Конспект и презентация к уроку информатики "Граф. Построение графов"
методическая разработка по информатике (3 класс) по теме
Данный ресурс предназначен для использования в 3 классе. Раскрывает для учащихся понятие графа, формирует навыки его построения. Содержит интересные задания и упражнения по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafy.zip | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Базинская СОШ»
«Социокультурный центр»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет, класс. Информатика и ИКТ. 3 класс.
Тема «Граф. Построение графов.»
Программа «Школа 2100»
Учебник Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Уч. в 2-х частях, часть 2. -
- М., Баласс, 2006.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Выполнила:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Евстифеева Наталья Владимировна
Нижегородская обл.,
р.п. Бутурлино, 2009 г.
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.
Задачи:
- формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;
- развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;
- воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, учебник - тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев ), рисунки с изображением графов.
Структура урока.
- Оргмомент. – 1 мин. Мотивационная установка – 1 мин.
- Проверка домашнего задания. – 6 мин.
- Введение в тему урока. – 4 мин.
- Изучение новой темы. – 10 мин.
- Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов и материала учебника.
- Закрепление полученных знаний. – 18 мин.
- Работа в группах (первичное закрепление).
- Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
- Работа за компьютером. – 10 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия. – 2 мин.
- Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Ход урока.
- Организационный момент, мотивационная установка.
- Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)
2. Проверка домашнего задания.
1. П р о в е р к а з а да н и я 25, 26.
2. Самостоятельная работа по карточкам.
3. Введение в тему урока.
- Ребята, перед нами волшебная карта. Мы должны помочь сказочному герою пройти через волшебную страну, но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны. ( Один или несколько учеников по сигналу учителя рисует маркером путь на карте.)
Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово. (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово граф).
- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось?
- Ребята, какие объекты мы соединили?
-Что у нас получилось? (путь через страну)
- На что похожа наша карта? (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)
- Почему мы ни с чем не соединили горы? (туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом)
4. Изучение новой темы.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами ознакомимся с понятием «граф». Узнаем, что такое вершины и рёбра графа. Будем учиться составлять граф по описанию отношений между предметами и существами. (между объектами)
- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили – это ребра графа. Давайте еще раз на карте покажем всевозможные вершины графа, ребра графа. И сделаем вывод, что же такое граф, как можно сказать проще? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями.)
- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.
- Посмотрите на экран (слайд 3). Что напоминает вам маршрут движения поезда? (граф) Значит с понятием «граф» в нашей жизни мы встречаемся довольно часто.(слайд 4)
Работа над новым материалом.
- Откройте учебник на стр. 16. Прочитайте задание № 27. Сейчас мы будем учиться строить графы сами.
- Рассмотрите карту сладких стран ( на доске и в учебнике).
- Как называются страны?- Сколько стран? (4)- Сколько дорог на карте?
- Внизу вы видите рисунки . (На доску вывешиваются тоже). Это графы. У каждого графа есть точки, которые называются вершинами.
- Покажите на графах вершины. (Ученик у доски).
- У каждого графа есть линии, которые связывают вершины и называются рёбрами.
- Покажите рёбра на графе.
- Что обозначают буквы на графах? (Название стран).
- Какое задание мы должны выполнить?
- Сколько рёбер ( линий) должно быть у него?
- Рассмотрим каждый граф. Можем ли мы назвать правильным первый граф? Почему? Какие ошибки допущены в нем? (неправильный граф можно убирать с доски) (То же самое с другими графами) ( Правильные графы – 3 и 4, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер – дорогам, все вершины соединены верно)
- Что обозначают вершины графа дорог? А ребра?
- Можно ли определить сколько стран на карте, глядя на граф?
- Сколько дорог на карте?
- Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?
Физкультминутка.
5. Закрепление нового материала.
- Прочитайте задание.
- Начнем читать рассказ о зайчиках. ( 1-й граф)
- Назовите вершины этого графа? Что они обозначают? (зайчата)
Что обозначают рёбра? (дружеские отношения)
Читаем рассказ дальше.
Соедините вершины на 2-ом, 3-ем, 4-ом графе. ( Ученик работает на рисунке у доски). Сравниваем результат со слайдом. (Взаимопроверка в парах)
Задание по группам.
1) Дополните недостающие ребра графа (в родословном дереве).
2) Дополните недостающие ребра графа (цепи питания).
3) Соедините линиями точки графа по условию задачи (кто с кем дружит?)
Вася дружит с колей, Коля дружит с Петей, Петя дружит с Васей, Вася дружит с Олегом. У кого больше друзей?
Работа за компьютером.
Повторение темы «Множества» или «Работа на клавиатуре»
6. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, рёбра графа)
- Что могут обозначать вершины графа? (предметы, объекты)
- Что обозначают ребра? (связь, соединение, дорогу)
- На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры. (математика, окружающий мир)
7. Домашнее задание. Стр.17, задание 29.
Задание для капитанов команд: приведите сами примеры ситуаций или задачу, которую можно было бы изобразить с помощью графа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"
Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"
Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....
"Проценты". Конспект и презентация к уроку математики.
Конспект и презентация к уроку математики. "Проценты". 4 класс. Л.Г.Петерсон....
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....
конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...
Презентация к уроку "Домики, построенные природой!".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23791587","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...