Рабочая программа по информатике 3 класс, Н.В. Матвеева, ФГОС
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования. Программа нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В связи с изменением учебного плана школы (предмет «Информатика» ранее не изучался), в программу внесены изменения. С целью выполнения курса информатики в начальной школе за счет часов из темы «Информация, человек и компьютер» (повторение в начале года) вводится тема из курса 2 класса «Документ. Способы создания документов». Также в ходе повторения курса за 2 класс, происходит изучение соответствующих тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_matveeva_3_klass.docx | 81.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования. Программа нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В связи с изменением учебного плана школы (предмет «Информатика» ранее не изучался), в программу внесены изменения. С целью выполнения курса информатики в начальной школе за счет часов из темы «Информация, человек и компьютер» (повторение в начале года) вводится тема из курса 2 класса «Документ. Способы создания документов». Также в ходе повторения курса за 2 класс, происходит изучение соответствующих тем.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д..
Место данного курса в учебном плане
В 2014-2015 учебном году начальное общее образование полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
В учебном плане на изучение информатики выделен 1 недельный час, 34 учебных недели. За год 34 часа. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева 3 класс. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала Предусматривается деление класса на группы 12-14 человек.
Примерное распределение часов по темам по курсу «Информатика»
Учебно-тематический план 3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Информация, человек и компьютер | 7 |
2 | Действия с информацией | 9 |
3 | Мир объектов | 10 |
4 | Компьютер, системы и сети | 8 |
Итого: | 34 |
Учебный предмет имеет большую практическую направленность. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ В рабочую программу включено 4 контрольные работы:
Контрольные работы
№ п/п | Тема контрольной работы |
1. | Информация, человек и компьютер |
2. | Действия с информацией |
3. | Мир объектов |
4. | Компьютер, системы и сети |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Требования к уровню подготовки учеников 3-го класса
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 3-го класса, качество обучения – не ниже 64%.
Учащиеся должны знать/понимать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные - это закодированная информация;
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ – это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит.
уметь:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Содержание курса информатики в 3 классе
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Информация, человек и компьютер. 7/1 |
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Знать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности. Уметь: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин. Контрольная работа «Человек и информация» | |
2 | Действия с информацией. 9/1 |
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде. Знать: что данные - это закодированная информация Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | |
3 | Мир объектов. 10/1 |
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах. Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера. Контрольная работа по теме «Мир объектов» | |
4 | Компьютер, системы и сети. 8/1 |
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит. Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети». |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- Повышение уровня качества начального образования;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы.
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
- Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
- Информатика: учебник для 3 класса, ч. 1
- Информатика: учебник для 3класса, ч. 2
- Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
- Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
- Информатика: контрольные работы для 3 класса
- Информатика: методическое пособие для 3 класса
- Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
- Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР «Фантазия» 2-4 классы
- ЭОР «Мир информатики» - 1-4 классы
ПРОГРАММА | УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ | ||||
НАЗВАНИЕ | АВТОР | КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ | НАЗВАНИЕ | АВТОР | КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ |
Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы | Н.В. Матвеева, Е.Н, Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова | Допущен Министерством образования Российской Федерации 2010 г. | Информатика. Учебник для третьего класса 1-2 часть | Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова | Допущен Министерством образования Российской Федерации 2013 г. 4 - издание |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ | ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА | ||||
1. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010г. 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. 3. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с. 4.Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика. Информатика. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / В.Б. Багирян, Т.А. Половникова, В.Г. Смелова. – М: БизнесМеридиан, 2011. – 256 стр. | 1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 143 2. Богомолова О.Б. Логические задачи – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 271 3.Занимательные задачи по информатике./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119 4. Обработка текстовой информации: Практикум / О.Б. Богомолова, А.В. Васильев – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 150 |
Календарно–тематическое планирование
«Информатика » 3 класс, 34 часа (1 час/нед.)
№ урока | Тема урока | Класс | Дата проведения | Планируемые результаты обучения | Возмож ные виды деятель ности учащихся | Информационные ресурсы | ||
план | факт | |||||||
Предметные | Метапредметные, личностные | |||||||
Раздел Глава 1. Информация, человек и компьютер – 7 часов | ||||||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 02.09. 03.09. 04.09. 05.09. | Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Знание требований к организации компьютерного рабочего места; органов чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа; видов информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) Умение отличать источник от приемника информации Умение приводить примеры источников и приемников информации Знание способов представления информации для реальных источников | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 1 | |
2 | Источники и приёмники информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 09.09. 10.09. 11.09. 12.09. | Умение приводить примеры различных носителей информации Умение различать носители информации Понимание необходимости носителей информации | Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. Коммуникативные: - умение работать в группе, - владение монологической и диалогической формами речи. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Источники и приемники информации» | |
3 | Носители информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 16.09. 17.09. 18.09. 19.09. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Носители информации» | |||
4 | Компьютер | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 23.09. 24.09. 25.09. 26.09. | Знание устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации Понимание, что компьютер работает с данными с помощью программ | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Устройства компьютера» | ||
5 | Документ и способы его создания | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 30.09. 01.10. 02.10. 03.10. | Владение понятием смысл текста, документ, файл Умение находить нужный документ, загружать текстовый редактор и печатать текст, работать с графическим и текстовым редактором Знание о способах создания графического документа | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 13 | ||
6 | Повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 07.10. 08.10. 09.10. 10.10. | Знание о способах создания графического документа Умение работать с графическим и текстовым редактором | Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | П. 1-4 повторение в среде Stratum | ||
7 | Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер» | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 14.10. 15.10. 16.10. 17.10. | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 6 - 7 | ||
Раздел Глава 2. Действия с информацией – 9 часов | ||||||||
8 | Получение информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д, е, л, м | 21.10. 22.10. 23.10. 24.10. | Приобретение первоначальных представлений о получении, передаче и хранении информации | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с текстовым редактором | |
9 | Представление информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 28.10. 29.10. 30.10. 31.10. | Приобретение первоначальных знаний о способах и формах представления информации | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Кодирование информации» | |
10 | Кодирование информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 11.11. 12.11. 13.11. 14.11. | Приобретение первоначальных знаний о способах преобразования и кодирования данных, кодирования информации | Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Кодирование и шифрование» | |
11 | Кодирование и шифрование данных | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 18.11. 19.11. 20.11. 21.11. | Умение самостоятельно кодировать и декодировать информацию с использование кодировочных таблиц | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. Умение работать в группе, Владение монологической и диалогической формами речи. Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из жизни. | |||
12 | Хранение информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м 3Д | 25.11. 26.11. 27.11. 28.11. | Умение объяснять, для чего человек хранит информацию; приводить примеры носителей информации Знание, что хранение информации – это одно из возможных действий с информацией, что компьютер может хранить информацию; о способах хранения информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК» | ||
13 | Обработка информации | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 02.12. 03.12. 04.12. 05.12. | Понимание, что обработка информации – это одно из возможных действий с информацией, что компьютер – это инструмент для обработки информации Умение объяснять смысл обработки информации Приобретение первоначальных знаний об обработке разных видов информации | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 12 | |
14 | Повторение по теме «Действия с информацией» | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 09.12. 10.12. 11.12. 12.12. | Умение находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах | Установление причинно-следственных связей; Самоконтроль. | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 11-12 | ||
15 | Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 16.12. 17.12. 18.12. 19.12. | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | ||||
16 | Работа над ошибками | 3 к, з 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 23.12. 24.12. 25.12. 26.12. | |||||
Глава 3. Мир объектов – 10 часов | ||||||||
17 | Объект и его имя | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 13.01. 14.01. 15.01. 16.10. | Приобретение первоначальных знаний о понятии «объект» Знание основных категорий объектов и их классификаций Знание основных видов имён объектов (общее, конкретное, собственное) | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 13 | |
18 | Свойства объекта | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 20.01. 21.01. 22.01. 23.10. | Приобретение первоначальных знаний об основных категориях свойств объекта и умение раскрывать их на примерах | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. Умение работать в группе, Владение монологической и диалогической формами речи. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Объект и его свойства» | |
19 | Функции объекта | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 27.01. 28.01. 29.01. 30.01. | Умение «читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта Знание о «действии объекта» как элементе характеристики поведения объекта Приобретение первоначальных знаний о составлении пошагового плана действий для достижения поставленной цели | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником (с. 29) | ||
20 | Функции объекта | 3к, 3а,в,ж 3и 3д,е,л,м | 03.02 04.02. 05.02 06.02 | Работа с файлом «Функции объекта 2» | ||||
21 | Отношения между объектами | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 10.02. 11.02. 12.02. 13.02. | Умение приводить примеры отношений между объектами | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Отношения между объектами» | ||
22 | Характеристика объекта | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 17.02. 18.02. 19.02. 20.02. | Приобретение первоначальных знаний об элементах, составляющих характеристику объекта Умение давать характеристику простым объектам | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. Умение работать в группе. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Характеристика объекта» | |
23 | Документ и данные об объекте | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 24.02. 25.02. 26.02. 27.02. | Знание основных видов документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка) Понимание смысла информации, отображённой в документе дающей право или подтверждающий факт чего - либо | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Электронный документ» | ||
24 | Повторение по теме «Мир объектов» | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 03.03. 04.03. 05.03. 06.03. | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 13-20 | |||
25 | Контрольная работа по теме «Мир объектов» | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 10.03. 11.03. 12.03. 13.03. | Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. | ||||
26 | Работа над ошибками | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 17.03. 18.03. 19.03. 20.03. | |||||
Глава 4. Компьютер, системы и сети – 8 часов | ||||||||
27 | Компьютер – это система | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 31.03. 01.04. 02.04. 03.04. | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе | Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Умение работать в группе, Владение монологической и диалогической формами речи. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Компьютер» | |
28 | Системные программы и операционная система | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 07.04. 08.04. 09.04. 10.04. | Приобретение первоначальных представлений о системных, инструментальных, прикладных программах | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком. Умение работать в группе, Владение монологической и диалогической формами речи. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Системные программы» | |
29 | Файловая система | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 14.04. 15.04. 16.04. 17.04. | Приобретение первоначальных представлений о понятии файл, о системе хранения файлов на носителях | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Файловая система» | ||
30 | Компьютерные сети | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 21.04. 22.04. 23.04. 24.04. | Приобретение первоначальных представлений о понятиях локальная сеть, сервер, браузер и их назначении | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Компьютерные сети» | ||
31 | Информацион ные системы | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 28.04. 29.04. 30.04. 24.04. | Приобретение первоначальных представлений об информационных системах Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета | Умение работать в группе, Владение монологической и диалогической формами речи. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Информационные системы» | |
32 | Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 05.05. 29.04. 30.04. 24.04. | Понимание и правильное использование терминологии Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Установление причинно-следственных связей. Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. | |||
33 | Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети» | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 12.05. 13.04. 14.04. 15.04. | |||||
34 | Работа над ошибками | 3 к, 3 а, в, ж 3 и 3 д,е,л,м | 19.05. 20.04. 21.04. 22. 05 | Работа в текстовом редакторе |
1 - чтение текста 6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради 7 – итоговое тестирование
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером) 8 – эвристическая беседа
4 – компьютерный практикум 9 – разбор домашнего задания
5 – работа со словарем 10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по учебнику Биболетовой (ФГОС)
Рабочая программа для 2 класса к учеюнику Биболетовой М.З., составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа для 2 класса по русскому языку ФГОС
Разработка рабочей программы. Включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование....
Рабочая программа Математика 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету математика 2 класс Школа 21 века по ФГОС...
Рабочая программа Технология 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету технология 2 класс Школа 21 века ФГОС...
Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру ФГОС с УУД
Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК Школа России содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД и контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний"....