Конспект и презентация к уроку информатики "Граф. Построение графов"
методическая разработка по информатике (3 класс) по теме

Евстифеева Наталья Владимировна

Данный ресурс предназначен для использования в 3 классе. Раскрывает для учащихся понятие графа, формирует навыки его построения. Содержит интересные задания и упражнения по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon grafy.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Базинская СОШ»

«Социокультурный центр»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет, класс.   Информатика и ИКТ. 3 класс.

Тема             «Граф.  Построение графов

Программа              «Школа 2100»

Учебник          Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Уч. в 2-х частях, часть 2. -

                          - М., Баласс, 2006.

Тип урока:       урок изучения нового материала.

                                         Выполнила:

                                            учитель начальных классов

                                          1 квалификационной категории

                                                Евстифеева Наталья Владимировна

 

Нижегородская обл.,

р.п. Бутурлино, 2009 г.

Цель урока: ознакомление  учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.

Задачи:

  1. формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;
  2. развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;
  3. воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и  индивидуальной работы,   учебник - тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев ),  рисунки с изображением графов.

     

Структура урока.

  1. Оргмомент. – 1 мин. Мотивационная установка – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания. – 6 мин.
  3. Введение в тему урока. – 4 мин.
  4. Изучение новой темы. – 10 мин.
  1. Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов и материала учебника.
  1. Закрепление полученных знаний. – 18 мин.
  1. Работа в группах (первичное закрепление).
  2. Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
  3. Работа за компьютером. – 10 мин.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 2 мин.
  2. Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивационная установка.

 - Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому  сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)

2. Проверка домашнего задания.

1. П р о в е р к а  з а да н и я  25, 26.

2. Самостоятельная работа по карточкам.

3. Введение в тему урока.

 - Ребята, перед нами волшебная карта. Мы должны помочь сказочному герою пройти через волшебную страну, но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны.  ( Один или несколько учеников по сигналу учителя рисует маркером путь на карте.)

        Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его.  Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово.  (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово  граф).

- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось?

- Ребята, какие объекты мы соединили?

-Что у нас получилось? (путь через страну)

- На что похожа наша карта?  (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)

- Почему мы ни с чем не соединили горы?  (туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом)

4. Изучение новой темы.

Сообщение темы урока.

 -  Сегодня мы с вами ознакомимся с понятием «граф». Узнаем, что такое вершины и рёбра графа. Будем учиться составлять граф по описанию отношений между предметами и существами. (между объектами)

- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили – это ребра графа. Давайте еще раз на карте покажем всевозможные вершины графа, ребра графа. И сделаем вывод, что же такое граф, как можно сказать проще? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями.)

- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.

- Посмотрите на экран (слайд 3). Что напоминает вам маршрут движения поезда? (граф) Значит с понятием «граф» в нашей жизни мы встречаемся довольно часто.(слайд 4)

Работа над новым материалом.

 -   Откройте учебник на стр. 16.  Прочитайте задание № 27. Сейчас мы будем учиться строить графы сами.

-   Рассмотрите карту сладких стран ( на доске и в учебнике).

-   Как  называются страны?-   Сколько стран? (4)-    Сколько дорог на карте?

- Внизу вы видите рисунки . (На доску вывешиваются тоже). Это графы. У каждого          графа есть точки, которые называются вершинами.

-    Покажите на графах вершины. (Ученик у доски).

-   У каждого графа есть линии, которые связывают вершины и называются рёбрами.

-    Покажите рёбра на графе.

-    Что обозначают буквы на графах? (Название стран).                        

-    Какое задание мы должны выполнить?

-    Сколько рёбер ( линий) должно быть у него?

-    Рассмотрим   каждый граф.   Можем ли мы назвать    правильным первый граф? Почему? Какие ошибки допущены в нем? (неправильный граф можно убирать с доски) (То же самое с другими графами) ( Правильные графы – 3 и 4, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер – дорогам, все вершины соединены верно) 

-  Что обозначают вершины графа дорог?  А ребра?

-   Можно ли определить сколько стран на карте, глядя на граф?

-   Сколько дорог на карте?

-   Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?

                                             Физкультминутка. 

5. Закрепление нового материала.
- Прочитайте задание.

- Начнем читать рассказ о зайчиках. ( 1-й граф)

- Назовите вершины этого графа? Что они обозначают? (зайчата)

 Что обозначают рёбра?  (дружеские отношения)

Читаем рассказ дальше.

Соедините вершины на 2-ом, 3-ем, 4-ом графе. ( Ученик работает на рисунке у доски). Сравниваем результат со слайдом.  (Взаимопроверка в парах)

Задание по группам.
1) Дополните недостающие ребра графа  (в родословном дереве).

2) Дополните недостающие ребра графа  (цепи питания).

3) Соедините линиями точки графа по условию задачи  (кто с кем дружит?)

Вася дружит с колей, Коля дружит с Петей, Петя дружит с Васей, Вася дружит с Олегом. У кого больше друзей?

  Работа за компьютером.

Повторение темы «Множества»  или «Работа на клавиатуре» 

6. Итог урока.  Рефлексия. 

-Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали?  (Граф, вершина графа, рёбра графа)     

- Что могут обозначать вершины графа?  (предметы, объекты)

- Что обозначают ребра?  (связь, соединение, дорогу)

-  На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры.   (математика, окружающий мир)

7. Домашнее задание.    Стр.17, задание 29.

Задание для капитанов команд: приведите сами примеры ситуаций или задачу, которую можно было бы изобразить с помощью графа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"

Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

"Проценты". Конспект и презентация к уроку математики.

Конспект  и презентация к уроку математики.  "Проценты". 4 класс. Л.Г.Петерсон....

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...

Презентация к уроку "Домики, построенные природой!".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23791587","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...