Развитие быстроты у младших школьников
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста является одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры. Именно в этом возрасте формируются базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_bystroty_u_mladshih_shkolnikov.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие быстроты у младших школьников.
Совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста является одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры. Именно в этом возрасте формируются базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.
Быстрота – это сложное многоструктурное качество, выражающееся в способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Существуют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. Элементарные формы включают в себя: а) быстроту двигательной реакции; б) быстроту одиночных движений (при малом внешнем сопротивлении); в) частоту (темп) движений.
Во многих двигательных действиях названные формы проявляются в комплексе.
Физиологическими предпосылками развития быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно-мышечного аппарата. Значительное число исследователей рассматривают данный возраст как период интенсивного развития скоростных способностей. Вместе с тем недостаточный уровень развития силы и выносливости ограничивает возможности детей к проявлению быстроты в упражнениях с перемещением всего тела в пространстве. Так скорость бега заметно повышается лишь к 10 годам.
Основная направленность развития рассматриваемого качества в младшем школьном возрасте должна заключаться в интенсивном развитии способности детей к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела. Поскольку подбор формы проявления быстроты неоднородны и либо связаны слабо. Подбор упражнений должен осуществляться с учетом преимущественной направленности: на развитие быстроты реакции, частоты движений, скорости одиночных перемещений. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях и более заметно выражен в двигательной деятельности детей с низким уровнем подготовленности. В связи с этим у детей младшего школьного возраста целесообразно развивать скоростные способности в конкретных двигательных действиях.
В качестве средств лучше всего использовать упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.
Наиболее полно проявляется быстрота при небольшой мышечной работе в мелких движениях (преимущественно рук), так как они не несут на себе веса тела. У детей движения рук достигают наибольшей быстроты в упражнениях с предметами (бросании, ловле, перекладывании и т.д.). Развитию частоты движений эффективно способствуют различные прыжки, движения ногами и руками и т. п. Упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися. Только в этом случае их внимание будет сосредоточено на стремлении выполнить упражнение быстрее.
Установлено, что наибольшая частота движений достигается, как правило, в первые 3 секунды. И держится на достаточно высоком уровне до 6 секунд. Поэтому продолжительность упражнений, посредством которых преимущественно развивается частота движений, должна ограничиваться этим временем.
Важнейшее средство развития быстроты – кратковременный бег. Длина дистанции подбирается с таким расчетом, чтобы время на ее преодоление не превышало 6 секунд.
Основной метод развития скоростных качеств – повторный. Интервалы отдыха между упражнениями должны, с одной стороны, быть настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться, а с другой – настолько короткими, чтобы возбудимость нервно-мышечного аппарата не успела существенно снизиться (не менее 2-3 мин.). Движения выполняются с предельным усилием, чтобы как можно быстрее добиваться максимальной скорости. Количество повторений – не более 4-6 раз. При этом следует помнить, что снижение скорости выполнения заданий в очередной попытке служит основанием для прекращения нагрузки указанной направленности.
Подвижные игры в младшем школьном возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Они характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, что позволяет более эффективно воздействовать на их развитие. Кроме того, присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей. При использовании хорошо освоенных подвижных игр с целью развития быстроты по-иному ставятся задачи. Например, в игре «Метко в цель» - не только метко поразить цель, но и быстро, т. е. при подведении итога подсчитывается число попаданий за определенный отрезок времени, или: при передаче мяча («Мяч соседу») учитывается не только правильность действия, но и быстрота и т. д.
Необходимо помнить, что упражнения для развития элементарных и комплексных форм проявления быстроты окажут больший эффект, если их выполнять на фоне оптимально «свежего» состояния центральной нервной системы. Поэтому их надо планировать во вводной или в начале основной части урока. Выполнение указанных упражнений в конце урока малоэффективно.
Приводим примерные упражнения для развития быстроты.
1 класс. Упражнения с большим мячом.
1. Быстрая передача, перекатывание мяча по кругу (в шеренге, колонне) вправо, влево, над головой.
2. Перекатывание мяча от шеренги к шеренге, расположенной одна от другой на расстоянии 3 – 4 м.
3. Подбрасывание мяча вверх.
4. Удары мячом о пол так, чтобы он отскочил как можно выше.
5. Быстрое перебрасывание мяча друг другу на расстояние 2-3 м в течение 10 секунд.
6. Перебрасывание мяча через сетку, натянутую на высоте 1,5 м и на расстоянии 1,5-2 м.
Упражнения с малым мячом. 1. Удары мячом о пол так, чтобы он отскочил как можно выше.
2. Броски мяча в стенку одной рукой на дальность отскока.
Метания.
1. Метание мяча на дальность.
2. Метание мяча в цель с расстояния до 8 м.
Ходьба и бег. 1. Бег на месте в быстром темпе.
2. Бег по разметкам в быстром темпе.
3. Быстрый бег (парами, группами) на расстоянии 30 м.
4. Челночный бег 2Х10 м.
5. Бег из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
6. Ходьба в колонне по одному меняя направления по сигналу.
7. Бег с изменением направления по сигналу.
8. Бег с изменением темпа в чередовании с ходьбой по сигналу.
9. Эстафета с этапами 15-20 м.
Прыжки.
1. Прыжки на месте на обеих ногах в быстром темпе.
2. Прыжки через короткую скакалку в быстром темпе.
3. Пробегание под крутящейся скакалкой.
4. Прыжки под крутящейся скакалкой с вбеганием под нее и выбеганием.
Подвижные игры: «Быстро по местам», «Мяч соседу», «Салки», «Кто дальше бросит», «Воробышки», «К своим флажкам», «Метко в цель» и т. д.
Уровень развития скоростных качеств целесообразно оценивать по результатам в беге на 30 м. Хорошие показатели: 1 класс – 6,5 секунд, 2 класс – 6,0 и 3 класс – 5,8 секунд.
Определенную информацию об уровне развития рассматриваемого качества несут показатели в беге на месте с максимальной скоростью (амплитуда движения будет 800) – 16 счетов (подсчет шагов по одной ноге). Учащиеся 1 класса должны выполнить задание за 10,7 секунд, 2 класса – 10,4 и 3 класса – 10,2 секунд.
Уровень развития быстрых локальных (мелких) движений можно оценить по результатам такого теста: и. п. – о. с., руки через стороны вверх, хлопок над головой, обратным движением хлопок о бедра. Фиксируется время выполнения 10 движений. Хорошие показатели для 1 класса – 0,8 секунд, для 2 класса – 7,5 и 3 класса – 7, 0 секунд.
Изменяя количество повторений упражнений, интенсивность выполнения, вес предметов, время отдыха между повторными попытками, можно изменять их воздействие на различные физические качества. Так, упражнение в перебрасывании мяча друг другу на расстоянии 2-3 м предусмотрено программой с целью обучения детей правильному выполнению бросков и ловли мяча. Но если на этапе совершенствования рекомендовать это же упражнение с дополнительными движениями (усложнение), оно окажет преимущественное воздействие на развитие ловкости. Увеличение веса мяча (до 1 кг)придает этому же упражнению силовую направленность. Если же давать установку выполнить как можно больше бросков в течение 8-10 секунд, упражнение приобретает скоростной характер. При выполнении бросков в течение относительно длительного времени без перерыва упражнение содействует развитию выносливости.
Целый ряд упражнений, выделенных нами для развития преимущественно какого-то одного физического качества, одновременно оказывает положительное воздействие на развитие ряда других качеств. Например, все прыжковые упражнения, рекомендованные для развития силовых качеств, одновременно будут способствовать и развитию скоростных, скоростно-силовых способностей.
С целью развития выносливости можно использовать любые длительно выполняемые упражнения, результативность которых обеспечивается прежде всего деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это продолжительный бег, ходьба на лыжах в умеренном темпе, прыжки на месте и передача мячей в течение длительного времени и т. д.
Лучшим средством для развития всех физических качеств у детей младшего школьного возраста являются подвижные игры. Это связано с тем, что содержание игр составляют разнообразные двигательные действия, выполняемые детьми с различной интенсивностью и в разных сочетаниях. Поэтому надо шире использовать игры не только в педагогических целях, но и для целенаправленного развития как преимущественно определенного двигательного качества, так и комплексного развития качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В. учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НА...
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития
"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" - обобщения опыта...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...