Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 281 г. Москвы
|
Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»
(информационно-коммуникативное направление)
для обучающихся 4 класса
|
2014 – 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цель и задачи программы | 5 |
4. | Особенности организации внеурочного занятия | 6 |
5. | Формы организации работы с детьми | 6 |
6. | Основные методы обучения | 6 |
7. | Ожидаемые результаты программы | 7 |
8. | Ожидаемые эффекты программы | 7 |
9. | Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы | 8 |
10. | Контроль и оценка планируемых результатов | 10 |
11. | Содержание Программы | 11 |
12. | Учебно – тематический план | 12 |
13. | Календарно - тематический план | 13 |
14. | Методическое обеспечение Программы | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Полное название программы | Программа «Волшебный мир компьютера.» |
Направление | Информационно-коммуникативное |
Автор программы | Пономарева Оксана Валерьевна |
Цель программы | Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) |
Задачи программы | овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией; развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности. |
Количество часов | 28 часов в год, 1 час в неделю. |
Срок реализации | 2014 - 2015 учебный год |
Участники реализации программы | Администрация школы, руководитель занятий внеурочной деятельности |
Место проведения | ГБОУ школа № 281 г. Москвы |
Целевая группа | Обучающиеся 4 класса |
Условия реализации программы | Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение; компьютеры по количеству детей в группе. |
Общее количество участников программы | 8 - 12 обучающихся |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
Программа рассчитана на 28 часов в 4 классе (занятия с октября, учитывая период адаптации) при 1 часе в неделю.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)
Задачи:
1. овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
3. освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.
5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ü Коллективная и индивидуальная работа;
ü Работа в парах;
ü Практическая работа за компьютером;
6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ü Беседа;
ü Игра: познавательная, развивающая;
ü Проектная работа;
ü Практическая работа;
ü Наглядный.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Компьютерная графика. Первые шаги.» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
- о работе на компьютере;
- о различных видах информации, в т. ч. графической, текстовой, звуковой;
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На II уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- иметь понятие о множестве;
- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь находить истинное и ложное суждение;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
· Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- контрольные задания.
· Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с компьютером. (2 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический редактор Paint. (3 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков. (5 часов)
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с компьютером: файлы и папки. (2 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание текстов. (8 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций. (5 часов)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Поиск информации. (1 час)
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
14. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ План
№ | Тема модуля | Количество часов |
1 | Знакомство с компьютером | 2 |
2 | Программа - графический редактор Paint. | 3 |
3 | Создание рисунков | 7 |
4 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | 2 |
5 | Создание текстов | 8 |
6 | Создание печатных публикаций | 5 |
7 | Поиск информации | 1 |
Итого | 28 |
15. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема модуля | Тема занятия | Количество часов |
1, 2 | Знакомство с компьютером | Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. | 2 |
3 | Программа - графический редактор Paint. | Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. | 1 |
4 | Использование графических примитивов. | 1 | |
5 | Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 1 | |
6 | Создание рисунков | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 |
7 | Заливка цветом. | 1 | |
8 | Вставка графического объекта. | 1 | |
9 | Создание рисунка на тему «Природа». | 1 | |
10, 11 | Создание рисунка на тему «Моя семья». | 2 | |
12 | Создание рисунка по выбору. | 1 | |
13, 14 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок). | 2 |
15 | Создание текстов | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | 1 |
16 | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | 1 | |
17 | Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. | 1 | |
18 | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | 1 | |
19 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | 1 | |
20, 21 | Создание печатного текста: поздравление с праздником. | 2 | |
22 | Вставка картинки в текст. | 1 | |
23 | Создание печатных публикаций | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. | 1 |
24, 25 | Открытка к празднику. | 2 | |
26, 27 | Печать текста с вставленным графическим объектом. | 2 | |
28 | Поиск информации | Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений. | 1 |
16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс
Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с ...
р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)
Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьников к актив...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"
Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников 3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....
Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир компьютера"
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...