Диагностика ИКТ компетентности учащихся начальных классов
статья по информатике на тему
Анкеты для учеников и родителей, 5 диагностических работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика ИКТ компетентности учащихся начальной школы.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Сейчас термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». И если ранее формирование ИКТ компетентности учащихся шло только на уроках информатики, где мы учили элементарному (включить, выключить компьютер, набрать и сохранить текст), то в стандартах 2 поколения оно реализуется на различных учебных предметах.
Вот каким может быть вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):
Я хотела бы остановить ваше внимание на том, как на разных предметах происходит формирование ИКТ-компетентности.
«Технология».
-Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ.
-Первоначальный опыт работы с текстом, рисунком, сохранение результатов своей работы.
«Русский язык».
-Использование компьютерных словарей.
-Знакомство с правилами оформления текста на компьютере.
-Использование орфографического контроля.
«Литературное чтение».
-Работа с мультимедиасообщениями.
-Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов.
-Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.
-Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.
«Иностранный язык».
-Создание небольшого текста на компьютере.
-Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях.
-Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
«Математика».
-Работа с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами.
-Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир».
-Проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
-Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач.
-Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
-Использование компьютера при работе с картой.
«Изобразительное искусство и музыка».
-Освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу.
-Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
Таким образом, вы видите, что в результате использования средств и инструментов ИКТ охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у учащихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном мире, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Диагностика формирования ИКТ – компетенций у учащихся начальной школы представляет собой систему мониторингов, позволяющую оценить индивидуальные возможности учащихся и динамику формирования ИКТ - компетенций учащихся.
Анкета для родителей
1. Есть ли в Вашей семье компьютер?
Если да, то есть ли выход в Интернет?
2. Сколько часов Ваш ребенок проводит у компьютера среднем в день? Сколько из них в учебных целях?
3. Ограничиваете Вы время нахождения у компьютера Вашим ребенком?
4. Как Вы относитесь к использованию средств информатизации на уроках?
5. Удовлетворены ли Вы уровнем использования информационных технологий в образовательном процессе школы? Ваши предложения.
6. Являетесь ли Вы пользователем Интернет?
7. Пользуетесь ли Вы информацией электронного дневника?
8. Знакомы ли Вы с сайтом школы
Анкета учащегося
1. Нравятся ли Вам уроки и мероприятия с использованием компьютерных технологий (ИКТ): Почему? (интересно, понятнее объяснение, индивидуальный подход к каждому или …)
2. Укажите, на каких предметах используются средства информатизации и как часто?
3. Создавали ли Вы презентации для уроков, конкурсов по заданию учителя? Если да, то, по каким предметам?
4. Повысилась у Вас успеваемость по тем предметам, где учитель часто использует средства информатизации?
5. Знакомы ли с сайтом школы? Какую информацию Вы хотели бы там видеть на сайте школы?
6. Стимулирует ли повышение Вашей успеваемости введение электронных журналов?
7. Как Вы относитесь к использованию электронных тестов для проведения контроля знаний? Почему?
8. Какие дополнительные образовательные курсы Вы бы хотели изучать дистанционно?
Диагностика
Цель диагностики: качественная оценка уровня сформированности ИКТ – компетентности.
Диагностика состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ (всего 5 работ):
- Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
- Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
- Диагностическая работа №1«Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».
- Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».
- Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».
Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
- У тебя есть дома компьютер?___________________________
- Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________
- Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______
- Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное)
а) играю
б) работаю в интернете
в) набираю текст
г) рисую
д) не работаю на компьютере
5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______
6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________
7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________
8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________
Таблица №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
№ | Вопросы анкеты | да | % | нет | % | не знаю | % |
1 | У тебя есть дома компьютер? | ||||||
2 | Умеешь ли ты включать компьютер? | ||||||
3 | Знаешь ли ты, из каких устройств состоит компьютер? | ||||||
4 | Что ты делаешь на компьютере? | ||||||
А) играю | |||||||
Б) работаю в интернете | |||||||
В) набираю текст | |||||||
Г) рисую | |||||||
Д) не работаю на компьютере | |||||||
5 | Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере? | ||||||
6 | Умеешь ли ты выключать компьютер? | ||||||
7 | Знаешь ли правила обращения с компьютером? | ||||||
8 | Сколько времени проводишь за компьютером? | Меньше одного часа-один час | Больше одного часа | Не работают | |||
Результаты анкетирования можно отразить диаграммой
Анкета №2. «Личностные достижения обучающихся».
- Умеешь ли ты включать компьютер?_____
- Умеешь ли ты выключать компьютер?_____
- Компьютер состоит из:
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь
б) монитор, системный блок
в) монитор, клавиатура, мышь
г) мышь, принтер, сканер
4. Мышь предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
5. Клавиатура предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
6. Монитор предназначен для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________
8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____
9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______
Таблица №2. «Личностные достижения обучающихся».
№ | Вопрос | да | % | нет | % |
1 | Умеешь ли ты включать компьютер? | ||||
2 | Умеешь ли ты выключать компьютер? | ||||
3 | Компьютер состоит из: а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь б) монитор, системный блок в) монитор, клавиатура, мышь г) мышь, принтер, сканер | ||||
4 | Мышь предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления | ||||
5 | Клавиатура предназначена для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления | ||||
6 | Монитор предназначен для: а) ввода информации б) вывода информации в) для управления |
| |||
7 | Знаешь ли ты что такое меню? | ||||
8 | Умеешь ли ты работать с текстом? | ||||
9 | Умеешь ли ты сохранять информацию? |
Результаты анкетирования можно отразить диаграммой, которая показывает динамику уровня подготовленности обучающихся в области ИКТ - технологий:
Диагностическая работа №1. «Сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint».
Задание №1.
- Запусти графический редактор Paint.
- Используя инструменты рисования графического редактора, нарисуй приведенную ниже картину.
- Раскрась получившуюся картину так, чтобы получился осенний пейзаж.
- Сохрани полученное изображение в папке «Ми документы» по именем Мой рисунок.
Задание №2.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
Диагностическая работа №2 «Сформированность навыка обработки текстовой информации в редакторе Блокнот».
Задание №1.
- Запустите текстовый редактор Блокнот.
- Наберите в Блокноте тексты двух стихотворений.
Никто
Завелся озорник у нас
Переплыл океан
В квартире от его проказ
Поймал капитан.
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Горюет вся семья.
И в пути пеликана
Буквально нет житья!
(Роббер Деснос)
- Расставь строки в правильном порядке.
- Проверь себя:
Никто
Завелся озорник у нас
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
(Борис Заходер)
Пеликан
Капитан Джонатан
Переплыл океан
И в пути пеликана
Поймал капитан.
(Роббер Деснос)
- Сохраните набранный текст в папке Мои документы под названием Стихи.
Задание №2.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
Диагностическая работа №3 «Выявление уровня сформированности ИКТ - компетентности».
Задание №1.
- Запусти текстовый редактор Блокнот.
- Набери в окне редактора следующие слова: системный блок, Мои документы, клавиатура, мышь, Мой компьютер, монитор, процессор, панель задач, корзина, индикатор клавиатуры.
- Сгруппируй слова в две группы и назови каждую из них.
- Сохрани текстовый документ в папке Мои документы.
Задание №2.
Используя приведенный ниже алгоритм, нарисуй пирамиду, состоящую из разноцветных колец одинаковой толщины.
- Запустите графический редактор Paint.
- Выберите инструмент Линия.
- В палитре выберите вспомогательный цвет линий – серый.
- Нарисуйте рядом две горизонтальные линии.
- Выбери инструмент Скругленный прямоугольник.
- В палитре выбери цвет границ колец – черный.
- Наведи указатель мыши на верхнюю линию и двигай мышь с нажатой левой кнопкой наискосок к нижней линии.
- Нарисуй еще несколько колец разной длины.
- Инструментом Заливка раскрась кольца разным цветом.
- В палитре выбери цвет – серый.
- Щелкни на свободном пространстве рабочего стола. Серая класка заполнит область вокруг колец.
- Закрась область рабочего стола белым цветом.
- С помощью инструмента Выделение собери все кольца в пирамиду.
- Сохрани рисунок с именем Пирамида.
Задание №3.
- Отметь на приведенной шкале, трудно ли было выполнять задание №1.
- Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
- Отметь, кто помогал тебе выполнять задания (заштрихуй часть рисунка).
Что такое учебная ИКТ-компетентность выпускника начальной школы?
В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей, грамотно пользуясь камерой и микрофоном. Он фиксирует в цифровой форме воспоминания родных, сканирует документы и фотографии из семейных архивов, размещает их на цифровой ленте времени.
Ученик приобретает первый опыт цифровых измерений с помощью традиционных приборов и сразу же с помощью современной цифровой техники, позволяющей отображать совокупность данных, динамику их изменений на экране компьютера. Системы глобального позиционирования и цифровые карты помогают учащемуся фиксировать маршруты своих путешествий и «привязывать» к карте путевые записи.
Ученик использует цифровые инструменты, графические панели и музыкальные клавиатуры для собственного изобразительного и музыкального творчества.
Свои графические и видеоработы ученик редактирует, сопровождает устными и письменными пояснениями, включает в свои презентации и гипермедиасочинения, размещает в информационной среде школы в Интернете. Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы, если нужно - микрофон.
Создавая сочинение, выполняя проект, ученик ищет необходимую ему информацию в Интернете, обрабатывает найденные там тексты и иллюстрации.
Ученик управляет с помощью компьютера и сконструированных им программ и реальными моделями, которые сам проектирует и собирает, и виртуальными объектами на экране компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное творчество - форма лингвистической компетентности учащихся начальных классов.
В материале представлены теоретические обоснования введения курса "Литературное творчество". Дан перечень творческих письменных работ по развитию речи на три года....

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»
Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...
Статья " Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов "
ИКТ-компетентность определяется как «общеучебное" умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех ...

Диагностика языковой компетентности учащихся начальной школы
Материал содержит пункты работы по языковой диагностике учащихся...

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.
Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих приобщению детей к формиро...

Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»
Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...