Статья " Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов "
статья по технологии (2 класс)
ИКТ-компетентность определяется как «общеучебное" умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках
Формирование коммуникационной компетентности-это появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ИКТ-компетентности учащихсяся начальных классов через работу с цифровым микроскопом»
Автор: Лапенкова Т.М.(учитель начальных классов)
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности
Изучение окружающего мира, технологии предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший нас предмет, но и сделать его цифровое фото.
Уже со 2 класса учащиеся могут освоить приемы работы с цифровыми микроскопами, проводят простейшие опыты. Регулярные микроскопические исследования разнообразных объектов, наряду с приобретением знаний о них, позволяют учащимся приобрести чувство удивления, восхищения. . Я рассматривала возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, технологии и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.
В данной работе я привожу пример использования микроскопа на уроке технологии во втором классе при изучении раздела: «Как человек учился делать одежду». Программа «Школа 21 века» Изучение раздела начинается с темы «Как появились натуральные ткани». Целью данной работы является исследование образцов тканей для получения коллективной оценки их качественных характеристик и свойств по степени соответствия заданному критерию продукта – игольницы.
После первого этапа урока «Актуализация опорных знаний» была озвучена значимая проблема: «Какую ткань выбрать для изготовления игольницы?» и выдвинуты две полярные гипотезы («подойдет любая ткань» и «не подойдет любая ткань»). Учащимся были предложены практические методы исследования образцов ткани.
1) На начальном этапе эксперимента дети изучили небольшой теоретический материал в учебнике «Технология» 2 класс (автор Е.А.Лутцева ИД « Вентана-Граф»), им было предложено выработать план проведения экспериментального исследования с целью выявления свойств ткани.
2) Для сбора, систематизации и анализа полученных данных эксперимента, в начале работы, с помощь метода дизайн - анализа образца (игольница), была составлена таблица с выдвинутыми критериями для образцов ткани. Таблица включила в себя 7 параметров:
сминаемость, влагопроницаемость, мягкость, блеск, прочность ткани и нитей, толщину ткани и волокон, извитость волокон.
После изучения теоретического материала и проведенных визуальных, тактильных и практических опытов был сделан вывод о том, используя разные виды ткани и ее свойства можно создавать разнообразные изделия. Но сведений, которые мы получили, используя свои органы чувств недостаточно для того, чтобы выбрать ткань для нашего изделия.
Так как толщина, извитость и переплетение являются непосредственно частью строения волокон ткани, то на следующих этапах эксперимента был применен цифровой микроскоп.
Перед детьми была поставлена задача: исследовать под микроскопом строение предложенных образцов ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк)
1) Сначала было предложено исследовать нить. Для этого вытянуть нитку из каждого образца и рассмотреть ее. Для более детального рассмотрения мы воспользовались микроскопом и сделали выводы о толщине нити. Данные были занесены в таблицу.
2) Следующее исследование заключалось в раскручивании нити каждого образца и рассматривании ее под увеличением в 10 и в 60 раз. Дети увидели разную извитость и структуру нити.
3) После этого мы рассматривали непосредственно образцы самой ткани. В процессе этой работы дети изучали различные образцы при увеличении в 10, 60 раз, делали выводы о различии в их строении, сравнивали волокна тканей по толщине и переплетению.
Они увидели, что каждая ткань состоит из ячеек различных по толщине, переплетению и даже форме.
4) Еще раз воспользовавшись учебником, дети получили информацию о том, как называются нити, которые образуют эти ячейки.
5) В конце исследования было предложено дать оценку каждому образцу. Сравнить их.
Найти, чем похожи и отличаются ткани. Они увидели, что ткани имеют различную извитость волокон, толщину и переплетение. Это, несомненно, необходимо учитывать при выборе ткани для изготовления заданного изделия.
Через экспертную оценку дети пришли к выводу, что из предложенных критериев, выдвинутых на начальном этапе исследования и необходимых для изготовления игольницы, значимыми оказались только толщина, извитость волокон, мягкость и способы переплетения волокон ткани.
6) Данный результат позволил детям подвести итог и выбрать ту ткань, которую они будут использовать на практике для изготовления собственного продукта (игольницы). Это оказался хлопок ( ситец), т.к. эта ткань достаточно прочная, но не толстая. Она не пушится, не скользит. У нее простое, но достаточно плотное переплетение нитей, поэтому ее легко сшивать.
Проведенная работа позволяет мне сделать вывод: несмотря на то, что на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока из-за возрастных и психологических особенностей детей, а может использоваться как этап урока, этой работе отводится важная задача формирования умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач.
Одно из главных достоинств использования данных технологий, это то, что работа с цифровым микроскопом – это экспериментальная деятельность, которая не только развивает познавательные потребности школьников, но, прежде всего, предоставляет им больше возможностей для собственной исследовательской практики и формирования эмпирического познания окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"
В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок. Было проведено иссле...
Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».
Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...
Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов"
Проектная деятельность учащихся начальных классов....
Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...
Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".
Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...
Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»
Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат наших дете...
Статья "Орфографическая зоркость учащихся начальных классов"
Слово "орфография" образовано от греческого "orthos" - прямой, правильный и grapho -пишу. Правописание. Орфография - это исторически сложившаяся система правил и написаний, которую принимает и которой...