| Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Учитель: Добрый день, дорогие ребята! | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие готовность к уроку. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации |
2 | Проверка домашнего задания УЗ: Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Повторение пройденного, актуализация знаний УЗ: Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
| Учитель: Сегодня на уроке информатики мы продолжим разговор о логических понятиях и суждениях. Тему урока вам предстоит сформулировать самим чуть позже, а сейчас мы вспомним материал предыдущего урока и проверим ДЗ. (Вопросы: на слайде) Продолжите предложение Логика – наука ……… Суждением (высказыванием) называется… Высказывание называется простым, если ………………… Составное высказывание состоит из …
Какие предложения вы определили как суждения (высказывания) в домашнем задании? Зачитайте их.
У кого возникли проблемы с выполнением ДЗ? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Ответы учащихся: логика – наука правильно рассуждать, наука о формах и законах человеческого мышления. высказыванием (суждением) называется всякое утверждение (предложение), о котором можно судить, истинно оно или ложно. Высказывание называется простым, если никакая его часть не является высказыванием. Составное высказывание состоит из простых высказываний, соединенных логическими связками. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, исправлять ошибки умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 | Формулирование темы и целей урока. УЗ: Поставить проблемный вопрос, на который будет дан ответ при работе над новым материалом
| Формулирование темы и цели (в виде проблемного задания) Учитель: 1.Просмотрите видео фрагмент м/ф « В стране невыученных уроков» 2. Запишите суждения, которые вы услышите или увидите сами 3. Поменяйтесь листочками с соседом по плечу, допишите, те суждения, которых у вас нет.
Проверка.
Учитель: Что можно сказать об этих высказываниях? Как бы сформулировали тему урока? Итак, тема: «Истинные и ложные высказывания». Какую цель мы поставим? Цель: научиться определять значение истинности высказываний Что называют значением истинности высказывания?
Какие высказывания мы будем называть истинными? Ложными?
Учитель: Истинные высказывания мы будем обозначать - И., ложные – Л.
Учитель: В конце урока нам предстоит согласиться или не согласиться с высказыванием кота из мультфильма «За правду всегда страдают». | Дети внимательно смотрят отрывок видео, записывают высказывания. Обмениваются с соседом записями и дополняют высказывания. Ответы: 1.Арбузы растут на пальме. 2. Пальмы, кактусы и ели растут в одной местности. 3. Белые медведи живут на юге. 4. Подсолнухи растут на дереве. 5. Север там, где восходит солнце. 6. На пальмах растут яблоки. 7. На дереве растут вилки, ложки, ножи и замки. 8. На деревьях растут цветы. 9. Земляника растет на дереве. 10 Булочки растут на хлебном дереве. 11. Коты разговаривают 12. За правду всегда страдают. Учащиеся формулируют тему и цели урока:
Тема: Истинные и ложные высказывания.
Цель: научиться определять истину
Ответ: характеристика суждения истинность или ложность называется значение истинности Ответ: истинными высказыванием будем называть такие высказывания, которые соответствуют действительности. Ложными, которые не соответствуют действительности
| Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическая ориентация; Познавательные УДД- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и проблемы; поиск и выделение необходимой информации; формирование понятийного аппарата на основе знаниевой компоненты, сформированной на предыдущих уроках.
|
4 | Усвоение новых знаний и способов действий УЗ: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Установить правильность и осознанность изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Прослушивание теоретического материала программы «Мир информатики», 3 год обучения. Элементы логики. Слова-кванторы.
Учитель: Для чего нужны слова-кванторы?
Можно ли, используя слова-кванторы поменять значение истинности?
Докажите: 1. Все ученики в нашем классе отличники. 2.Все птицы водоплавающие. 3. На каждом виде транспорта можно летать. | Учащиеся слушают теоретическую часть. Получают новые знания о суждениях. Отвечают на вопрос учителя. Приводят свои примеры. Ответ: слова-кванторы помогают при построении высказывания.
Ответ: 1.Некоторые ученики в нашем классе отличники. 2.Некоторые птицы водоплавающие. 3. На некоторых видах транспорта можно летать. |
|
| Физминутка |
|
| Личностные УУД: формирование здорового образа жизни |
5 | Первичная проверка понимания УЗ: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания, применение знаний и способов действий | Компьютерный практикум Учитель: Выполним практическое задание на ПК «Мир информатики» 3 год обучения. Элементы логики. Слова-кванторы. №1,№2 | Учащиеся выполняют задание на отработку практических навыков.
Оценивание за упражнение: «Молодец! Задание выполнено!» | Познавательные УУД: анализ; синтез; сравнение, построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
6 | Закрепление новых знаний и способов действий УЗ: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Групповая работа Учитель: предлагаю вам обобщить наши знания о суждениях через создание моделей понятий.
1 группа- «Суждение» 2 группа – «Истина» 3 группа – «Ложь»
Проверка. Один ученик из группы представляет модель
| Каждая группа составляет модель понятия, записывает - Определение
- Характеристики
- Пример
- Противоположный пример
определение | характеристика |
пример | антипример |
| Познавательные УДД - структурирование знаний; моделирование; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Личностные УДД – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическая ориентация.
|
7 | Контроль и самоконтроль знаний и способов действий УЗ: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Проверим полученные знания, выполнив тестовую работу. Тест (машинный вариант). Оценивание. Применение ИКТ модель «один – один» | Учащиеся выполняют тест. Получают оценку за урок. | Личностные УУД: развитие самооценки
Регулятивные УДД – коррекция и оценка, саморегуляция |
8 | Итог урока УЗ: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель: Легко ли было на уроке или были трудности? чему была посвящена тема урока?
«Правда» и « истина» равнозначны ли эти понятия? На этот вопрос вы попытаетесь ответить дома | Ответы детей обобщаются учителем.
| Личностные УДД – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическая ориентация.
|
9 | Информация о домашнем задании УЗ: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель: Д/З (на выбор) записано в электронном дневнике 1. Стандартный минимум в тетради № 1,2,3,5 2. Повышенный Равнозначны ли понятия «правда» «истина»? Докажите. 3. Творческий. Изобразить Истину и Ложь |
| Регулятивные УДД – целеполагание, планирование, , саморегуляция.
|
10 | Рефлексия УЗ: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Учитель: Где можно встретить ложные и истинные высказывания? Вернемся к началу урока. Истинно ли высказывание кота из мультфильма «За правду всегда страдают»? Вывод учителя: Правда – это ещё и нравственное понятие. Уметь говорить правду и бороться за неё - важное человеческое качество. А я хочу подвести итог словами Паскаля: «Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем».
Уходя, оставьте на своем месте смайлик, который отражает ваше настроение от урока. | Ответы: С понятиями «истина» и «ложь» можно встретиться как в учебной деятельности, так и в обыденной жизни.
Учащиеся рассуждают, доказывают.
| Личностные УДД – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическая ориентация.
|