Урок информатики в 5 классе по теме «Кодирование информации»
презентация к уроку по информатике на тему

Урок информатики в 5 классе является уроком открытия новых знаний. Содержание и структура урока соответствует технологии проблемно-диалогического обучения. Основной задачей урока является создание условий для развития активной мыслительной деятельности на всех этапах уроках. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование информации Разработала Саватеева Александра Васильевна ГБОУ СОШ №139 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Информационный канал Приёмник информации Источник информации Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

Слайд 3

СИГНАЛ В виде слова В виде сломанной веточки на дереве И другой условный знак световой В виде жеста В виде движения электрический тепловой звуковой Сигнал может быть

Слайд 4

Пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Слайд 5

Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Слайд 6

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Слайд 7

Г НЙСЁ ЛПЕПГ

Слайд 8

Ключевые слова Код Кодирование / декодирование

Слайд 9

Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это формирование представления информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. !

Слайд 10

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием . Кодирование Декодирование Декодирование информации Звуковой сигнал Электрический сигнал Звуковой сигнал !

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Множество кодов КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык 12 – число, записанное вавилонской клинописью Текстовая информация Числовая информация – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами

Слайд 13

Множество кодов

Слайд 14

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. Множество кодов

Слайд 15

В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите. Узнайте слово : 16 19 06 15 30 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 К Л М Н О П Р С Т У Ф 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Пример кода - 1 О СЕНЬ Проверка

Слайд 16

Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Закодированный текст: Б ХЙЩБ А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Б А Пример кода - 2 Исходный текст: А ФИША

Слайд 17

Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный.

Слайд 18

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц . Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? Числовое кодирование А Б В 254 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1

Слайд 19

Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире» Символьный способ кодирования информации – это кодирование с помощью специальных символов. Символьное кодирование АЗБУКА МОРЗЕ Азбука Морзе •--• --- -•• -• •• -- •• •-• ••- -•- ••- •--• --- •-•• ••- ---• •• •--• •-•- - -••-

Слайд 20

Домашнее задание Раб. тетр . № 79,80, На выбор задания до стр.63 Творческое задание – придумать свой код и зашифровать любимый школьный предмет

Слайд 21

В МИРЕ КОДОВ Г НЙСЁ ЛПЕПГ

Слайд 22

Самое главное Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется. Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.

Слайд 23

Зачем кодировать информацию Скрыть от других (шифр) Записать короче (аббревиатура) Для удобства передачи и обработки информации (знаки , смайлы ). СПб CD-RW

Слайд 24

Закодированное настроение Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Слайд 25

Спасибо!!!



Предварительный просмотр:

Урок информатики в 5 классе по ФГОС

Разработала Саватеева Александра Васильевна

ГБОУ СОШ №139 г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка и описание занятия

Раздел учебной программы, тема: Раздел «Информация вокруг нас»

Тема: «Кодирование информации»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Развитие умения кодировать и декодировать информацию, изучение многообразия окружающих человека кодов.

Задачи урока:

Обучающие: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов;

Развивающие: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

Воспитательные: воспитать уважение к товарищам через совместную работу, интерес к знаниям, добытым человеком; формировать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: Учащиеся определяют понятия кода и кодирования, понимают, с какой целью люди кодируют информацию, называют различные виды кодирования, используемые человеком в повседневной жизни. Учащиеся овладевают основными общеучебными умениями информационно-логического характера: кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. На уроке формируются основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль; умение осуществлять в коллективе совместную деятельность.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Формы контроля и оценки результатов урока: Устный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль

Учет специфики новых стандартов: Учет через технологию деятельностного типа, через предметные задания, через проблемный диалог, через технологию оценивания учебных успехов.

Необходимые предварительные знания и умения: Знания схемы передачи информации. Умения работы с интерактивной системой опроса, на ПК

Рефлексия учебной деятельности: После каждого этапа урока учащиеся оценивают уровень своей удовлетворенности уроком.

Творческие  задания: Придумать свой код и закодировать название любимого школьного предмета

Программно-техническое и дидактическое обеспечение:

        Оборудование:  проектор, интерактивная доска, компьютер, документ-камера, система интерактивного голосования, ноутбуки учеников.

        Дидактическое обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint, тест SMART Response, интерактивное задание из  «Библиотеки электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика», электронное приложение «Мир информатики».

        Дидактические материалы: технологические карты ученика для оценивания.

Список литературы, используемой для разработки занятия

  1. Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Информатика и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Электронный ресурс: Авторская мастерская Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  5. Физкультминутка  http://videouroki.net/view_post.php?id=108
  6. Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика»: интерактивное задание «Азбука Морзе»
  7. Электронное приложение «Мир информатики»: задания по декодированию информации.

Ход урока:

Слайд 1

Оргмомент. Объяснение по работе с  техкартами и самооценкой.

Тест Смарт

Повторим и проверим д/з при помощи интерактивной системы опроса. Приступаем к выполнению.

Оценивание   в техкартах учеников

Слайд 2

Учитель: «Ребята, давайте вспомним, как передается информация, и заполним схему»

Ответ: «Информация передается от источника информации к приемнику информации с помощью канала связи».

 Учитель: «Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

Слайд 3

Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения или другого условного знака

Слайд 4

 Для того чтобы произошла передача информации приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Побудьте приемником информации – расшифруйте сигналы.

Так, услышав сигнал будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. А если звонит телефон, человек понимает, что кому-то нужно с ним поговорить

Слайд 5

Услышав школьный звонок, все понимают, что начинается урок, звонок в дверь говорит о том, что кто-то пришел. Это всем известные сигналы.

Слайд 6

А если сигнал не известен?  (стук, жест показать) Как понимать те или иные сигналы?».

Ответ: «Необходимо договариваться, как понимать те или иные сигналы».

Учитель: «То есть требуется разработка кода». «Какая же тема нашего урока?»

Слайд 7

Ответ: «Кодирование информации».

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Как я сформулировала тему нашего урока?

На доске записано: Г  НЙСЁ ЛПЕПГ

Ученики затрудняются. Что же здесь написано? Пытаются дать ответ

Ученики:  Шифр какой-то. Абракадабра.

Учитель: Сегодня на уроке вы постараетесь расшифровать  эту надпись.  Она есть в ваших картах урока. Когда вы будете готовы назвать тему, поднимите руку.

Слайд 8

Учитель:  Ключевые слова нашего урока на слайде. Какова цель нашего урока?

Какие задачи мы перед собой поставим? ( Предлагает ребятам самим определить, что необходимо рассмотреть на уроке. При необходимости, поправляет учеников.)

Ученики:  Что такое код? Кодирование? С какой целью кодируют информацию? Какие виды кодов бывают? Самим научиться научиться кодировать/декодировать.

Оценивание в техкартах

Слайд 9

Учитель: «Как вы думаете, что такое код?»

Ответ: «Условные знаки для представления информации»

Учитель: «Как вы думаете, а что такое кодирование?»

Ответ: «Представление информации с помощью кода».

Учащиеся читают определения понятий кода и кодирования

Слайд 10

Учитель: «А что такое Декодирование?

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Звуки речи мы кодируем при помощи чего?

А числовую информацию?

Слайд 13

Приведите примеры.

Слайд 14

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых.

Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

Оценивание в техкартах

Слайд 15, 16

Примеры простых кодов

Слайд 17

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.

Слайд 18

Основные способы кодирования:

  1. графический (рисунки, значки) С помощью специальных рисунков или значков (Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса: Пляшущие человечки»)
  2. числовой (Хранение информации в памяти компьютера в виде двоичного кода)
  3. символьный. (Использование символов того же алфавита, что и в исходном тексте, либо посредством специальных символов
    (Шифр Цезаря, шифр Виженера, Азбука Морзе)

Слайд 19

  1. числовой (Хранение информации в памяти компьютера в виде двоичного кода)

Слайд 20 + анимация Морзе

символьный. (Использование символов того же алфавита, что и в исходном тексте, либо посредством специальных символов
(Шифр Цезаря, шифр Виженера, Азбука Морзе)

Закодируйте свое имя № 87 раб. Тетр. , на стр. 60 символьная таблица Азбуки Морзе. Проверка -документ-камера

Оценивание в техкартах

Слайд 21

Дом задание

ПК Мир информатики

15 мин

Выполняем работу в парах на ПК в программе «Мир информатики».  (Ученики договариваются друг с другом о том, в каком порядке выполнять задания. Отмечают в графе техкарты «Мой выбор» номера заданий).

Слайд 22

Итог урока

Кто расшифровал тему урока?

Учитель: Ну, ребята, какая кодировок, изученных сегодня, поможет нам разгадать тему урока?

Ученик: Шифр замены.

Учитель: Вперед, декодируем этот код

Ученик:  В мире кодов.

Учитель: Молодцы! Где еще вы встречали коды?  В своем дневнике видели?

Ученик: Да, оценки за урок!

Учитель: Декодируйте отметку 5, 4, 3.

Ученик: Отлично, хорошо…..

Учитель: Отметка 3-это удовлетворительно. Умницы!

Самое главное…

Слайд 23

Как вы думаете, зачем кодируют информацию? Вставьте пропущенные слова в карте урока.

Вернемся к задачам, которые мы ставили в начале урока. Выполнили мы их? Достигли цели урока?

Оценивание в техкартах

Слайд 23

Рефлексия

Поставьте себе итоговую оценку и выберите смайл который соответствует вашему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики 3 класс"Кодирование информации","Объект"

На практике дети,усваивая новый материал,обязательно обращаются к знаниям ,приобретённым ранее,органично вписывая новое... работать необходимо в самой презентации,не начиная показ,дети поочерёдно раб...

конспект урока по теме кодирование информации 3 класс

урко по теме кодирование информации с применением проблемного обучения, по учебнику Матвеевой...

Презентация по теме "Кодирование информации" 3 класс

Презентация по теме "Кодирование информации" 3 класс...

2 урок Информатика 3 класс Источники и приёмники информации

Презентация 2 урок вся аннотация в 1 уроке...

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Кодирование информации. Внимание." 2 класс (конспект)

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Кодирование информации. Внимание." 2 класс (конспект)...

Самостоятельная работа по теме "Кодирование информации" (2 класс)

Самостоятельная работа по теме "Кодирование информации" (2 класс)...

Конспект внеклассного занятия по информатике для 2 класса на тему "Кодирование информации"

Конспект внеклассного мероприятия разработан для учащихся 2 класса с учетом особенностей развития детей данного возраста. Материал представлен в виде игры и содержит в себе разноуровневые задания, нап...