Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх"
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (А.В. Горячев. Н.И.Суворова).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов ________ Кавылина Н.В. ФИО Протокол от «__ » _______2014г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Буянова Г.В. ФИО « »___________2014г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № от « » __________ 2014г. директор ________ Павлихина Н.Л. ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность младших школьников
« Информатика в играх и задачах»
3 класс
Степень обучения: начальная школа 3 класс.
Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.
Уровень базовый.
Срок реализации 2014-2015 учебный год.
Учитель: Кавылина Надежда Васильевна
с. Новообинцево
2014г.
I. Пояснительная записка
«ИНФОРМАТИКА в играх и задачах»
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (А.В. Горячев. Н.И.Суворова).
Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения курса в начальной школе:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Неразвитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Предмет «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий.
II. Общая характеристика учебного процесса
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Информатика в играх и задачах» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов. В 3 классе 34 часа в году, по 1 часу в неделю.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
VI. Содержание учебного предмета
3-й класс
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения урока | Корректировка | |
Раздел 1 «Алгоритмы» (8 ч) |
| |||||
1 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | 1 ч. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | 1н | 1н | |
2 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись | 1 ч. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | 2н | 2н | |
3 | Выполнение алгоритма. | 1 ч. | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | 3н | 3н | |
4 | Составление алгоритма | 1 ч. | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | 4н | 4н | |
5 | Поиск ошибок в алгоритме | 1 ч. | Находить и исправлять ошибки в алгоритмах | 5н | 5н | |
6 | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | 1 ч. | Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | 6н | 6н | |
7 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 ч. | контрольная работа | 7н | ||
8 | Повторение темы «Цикл в алгоритме» | 1 ч. | 8н | |||
Раздел 2 «Группы (классы) объектов» (8 ч) |
| |||||
9 | Общие названия и отдельные объекты. | 1 ч. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. | 9н | ||
10 | Разные объекты с общим названием. | 1 ч. | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). | 10н | ||
11 | Разные общие названия одного отдельного объекта | 1 ч. | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | 11н | ||
12 | Состав и действия объектов с одним общим названием. | 1 ч. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | 12н | ||
13 | Отличительные признаки. | 1 ч. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | 13н | ||
14 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | 1 ч. | Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | 14н | ||
15 | Имена объектов | 1 ч. | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | 15н | ||
16 | Контрольная работа по теме «Группы (классы) объектов» | 1 ч. | контрольная работа | 16н | ||
Раздел 3 «Логические рассуждения» (10 ч ) |
| |||||
17 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | 1 ч. | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. | 17н | ||
18-19 | Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. | 2 ч. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). | 18-19н | ||
20-21 | Графы и их табличное описание | 2 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 20-21н | ||
22 | Пути в графах | 1 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 22н | ||
23-24 | Деревья. | 2 ч. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 23-24 н | ||
25 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 ч. | контрольная работа | 25н | ||
26 | Повторение по теме «Логические рассуждения» | 1 ч. | 26н | |||
Раздел 4 «Применение моделей (схем) для решения задач» (8 ч ) |
| |||||
27 | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. | 1 ч. | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | 27н | ||
28 | Решение задач по аналогии | 1 ч. | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. | 28н | ||
29-30 | Решение задач на закономерности | 2 ч. | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. | 29-30н | ||
31-32 | Аналогичные закономерности | 2 ч. | Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. | 31-32н | ||
33 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 ч. | контрольная работа | 33н | ||
34 | Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач» | 1 ч. | 34н |
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал по курсу начальной школы (Информатика в играх и задачах: Шк. 1—3, 1—4/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К- И. Горина и др.) состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по одной на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной на четверть) и 8 контрольных работ (по два варианта на четверть).
Комплект № 1 рассчитан на 6-летних детей и изучается в I классе по программе 1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7-летних детей и изучается в I классе по программе I—3 и во II классе по программе 1 — 4. Материалы комплектов № 1 и № 2 предназначены для подготовки детей к предстоящим занятиям, развития у них логического мышления и сообразительности. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Начиная с комплекта № 3 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть, Таким образом, изучение материала происходит по спирали — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:
I четверть — алгоритмы;
II четверть — объекты;
- четверть—логические рассуждения;
- четверть — модели в информатике.
Комплект № 3 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—3 и в 3 классе по программе 1—4. Комплект № 4 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—3 и в 4 классе по программе 1—4.
Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта № 2, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начать преподавание по курсу сразу с комплекта № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с I класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче усваивают материал курса на следующем году обучения
Учебно –методическое обеспечение
- Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 1 класс.
- А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 2 класс.
- А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс.
- А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 4 класс.
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
проектор;
принтер;
сканер.
Программные средства:
полный пакт офисных приложений OpenOffice.org
Лист фиксирования изменений и дополнений к Рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись | Подпись зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Рабочая программа для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры на свежем воздухе"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры на свежем воздухе» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлем...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"
Программавнеурочнойдеятельности по физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры народовРоссии»разработана для внеурочных занятий суча...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Курс «Подвижные игры» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для дост...