Методические рекомендации к теме "Логика"
учебно-методический материал по информатике по теме
В методической рекомендации имеются следующие разделы:
1.1. В какую содержательную линию входит тема. 3
1.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы.. 3
2. Содержание темы (примерное тематическое планирование). 4
3. Планируемые результаты освоения содержания темы. 5
Приложение 1. План конспект урока. 10
Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме. 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryashova_e.n.docx | 57.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Экзаменационное портфолио
по дисциплине
«Теория и методика преподавания информатики»
на тему: «Элементы математической логики »
Выполнил: учитель информатики
МБОУ «Шолинская ООШ»
Красночетайского района
Кудряшова Елена Николаевна
Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологий
Гурьева Оксана Валериевна
Чебоксары
2013
Содержание:
1.1. В какую содержательную линию входит тема
1.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы
2. Содержание темы (примерное тематическое планирование)
3. Планируемые результаты освоения содержания темы.
4. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.
5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;
6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК
Приложение 1. План конспект урока
Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.
Тема «Элементы математической логики» входит в линию Математические основы информатики.
Формирование необходимых качеств современного человека, ключевых компетенций, а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.[1]
Изучение логики развивает:
- ясность и четкость мышления;
- способность предельно уточнять предмет мысли;
- внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях;
- умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, всегда понятен в изложении своих мыслей окружающим. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в дискуссии, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общелогических умений и навыков во всех учебных курсах.[2] Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.
Тема изучается в 9 классе по УМК «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л.
На изучение данной темы отводится 5 уроков ( с 8 по 12 уроков)
Порядок изучения темы:
- Высказывание. Логические операции.
- Построение таблиц истинности для логических выражений.
- Свойства логических операций.
- Решение логических задач.
- Логические элементы.
Основные цели данной темы:
- Организовать учебный процесс учащихся по изучению понятий:
- математическая логика;
- логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);
- обозначения и таблиц истинности логических операций;
- обозначения высказываний.
- способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;
- создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умение приводить примеры логических операций;
- способствовать развитию познавательного интереса.
Основное содержание: Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
В таблице №1 представлено примерное тематическое планирование.
Таблица №1. Примерное тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | ЗУН |
1. | Высказывание. Логические операции. | 1 | Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как объекте, об операциях над высказываниями |
2. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | Уметь составлять таблицу истинности для логического выражения |
3. | Свойства логических операций. | 1 | Знать о свойствах логических операций (законах алгебры логики) |
4. | Решение логических задач | 1 | Уметь составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами |
5. | Логические элементы | 1 | Знать о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах |
6. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. | 1 | Уметь записывать и преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ. |
Для основной школы по ГОС 2004
Учащиеся должны знать:
Что такое логические величины, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Для основной школы по ФГОС НОО и ООО.
Цели изучения информатики в основной школе
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результаты:
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;[3]
- Умения, характеризующие достижение результата: понимать смысл понятия «высказывание», логических операций «конъюнкция», «дизъюнкция», «инверсия»;
- выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания, записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;
- определять значение логического выражения;
- строить таблицы истинности для логического выражения;
- решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Выпускник научится:
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
- определять значение логического выражения;
- строить таблицы истинности;
Выпускник получит возможность:
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5кл.[Бином]
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 6 кл.[Бином]
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 кл.[Бином]
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 кл.[Бином]
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 кл.[Бином]
Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования:
Информатика и ИКТ
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 9 кл.[Бином]
Издательство: ООО Издательство «Бином. Лаборатория знаний» Каталог издательства: Ч1:Ч2:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.)
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ.
Основной акцент сделан на реализации общеобразовательного потенциала курса, на формировании фундаментальных представлений за счёт систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющегося у школьников опыта. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)[4]
5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;
Учебно-тематический план представлен в таблице № 2.
Таблица № 2. Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 6 | 3 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 2 | 2 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 3 | 6 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1 | 3 |
6 | Математические основы информатики | 13 | 10 | 3 |
7 | Основы алгоритмизации | 10 | 6 | 4 |
8 | Начала программирования | 10 | 2 | 8 |
9 | Моделирование и формализация | 9 | 6 | 3 |
10 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 2 | 6 |
11 | Обработка числовой информации | 6 | 2 | 4 |
12 | Коммуникационные технологии | 10 | 6 | 4 |
Резерв | 6 | 0 | 6 | |
Итого: | 105 | 50 | 55 |
Также в таблице № 3 описано тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Таблица №3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тема 6. Математические основы информатики (13часов) ( из них на логику отводится 5 чамов) | Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Аналитическая деятельность: анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК
- УМК Босова Л.Л.
Тема «Элементы математической логики» по УМК Босовой Л.Л. в пропедевтическом уровне не изучается и впервые вводится в 8 классе ( 5 часов) основной школы (по ФГОС),а в9 классе не прослеживается.
По ГОСу изучение этой темы начинается с 9 класса
- УМК Угринович Н.Д.
Тема «Элементы математической логики» по УМК Угриновича Н.Д. в пропедевтическом уровне не изучается.Основы логики водится с 10 класса, прослеживается и в 11 классе ( по 5 уроков)
- УМК Семакин И.Г.
Тема «Элементы математической логики» по УМК Семакин И.Г. в пропедевтическом уровне не изучается и впервые водится в 8 классе ( 2 часа). Прослеживается изучение темы в 9 (2 часа) и 11(1 час) классах.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. [Электронный ресурс].–Режим работы: http://www. metodist.lbz.ru/
- Преподавание основ логики в курсе информатики основной школа
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211504/ . – Загл. с экрана.
Приложение 1. План конспект урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Элементы математической логики
__________________________________________
(Тема урока)
ФИО: Кудряшова Елена Николаевна
Место работы: МБОУ «Шолинская ООШ» Красночетайского района Чувашской Республики
Должность: учитель информатики и ИКТ.
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс 9
Тема и номер урока в теме: Тема: «Математические основы информатики». Урок № 8. Высказывание. Логические операции.
Базовый учебник: УМК Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 9 класс.
Цель урока: Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность, глубокое усвоение основных понятий логики;
Задачи:
- Обучающие: Сформировать у учащихся понятия: формы мышления, логическое высказывание, логические величины, логические операции. Развивать навыки самостоятельной работы с информацией средствами ИКТ.
- Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, быстроты реакции, памяти, внимательности, познавательного интереса, и творческих способностей учащихся.
- Воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа
Необходимое техническое оборудование:
1.Компьютер;
2.Проектор;
3.Принтер;
4.Модем ASDL;
5.Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса;
6.Сканер;
7.Web-камера;
8.Локальная вычислительная сеть.
В таблице №1 представлены структура и ход урока.
Таблица №1. Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационное начало урока | Приветствует учеников; дает настрой на урок; проводит инструктаж по ТБ. Раздает заготовленные таблицы для самостоятельного заполнения и объясняет, когда они пригодятся. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | 2 | |
2. | Вхождение или погружение в тему | Предлагаю Вам сыграть в игру, которой мы, будучи школьниками, очень увлекались. Правило: ДА и НЕТ, не говорить. Учитель, в быстром темпе задает добровольцу вопросы (например: тебя зовут Вася?, тебе 16 лет?, ты учишься в 10 классе и т.д.). Обычно, после нескольких вопросов ученики произносят запрещенные слова: ДА или НЕТ. Вместе с учениками делает вывод: без этих слов бывает сложно однозначно судить о том, правдиво Ваше предположение или нет. Сегодня на уроке вы узнаете, какая наука пользуется только двумя константами: ИСТИНА и ЛОЖЬ, познакомитесь с основными понятиями этой науки и научитесь ими оперировать. А наука эта - ЛОГИКА | Принимают участие в игре сначала с учителем, затем в парах, на быстроту «выведения из строя». Анализируют итоги игры. Вместе с учителем делают вывод. Осознают цель урока. | 3 | |
3. | Освоение нового материала | ЭОР №1 ЭОР № 3 Основоположники логики ЭОР №5 Логические задачи ЭОР №4 Логические операции и таблицы истинности ЭОР № 6 Логические задачи | Предлагает учащимся поработать в малых группах (по 2 человека за компьютером). Группы формируются по интересам (как обычно ребята работают в парах и знают свои компьютеры). В течение 4-х минут Вам необходимо изучить содержание первых двух кадров ЦОР. Знакомит с интерфейсом проигрывателя. По истечение времени учитель задает ученикам вопросы: 1.Кто и когда создал алгебру логики; 2. Какие люди внесли вклад в развитие логики? 3.Что такое высказывание? Простое высказывание? 4. Далее учитель объясняет новый материал с использованием модуля (кадры: логические связки, конъюнкция, дизъюнкция, , отрицание). В качестве промежуточного контроля предлагает учащимся работу на тренажере, фиксирует работу учащихся, при необходимости поясняет или дополняет ответы. | Рассаживаются за компьютеры (включены заранее). Работают с ЭОР: первые 2 кадра: Введение и определение высказывания –самостоятельно изучают и выписывают в тетрадь фамилии людей, связанных с логикой и основные понятия: высказывание, простое высказывание. Отвечают на вопросы учителя. Разбирают задачу «Брадобрей» Слушают интерактивную лекцию, заполняют таблицы. Выполняют задания тренажера, докладывают результаты работы группы, слушают ответы одноклассников, анализируют, дополняют при необходимости. | 20 |
4. | Физкультпауза | Предлагает кому-то из учащихся провести физразминку для глаз. Показывает точечный массаж ушных раковин. | Проводят и выполняют упражнения физразминки. | 2 | |
5. | Первичное закрепление изученного материала | Предлагает учащимся запустить ЭОР. Зная способности учеников, выбирает для каждой группы задания (достаточный уровень № 1, 2, 5; средний уровень № 3, 4, 6; высокий уровень № 5, 6, 7, 8) Контролирует, корректирует, оказывает помощь при необходимости, оказывает моральную поддержку, организовывает проверку. За минуту до окончания выполнения заданий напоминает о времени | Анализируют полученную на уроке информацию и применяют ее для решения поставленных задач. Озвучивают свой выбор перед одноклассниками, комментируют при необходимости, участвуют в обсуждении работы других групп. Проводят самопроверку | 13 | |
6. | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, объясняет процедуру проведения. Наблюдает за ходом рефлексии, по расположению человечков делает вывод об успешности урока, о наличии учащихся, которым нужна дополнительная консультация | Анализируют урок, оценивают свою активность и результативность работы в группах. С помощью маркера рисует фигуру человечка на одной из ступенек «Лестницы успеха» на маркерной доске. | 3 | ||
7. | Объясняет учащимся домашнее задание | Записывают домашнее задание (можно разрешить ученикам сфотографировать его на мобильные телефоны) | 2 |
Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации[5] | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Проигрыватель для Ос Windovs | |||
2 | ЭОР К-типа | презентация | ||
3 | Основоположники логики | ЭОР И- типа | иллюстрация | |
4 | Основа логики. Логические операции и таблицы истинности | ЭОР К- типа | тест | |
5 | Логические задачи | ЭОР П- типа | иллюстрация | |
6 | Тренажер | ЭОР П- типа | презентация |
Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.
Тесты и контрольные работы по информатике | |
Онлайн-репетитор 2011-2012 по информатике | |
Тесты по логике | |
Онлайн - тест | |
Онлайн - тест | |
Викторина по логике | |
Тест на логику и интеллект | |
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Osnovy-logiki-693/Default.aspx | Онлайн - тест |
Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы | |
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/624/%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A%D0%90 | Философская энциклопедия «Все о логике» |
Википедия «Логика высказываний» | |
Сайт- портфолио учителя информатики |
Полезные ссылки по теме
1.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
2.http://dolbinaanna.narod.ru/Bool6.htm
3.http://chernykh.net/content/view/131/
4.http://metod-kopilka.ru/page-2-2-10-20.html
5.http://fp.edu.ru/asp/authors.asp?AuthorB=%C1%EE%F1%EE%E2%E0+%C0%2E%DE%2E
6.http://festival.1september.ru/articles/574481/
7.http://informatika.ucoz.ua/index/logicheskie_operacii/0-19
8.http://pedsovet.su/load/15-1-0-835
9.http://infolike.narod.ru/logic.html#top
11. http://moodle.edu.cap.ru/mod/url/view.php?id=1597
12.http://master-test.net/ru/quiz/testing/id/6161
13. http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98665392
[1]Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы [Электронный ресурс].–URL: http://festival.1september.ru/articles/211504/ (Дата обращения:18.10.2013).
[2] Преподавание основ логики в курсе информатики основной школы [Электронный ресурс].–URL: http://festival.1september.ru/articles/211504/ (Дата обращения:18.10.2013).
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа по информатике [Электронный ресурс].–URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421 (Дата обращения:18.10.2013).
[4] Умк «Информатика и ИКТ»для 8-9 классов. Босова Л.Л. [Электронный ресурс].–URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
[5] иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Презентация к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Презентация к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...