Кружок "Волшебная мышка"
рабочая программа по информатике по теме
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Рассчитана на 2 года для детей 8 - 12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Волшебная мышка" | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную направленность.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т.п.
Особое место в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром прохождения программы является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности).
В программе используется разнообразие форм и методов, носящих преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Особое значение изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в начальной школе связано с наличием в содержании логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель программы: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи программы – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т.п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Формы занятий: программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Среди них: викторины, игры, конкурсы, дискуссии, проектная деятельность.
Реализация программы рассчитана на 2 года. В кружок привлекаются дети в возрасте 8 - 12 лет. Количество занимающихся в кружке – не более 18 человек. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Для занятий используется компьютерный класс (для практических занятий) и учебный кабинет (для изучения теории).
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки
В результате работы учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
3) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- одномерная и двумерная таблицы;
- круговая и столбчатая диаграммы;
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
6) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
7) ИКТ-квалификация:
- сканирование изображения;
- запись аудиовизуальной информации об объекте;
- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
- заполнение учебной базы данных;
- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ П/П | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
Правила игры. | 7 | 3 | 4 | |
Области. | 2 | 1 | 1 | |
Цепочка. | 5 | 2 | 3 | |
Мешок. | 3 | 2 | 1 | |
Основы логики высказываний. | 5 | 2 | 3 | |
Язык. | 3 | 1 | 2 | |
Математическое представление информации. | 1 | 1 | - | |
Решение практических задач. | 2 | - | 2 | |
Решение практических задач. ИКТ-квалификация. | 6 | - | 6 | |
ВСЕГО | 34 |
Второй год обучения
№ П/П | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
Цепочка. | 6 | 3 | 3 | |
Мешок. | 2 | 1 | 1 | |
Язык. | 1 | 1 | - | |
Основы теории алгоритмов. | 5 | 2 | 3 | |
Дерево. | 9 | 4 | 5 | |
Математическое представление информации. | 2 | 2 | - | |
Решение практических задач. | 7 | - | 7 | |
Решение практических задач. ИКТ-квалификация. | 2 | - | 2 | |
ВСЕГО | 34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2013.
- Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2013.
- Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Пособие для учащихся образоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
- Информатика. Рабочая тетрадь. 3 - 4 классы. Часть 2. Пособие для учащихся образоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2014.
- Информатика. 1-4 класс. Рабочие программы. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011.
- http://www/learning.9151394.ru
- http://school-informatica.ru
Дополнительная литература
- Методические пособия для учителя размещены на сайте www.int-edu.ru
- Компьютерная составляющая к курсу размещена в Единой коллекции ЦОР в рамках ИУМК "Информатика 1-4 - www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....
Урок технологии в 1 классе. Работа с пластилином. Мышка.
Презентация к уроку технологии в первом классе с поэтапным показом выполнения работы....
Интегрированный урок математики и труда 4 класс Тема. «Виды треугольников. Закрепление. Игрушка – оригами «Мышка»
Цели урока.Формировать представление о видах треугольников; работать над вычислительными навыками; закреплять умение решать задачи на движение; развивать логическое мышление; изготовить игрушку ...
Видеофильм "Городская мышка и деревенская"
Инсценировка сказки "Городская мышка и деровенская" в исполнении учащихся 2 класса.http://youtu.be/S9UxvLDnmig...
урок чтения Джанни Родари" Про мышку, которая ела кошек" программа " Начальная школа 21 век"
Презентация содержит речевую разминку, материал для работы над деформированным текстом, для работы над произведением...
Сказка про Деда, Внучку и Мышку-Полевку
Эту сказку мы с сыном придумали по заданию учителя в 3 классе для урока литературы. Такие творческие задания преподаватель дает часто и дети этому ничуть не удивляются. Рассказы их появляются быстро и...
Упражнения для домашнего чтения "Городская мышка и сельская мышка" 2кл. Spotlight
Упражнения для домашнего чтения "Городская мышка и сельская мышка" 2кл. Spotlightдля закрепления материала....