Применение ИКТ в начальной школе.
статья по информатике на тему

Светлана Ивановна Данюкова

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt2_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данюкова Светлана Ивановна –

учитель начальных классов

МОУ Верхнехавской СОШ №1

с. Верхняя Хава

Применение ИКТ в начальной школе.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

 В практике работы учителя начальных классов возникла необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Именно информационные технологии позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

  • активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;
  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт - дисков и воспроизведён  на экране, в формате, видимом всеми учащимися;

Осуществление младшими школьниками учебной деятельности на разных предметах способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.

Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей;

 - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

 - углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Использование ИТК позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

 Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативную компетентность;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • качественно изменить контроль деятельности учащихся;
  • приобщение учащегося к достижениям информационного общества;
  • создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Я стала системно применять ИКТ в учебной деятельности с целью эффективного усвоения учебного материала, развития творческих способностей и расширения кругозора учащихся: наглядное представление материала (Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока: обычная иллюстрация, использование анимации).

 В работе использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах, и использую на уроках учебные и игровые программы.

Мультимедийные технологии могут быть использованы для объявления темы урока, при объяснении учителем нового материала,  для контроля знаний и т.д.

Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Ведь учитель, использующий в своей деятельности ИКТ, становится партнёром ребёнка в процессе обучения. Таким образом, грамотное использование ИКТ в учебном процессе начальной школы будет способствовать развитию у учащихся теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране.

Литература.

  1. Апатова Н. В Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Изд- во РАО, 1994.
  2. Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// festival.1september.ru.
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

     4. Информатизация общего среднего образования: Научно- методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

5. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение ИКТ в начальной школе"

В статье говорится о внедрении ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов....

Применение ИКТ в начальной школе

статья об особенностях применение ИКТ в начальной школе...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы.Привлекательность информационных технологий в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, дл...

Применение ЭОР в начальной школе

Статья по обмену опытом по применению ЭОР в начальной школе....

Применение ИКТ в начальной школе по ФГОС

Данная статья посвещена работе учителя в рамках ФГОС с примененим ИКТ....

Разработки уроков "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор", начальная школа.

Данные рекомендации представляют собой работу учителя по теме "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор". Здесь представлены методические рекомендации по решению задач с исполь...