Программа внеклассной работы по информатике.
методическая разработка (информатика) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано
Директор школы Зам директора по ВР
_________________ __________________
Головченко Т.И. Ускова Л.М.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 9 – 11 лет, и состоит из 2 уровней. На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером. Второй год обучения носит пользовательский характер, т. е. дети учатся пользоваться стандартными программами.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Предлагаемый курс рассчитан на 70 часов. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.
Темы | Количество часов | ||||||||
Всего часов | Теория | Практика | |||||||
1 год обучения (35 часов) | |||||||||
Тема 1.Информация и информационные процессы (3 часа) | |||||||||
Понятие информации. Источник информации | 1 | 1 | |||||||
Виды информации | 1 | 1 | |||||||
Информационные процессы | 1 | 1 | |||||||
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (13 часов) | |||||||||
Техника безопасности в компьютерном классе | 1 | 1 | |||||||
Основные компоненты компьютера | 1 | 1 | |||||||
Задачи и использование компьютера | 1 | 1 | |||||||
Клавиатура. Процессор. | 2 | 1 | 1 | ||||||
Устройства ввода, вывода | 1 | 1 | |||||||
Программы | 1 | 1 | |||||||
Файл. Файловая система | 1 | 1 | |||||||
Единицы информации | 1 | 1 | |||||||
Практическая работа “Клавиатура” | 2 | 2 | |||||||
Клавиатурный тренажер | 2 | 2 | |||||||
Тема 3. Проводник (Мой компьютер), (6часов) | |||||||||
Запуск программы | 1 | 1 | |||||||
Создание новой папки. Копирование файлов | 2 | 1 | 1 | ||||||
Работа с файлами и папками | 1 | 1 | |||||||
Создание ярлыка | 1 | 1 | |||||||
Удаление ярлыка и папок | 1 | 1 | |||||||
Тема 4. Антивирусные программы. (4 часов) | |||||||||
Компьютерные вирусы | 1 | 1 | |||||||
Средства профилактики и лечения | 1 | 1 | |||||||
Возможности и использование программы Касперского. Запуск программы Касперский | 1 | 1 | |||||||
Поверка диска на вирусы | 1 | 1 | |||||||
Тема 5. Информационные и коммутационные технологии (9 часов) | |||||||||
Технология обработки графической информации | 1 | 1 | |||||||
Графический редактор Раint | 2 | 1 | 1 | ||||||
Создание и хранение изображений. | 2 | 1 | 1 | ||||||
Практическая работа “Создание рисунков”. | 2 | 2 | |||||||
Практическая работа “Печать изображений” | 1 | 1 | |||||||
Конкурс рисунков | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель курса: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.
1 год обучения (35часов)
Задачи:
- способствовать формированию начальных знаний и умений,
- способствовать обучению детей пользоваться компьютером в повседневной жизни.
Тема 1. Информация и информационные процессы Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы.
Требования к знаниям и умениям:
- понятие информации, источники информации;
- определять виды информации;
- приводить примеры информационных процессов.
Тема 2. Компьютер Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.
Требования к знаниям и умениям:
- понятие компьютера как информационной машины;
- знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
- приводить области применения компьютера;
- выбирать и загружать нужную программу.
Практическая работа. Клавиатурный тренажер.
Тема 3. Проводник (Мой компьютер)
Основные вопросы: роль программы Проводник, дополнительные средства, значки, панель управления, свойства. Файл, папка, ярлык.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь работать в программе Проводник;
- изменять вид структуры программы Проводник;
- получать информацию о параметрах папки.
Тема 4. Антивирусные программы
Основные вопросы: вирусы, типы вирусов, признаки появления вируса, классификация вирусов. Антивирусная программа, её вид и назначение, классификация антивирусов.
Требования к знаниям и умениям:
- определение термина «компьютерный вирус»;
- классификация компьютерных вирусов;
- пути заражения;
- способы профилактики и методы борьбы с ними;
- вид и назначение антивирусных программ;
- проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.
Практическая работа: проверка диска на присутствие в нем компьютерного вируса с помощью антивирусной программы.
Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии .
Основные вопросы:
Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.
Требования к знаниям и умениям:
- работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
- Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
- Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
- Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
- Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
- Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001. – 48 с.
- Макарова Н. В. Информатика, практикум по информационным технологиям, 7 – 9 класс //Питер. – 2005. – 288 с.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с.
- Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....
Программа внеклассной работы «Игра - путешествие»
«Дети должны жить в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский....
Открытое внеклассное мероприятие по информатике. "Путешествие в страну информатики" 3 класс
Путешествие в страну "Информатика" Цель: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике....
Сценарий внеклассного мероприятия по информатике для 3 класса "Путешествие в страну Информатики"
Развивающие задания по информатике....
Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...
«Внеклассное мероприятие по информатике «Турнир информатиков»».
мероприятие по информатике...
Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников
Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....