 кл./Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. С.А.-2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета « Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира;
- Компьютер - универсальная машина по обработке информации;
- Алгоритмы и исполнители;
- Объекты и их свойства;
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Информационная картина мира.
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-м классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
-со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
-поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
-обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
В 3 и 4 классах обсуждаются различные способы организации: список, таблица(3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппаратом обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эврестически.
В 3 и 4 классах уделяется большое внимание заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
-фундаментальные знания о компьютере,
-практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
-представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
-название и назначение основных устройств компьютера;
-представление о двоичном кодировании информации;
-представление о программном управлении компьютером;
-представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.
Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2-3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
В 4 классе обсуждается тема « Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни.
В этот же подраздел учебников 2-4 классов включены гигиенические нормы работы за компьютером.
Алгоритмы и исполнители.
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
-планирование деятельности человека;
-управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
-рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
-перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
-исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
В 3 классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция – ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе обучающиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источник информации, необходимой для составления алгоритмов.
В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с предусловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников.
Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно - научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».
Объекты и их свойства
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий является необходимым условием для успешного освоения современных информационно- коммуникативных технологий.
Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты, информационные объекты. При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.
Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
-правила поведения в компьютерном классе (2-й класс);
-правила использования коллективных носителей информации (3-4 классы);
-правила цитирования литературных источников (4 класс).
Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
Программа предусматривает проведение следующих форм организации учебного процесса: традиционных уроков и нетрадиционных (Урок - викторина, Урок-путешествие и др.)
Формы контроля: самостоятельные и тесты, итоговая работа за год.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе выделяется 102ч., из них во 2, 3 и 4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание. Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности» (2-4 классы), создание различных информационных объектов с помощью компьютера (4 класс). Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников. Самоопределение и смыслообразование Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно (3, 4классы).
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости (4 класс).
Метапредметные результаты
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются:
Регулятивные УУД
Система заданий (2-4 классы), целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание. Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели (2 класс), с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации (3-4 классы).
Контроль и коррекция. Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (2-4 классы) как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости (4 класс).
Оценивание. Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие (2-4 классы).
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия.
-Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников 3-4 классов (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
-Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов (2 класс);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- табличные модели- 3, 4 классы;
- опорные конспекты – знаково-символические модели- 4 класс.
Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации- 2 класс;
- работа с различными справочными информационными источниками -3, 4 классы.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей (3 класс).
Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов (4 класс).
Коммуникативные УУД
1.Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
2.Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
Логические универсальные действия
1.Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения – 2 класс.
2.Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов (2-4 классы).
3.Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы – 2 класс.
4.Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов – 3 класс.
5.Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов – 4 класс.
Построение логической цепи рассуждений:
- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания – 2 класс;
- сложные высказывания – 3 класс;
- задания на составление логической цепи рассуждений – 4 класс.
Предметные результаты
В результате изучения предмета «Инфоматика и ИКТ» обучающиеся 2 класса будут иметь представление:
-о понятии «информация»;
-о многообразии источников информации;
-о том, как человек воспринимает информацию;
-о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
-о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
-о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
-об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
-об истинных и ложных высказываниях;
-о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.
Обучающиеся научатся:
-исполнять правила поведения в компьютерном классе;
-приводить примеры источников информации;
-приводить примеры работы с информацией;
-приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
-приводить примеры полезной и бесполезной информации;
-запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
-выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
-пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
-с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
-с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
Обучающие получат возможность научиться:
-составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
-ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
-определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
-планирования бытовой и учебной деятельности;
-безопасной работы на компьютере.
3 класс
иметь представление:
-об организации информации в виде списка и таблицы;
-о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
-о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
-о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
-о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
-об объектах и их свойствах;
-об имени и значении свойства;
- о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
-осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования;
-фиксировать собранную информацию в виде списка;
-упорядочивать короткие списки по алфавиту;
-фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
-находить нужную информацию в таблице;
-находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
-находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
-находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
-составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
-с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
-приводить примеры объектов и их свойств;
-находить и конструировать объект с заданными свойствами;
-выделять свойства, общие для различных объектов;
-определять истинность сложных высказываний; на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
-на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
-ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
-находить и конструировать объект с заданными свойствами;
-объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
4 класс
Иметь представление:
-о достоверности информации;
-о ценности информации для решения поставленной задачи;
-о направлениях использования компьютеров;
-о понятии «дерево» и его структуре;
-о понятии «файл» (при наличии оборудования);
-о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);
-о циклическом повторении действий;
-о действии как атрибуте класса объектов;
-о системе координат, связанной с монитором.
Обучающиеся научатся:
-использовать правила цитирования литературных произведений;
-приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
-находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
-создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
-запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
-записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);
-приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;
-использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
-составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
-приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
-приводить примеры действий объектов указанного класса.
Получат возможность научиться:
-создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
-записать файл в личную папку;
-использовать компьютер для решения различных задач;
-использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
-составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
-приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
-приводить примеры действий объектов указанного класса.
Содержание тем учебного предмета
2 класс -34 ч (1 ч. в неделю)
1.Информационная картина мира (10ч)
Понятие информации.
Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации.
Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.
2. Компьютер – универсальная машина для обработки информации (10 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы за компьютером.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования). Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы. Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.
3. Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма.
Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
4. Объекты и их свойства (2 ч)
Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета. Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности. Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
- класс - 34 ч (1 ч. в неделю)
1.Информационная картина мира (9ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера.
2. Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы на компьютере. Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования). Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).
3.Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя. Создание алгоритмов методом последовательной детализации. Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блоксхем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
4.Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
5.Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
4 класс 34ч (1ч в неделю)
1.Информационная картина мира (11ч)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).
Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.
2. Компьютер – универсальная машина для обработки информации (7 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры и общество. Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Запуск программ из меню «Пуск». Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог. Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).
3.Алгоритмы и исполнители (8 ч)
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.
4.Объекты и их свойства (7ч)
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса. Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла. Правила цитирования литературных источников.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||
2 класс (34 ч) | |||||
1 | Информационная картина мира | 10 | -поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.; - отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы; - сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации; - поиск закономерностей в собранной информации; - составление знаково-символических моделей; - создание упорядоченных списков объектов; - создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач); - создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). | ||
2 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации | 10 | - работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера; - прохождение компьютерных мини тестов; - ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радио-кнопок; - создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию; - поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов; - самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ; - выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов. | ||
3 | Алгоритмы и исполнители | 11 | - исполнение алгоритмов формальных исполнителей; - исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика; - составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние; - создание алгоритмов выполнения творческого задания; - составление алгоритмов для формальных исполнителей; - отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма); - определение истинности простых и сложных логических высказываний; - составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжение действий в условном и циклическом алгоритмах; - выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом; - составление алгоритмов выполнения лабораторной работы; - создание графической модели последовательности действий на компьютере. | ||
4 | Объекты и их свойства | 2 | - анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств; - поиск объекта по описанию его свойств; - упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства; - деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы; - деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта); - использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ. | ||
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1 | - соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами; - составления списка использованных в проекте информационных источников. | ||
Итого: | 34 | ||||
3 класс (34ч) | |||||
1 | Информационная картина мира | 9 | -поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.; - отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы; - сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации; - поиск закономерностей в собранной информации; - составление знаково-символических моделей; - создание упорядоченных списков объектов; - создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач); - создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). | ||
2 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации | 3 | - работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера; - прохождение компьютерных мини тестов; - ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радио-кнопок; - создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию; - поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов; - самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ; - выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов. | ||
3 | Алгоритмы и исполнители | 11 | - исполнение алгоритмов формальных исполнителей; - исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика; - составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние; - создание алгоритмов выполнения творческого задания; - составление алгоритмов для формальных исполнителей; - отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма); - определение истинности простых и сложных логических высказываний; - составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжение действий в условном и циклическом алгоритмах; - выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом; - составление алгоритмов выполнения лабораторной работы; - создание графической модели последовательности действий на компьютере. | ||
4 | Объекты и их свойства | 10 | - анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств; - поиск объекта по описанию его свойств; - упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства; - деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы; - деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта); - использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ. | ||
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1 | - соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами; - составления списка использованных в проекте информационных источников. | ||
Итого: | 34 | ||||
4 класс (34ч) | 3 класс (68 ч) | ||||
1 | Информационная картина мира | 11 | -поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.; - отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы; - сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации; - поиск закономерностей в собранной информации; - составление знаково-символических моделей; - создание упорядоченных списков объектов; - создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач); - создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). | ||
2 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации | 7 | - работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера; - прохождение компьютерных мини тестов; - ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радио-кнопок; - создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию; - поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов; - самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ; - выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов. | ||
3 | Алгоритмы и исполнители | 8 | - исполнение алгоритмов формальных исполнителей; - исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика; - составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние; - создание алгоритмов выполнения творческого задания; - составление алгоритмов для формальных исполнителей; - отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма); - определение истинности простых и сложных логических высказываний; - составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжение действий в условном и циклическом алгоритмах; - выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом; - составление алгоритмов выполнения лабораторной работы; - создание графической модели последовательности действий на компьютере. | ||
4 | Объекты и их свойства | 7 | - анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств; - поиск объекта по описанию его свойств; - упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства; - деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы; - деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта); - использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ. | ||
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1 | - соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами; - составления списка использованных в проекте информационных источников. | ||
Итого: | 34 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны иметь представление:
- о понятии «информация»;
- о многообразии источников информации;
- о том, как человек воспринимает информацию;
- о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
- о назначении основных устройств компьютера;
- о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;
- об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
- об истинных и ложных высказываниях;
- о двоичном кодировании текстовой информации и чёрно-белых изображений.
об организации информации в виде списка и таблицы;
- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
- о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
- об объектах и их свойствах;
- об имени и значении свойства;
- о классах объектов.
- о достоверности информации;
- о ценности информации для решения поставленной задачи;
- о направлениях использования компьютеров;
- о понятии «дерево» и его структуре;
- о понятии «файл» (при наличии оборудования);
- о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);
- о циклическом повторении действий;
- о действии как атрибуте класса объектов;
- о системе координат, связанной с монитором.
Обучающиеся научатся:
- исполнять правила поведения в компьютерном классе;
- называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).
- приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации;
- запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
- выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
- пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
- с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
- осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- находить нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
использовать правила цитирования литературных произведений;
- приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
- находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
- создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
- запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
- записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);
- приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;
- использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
- составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
- создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
- записать файл в личную папку;
- использовать компьютер для решения различных задач;
- использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2013.
2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ . 2-4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, -2015.
3. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Технические средства:
- Интерактивная доска;
- Компьютер;
- Экран;
- Проектор.
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ ООШ №20 протокол от ________ № ____ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ООШ №20 __________Ж.В. Канищева |
Информатика и ИКТ. 2 класс
Календарно-тематическое планирование
Учитель-составитель:
А.С. Наумкина, Н.Г. Михайлова, М.Б. Лойк,
Количество часов:34
Ленинск-Кузнецкий
2016 год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Примечание | ||||||||
2а | 2б | 2в | 2г | ||||||||||
Информационная картина мира (10 ч) | |||||||||||||
1 | Информация, источники информации. | 1 | -поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.; - отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы; - сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации; - поиск закономерностей в собранной информации; - составление знаково-символических моделей; - создание упорядоченных списков объектов; - создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач); - создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации). | ||||||||||
2 | Работа с информацией. | 1 | |||||||||||
3 | Отбор полезной информации. Самостоятельная работа. | 1 | |||||||||||
4 | Шифры перестановки и замены. | 1 | |||||||||||
5 | Двоичное кодирование текстовой информации. | 1 | |||||||||||
6 | Обработка информации человеком | 1 | |||||||||||
7 | Черный ящик. Самостоятельная работа. | 1 | |||||||||||
8 | Еще раз о том, что такое информация | 1 | |||||||||||
9 | Действия с информацией | 1 | |||||||||||
10 | Обобщение | 1 | |||||||||||
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (10 ч) | |||||||||||||
11 | Устройство компьютера. Системная плата, процессор | 1 | - работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера; - прохождение компьютерных мини тестов; - ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радио-кнопок; | ||||||||||
12 | Оперативная память | 1 | |||||||||||
13 | Устройства ввода информации. Самостоятельная работа. | 1 | |||||||||||
14 | Устройства вывода информации | 1 | |||||||||||
15 | Внешняя память | 1 | |||||||||||
16 | Обобщение | 1 | - создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию; - поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов; - самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ; - выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов. | ||||||||||
17 | Понятие графического интерфейса. | 1 | |||||||||||
18 | Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы. | 1 | |||||||||||
19 | Выбор элемента меню с помощью мыши. | 1 | |||||||||||
20 | Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter. | 1 | |||||||||||
Алгоритмы и исполнители (11 ч) | |||||||||||||
21 | Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями. | 1 | - исполнение алгоритмов формальных исполнителей; - исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика; - составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние; - создание алгоритмов выполнения творческого задания; - составление алгоритмов для формальных исполнителей; - отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма); - определение истинности простых и сложных логических высказываний; | ||||||||||
22 | Составление | 1 | |||||||||||
23 | Последовательность действий | 1 | |||||||||||
24 | Исполнитель алгоритмов Мышка-художник. | 1 | |||||||||||
25 | Адрес клетки. Самостоятельная работа. | 1 | |||||||||||
26 | Энтик и Мышка на одном поле. | 1 | |||||||||||
27 | Выполнение | 1 | |||||||||||
28 | Составление алгоритмов, их запись в словесной форме. | 1 | |||||||||||
29 | Исполнитель алгоритмов Перемещайка. Самостоятельная работа. | 1 | - составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжение действий в условном и циклическом алгоритмах; - выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом; - составление алгоритмов выполнения лабораторной работы; - создание графической модели последовательности действий на компьютере. | ||||||||||
30 | Истинные и ложные высказывания. Массовость алгоритмов. | 1 | |||||||||||
31 | Обобщение | 1 | |||||||||||
Объекты и их свойства (2 ч) | |||||||||||||
32 | Предметы и их свойства. Общие признаки предметов. Поиск лишнего предмета. | 1 | - анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств; - поиск объекта по описанию его свойств; - упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства; - деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы; - деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта); - использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ. | ||||||||||
33 | Выявление закономерности в последовательностях. Описание предметов и их поиск по описанию. | 1 | |||||||||||
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч) | |||||||||||||
34 | Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | - соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами; - составления списка использованных в проекте информационных источников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой...
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа информатике и ИКТ. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. ...
Рабочая программа информатике и ИКТ. 4 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000002038 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000002022 P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе ...
Основная рабочая программа" Информатика и ИКТ" 2 класс - Матвеева Н.В.
Соответствует ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....