Способы формирования теоретических знаний по физической культуре у школьников
материал по физкультуре

Токанина Ольга Николаевна

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, логически мыслить. Это является основой функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_25.10.docx960.68 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования теоретических знаний по физической культуре у школьников

Всё педагогическое сообщество с 01 сентября перешло на обновленные Стандарты образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает Единые требования  к результатам освоения образовательной программы по дисциплине «физическая культура». Работая в конструкторе рабочих программ особо бросается в глаза раздел «Знания о физической культуре». В каждом классе на теоретические аспекты выделяется от 7 до 9 часов. Олимпиадные задания, так же свидетельствуют тому, что теории в физической культуре теперь уделяется особое место.  

Наблюдения и собственный опыт показывает, что для педагогов физической культуры, главная цель занятий является формирование двигательной активности, физических качеств, сохранение и укрепления здоровья детей. Область знаний по предмету развита не в полном объеме.

Одной из первоочередных задач, которая сегодня стоит перед специалистами физического воспитания, является активный поиск путей, повышения уровня знаний детей по физической культуре.

На уроках физической культуры практически нет условий и  времени для усвоения теоретических знаний, нет испытанных учебников, пособий, учитывающих интересы, возрастные особенности детей разных возрастных групп. Учебники по физкультуре достаточно однообразные и не поддерживают устойчивый интерес мотивацию к изучению теоретических аспектов.

При этом обновленные стандарты акцентируют внимание на развитии у детей функциональной грамотности  и включение заданий на развитие смыслового чтения. При этом не предлагая конкретные методички с разработанными заданиями по физкультуре.

Потратив достаточно большое количество времени в сети интернет, у меня получилось собрать несколько методичек с заданиями для освоения теории физической культуры.

Эти методички я представляю вашему вниманию.

И хочу показать и рассказать, какими зданиями можно развивать у детей функциональную грамотность на урока физкультуры и развивать у детей смысловое чтение.

        Для этого  можно предложить следующие задания:

3 слайд

Развитие функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Развитие функциональной грамотности

Аня решила заниматься видом спортом, изображенным на картинке. Изучите изображение и ответьте на вопросы:

 -каким видом спорта решила заниматься Аня?

 -какие медицинские противопоказания могут быть к данному спорту?

 -почему данным видом спорта нужно начинать заниматься с раннего возраста?

Гимнастика Изображения – скачать бесплатно на Freepik

4 слайд

Учащиеся демонстрируют понимание естественнонаучных понятий, вспоминают и применяют соответствующие знания.

Вопрос: При лёгкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 ударов в минуту, во время средней 130-150 уд/мин, при высокой 160-190 уд/мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?

1) Бег

2) Ходьба

3) Прогулка на велосипеде

Вопрос:

• Подсчитайте  пульс, число ударов за 10 секунд.  Насколько нужно

умножить, чтобы получить частоту пульса за 1 минуту? Запишите свой ответ.

• на 8

• на 10

• на 13

• на 6

5 слайд

 «Не достающий фрагмент»

Ученику выдается схема поэтапного выполнения кувырка вперед, но в схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать.  

или расставь по порядку

или исправь ошибку.

«Не достающий фрагмент»

https://ru-static.z-dn.net/files/d65/13461f3fac78a583c27c9d4c23fc6b6d.png

6 слайд

Работа с текстом

Карточка №2. Тема: Осанка

  1. Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

 Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

Укажи , у кого из ребят правильная осанка?

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\физкультура\Новая папка (2)\IMG5_0008_NEW.jpg

  1. Какие причины нарушения осанки ты знаешь? Назови их. (Если не сможешь сам, то тебе могут подсказать картинки)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 слайд

        Предлагается текст с и пропущенными словами. Надо прочитать и дописать недостающие слова. Использование приема «Письмо с дырками» работа с деформированным текстом.

 «Пропущенное слово», 

Карточка№5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 1)

  1. Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Вставь пропущенные слова. Подготовься пересказать ее своим одноклассникам

Баскетбол -(Оm  англ.    -корзuна,    - мяч.) История  появления  этой  игры весьма забавна:  дело было  так. Зимой  1891 г. в CШA  студентам  колледжа,  вынужденным  выполнять бесконечные  гимнастические  __________, считавшиеся  в то время едвали не единственным  средством  приобщения  молодежи к ___________,  было  очень  скучно  на_______________  физического  воспитания. Однообразию таких занятий необходимо   было положить конец,  надо  было  придумать что-то  новое, чтобы разнообразить  занятия.  Выход  нашел преподаватель Джеймс Нейсмит.  21 декабря  1891 г. он привязал две  _____________из-под  персиков  к перилам балкона   спортивного ___________и, разделив   18 студентов  на две  ____________, предложил им игру, смысл  которой сводился  к тому, чтобы ____________большее количество  мячей в корзину  ___________.  Такая коллективная  игра  понравилась   студентам.  Постепенно правила игры  понемноry  менялись,  она становилась  более динамичной,  и теперь  она является  одной  из самых____________  в мире.

Слова: Упражнения,  спорту, занятиях, корзины, зала,  команды, забросить, соперников, популярных

8 слайд

Работа с текстом или рисунком.

1.Какие спортсмены-звери занимаются спортом? Распределите правильно спортсменов в таблице соответственно виду спорта. (Спортсмены-звери: поросенок и кот; страус, тигр и лошадь; заяц; слон; обезьяна; собака ; ёж, мышь и лягушка.

Вид спорта:

Спортсмены:

1

Лёгкая атлетика, бег на разные дистанции

 

2

Лёгкая атлетика, прыжки в высоту с шестом

 

3

Лёгкая атлетика, толкание ядра

 

4

Велоспорт

 

5

Фехтование

 

6

Конный спорт

 

7

Спортивная гимнастика

 

 

2.Ответьте на вопросы по рисунку:

Вопрос:

Ответ:

1.

Кто стоит на пьедестале почёта в ожидании награды?

 

2.

Кем являются на картинке гусь и енот?

 

3.

Кем являются три поросёнка на картинке?

 

4.

Что держит мышка в платье?

 

5.

Какой девиз Олимпийских игр?

 

6.

Кто несёт цветы победителям?

 

7.

Сколько всего спортсменов на рисунке?

 

9 слайд

Ситуационные задачи.

Всем известно, что в каждой спортивной игре есть свои правила, четко определяющие состав участников, размеры и разметку площадки, а также порядок начисления очков.  

Внимательно прочитай ситуационные задачи. Реши их и обоснуй свое решение.

  1. На уроке физической культуры команды «Стратеги» и «Быстрики» играли в пионербол. При подаче мяча игроком команды «Стратеги» мяч коснулся сетки, перелетел через нее и упал на игровое поле команды «Быстрики». Какой команде в такой ситуации засчитывается очко? Почему?
  2. На общешкольном турнире по футболу итоговый матч команд «Быстрики» и «Стратеги» закончился с ничейным счетом, дополнительное время истекло. Каким образом судья может предложить выявить победителя турнира?  
  3. Во время игры в баскетбол игрок команды «Стратеги» забросил мяч в корзину команды-соперницы из-под щита. Сколько очков засчитают команде «Стратеги» за такой бросок?

10 слайд

Вперед на помощь!  

Большинство спортивных игр достаточно травмоопасны, и поэтому очень важно уметь оказывать первую медицинскую помощь в случае необходимости.

Внимательно прочитай фрагменты описаний оказания первой помощи. Вставь в описания вместо букв подходящие по смыслу слова, сопоставь описания с картинками.

Приложи (А) к месту (В). Наложи тугую (С). Обеспечь

покой.

Промой (А) под несильной струей прохладной (В), чтобы

удалить всю грязь, обработай (С). Наложи чистую (D).

Усади пострадавшего, наклони его (А) вперед и зажми его (B) на 5 минут. Пострадавший в это время должен дышать (C).

1

2

3

 

 

 

A

B

C

11 слайд

ЛИБЕРО- Либеро (итал. libero «свободный») в волейболе — специальный игрок в составе команды, выполняющий только защитные функции.

Путь к победе

Внимательно рассмотри картинку   и прочитай предложения. Если предложение истинное, то выбирай направление

если ложное ۔ ۔ ۔ ›. Двигайся по стрелкам и собери буквы. Из полученных букв составь слово, которое используется в одном из популярных  видов спорта – футболе. В бланке ответов напиши полученное слово  и объясни, что оно обозначает.

12 слайд

Ответ: Греция. Ядро. Обруч. Чемпионат. Теннис. Старт.

Головоломки

Чайнворд.

Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

1.Страна – основатель Олимпийских игр в древности.

2.Спортивный снаряд в легкой атлетике.

3.Спортивный снаряд в гимнастике.

4.Большое спортивное соревнование.

5.Олимпийский вид спорта..

6.Место, с которого начинается бег спортсмена.

 

1

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

6

 

 

 

 

13 слайд

Спортивные герои 

Фамилии и имена спортсменов – многократных Олимпийских чемпионов зашифрованы. Расшифруй их и запиши в бланки ответов. Для каждого спортсмена укажи страну, за которую он выступал, и вид спорта.

1.   

2.   

3.  

Кенени́са Беке́ле Один из сильнейших стайеров в истории лёгкой атлетики, который добился мировых успехов в кроссе, беге на стадионе и по шоссе. из Эфиопии

Усэ́йн  Болт[ ямайский легкоатлет, специализировался в беге на короткие дистанции, восьмикратный[8] олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира. За время выступлений установил восемь мировых рекордов. 

Карл Льюис – спринтер и прыгун в длину. Три раза подряд (с 1982 по 1984) признавался одним из лучших легкоатлетов планеты. Семь раз становился автором лучшего результата сезона в прыжках в длину и трижды – в забегах на дистанции 200 метров.

14 слайд

Спасибо за внимание!

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, логически мыслить. Это является основой функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Теоретическая олимпиада по физической культуре посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014.

Теоретическая олимпиада по физической культуре посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014. Цель:  развитие и популяризация Олимпийского движения.Задачи:- стимулирование позна...

Теоретический урок по физической культуре «Съедобное - несъедобное». Для учащихся 1-х классов.

дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у школьников представление об основных принцип...

Теоретические знания по физической культуре в форме тестирования.

Для чего надо изучать теорию физической культуры на уроках?  Во-первых,  чтобы школьники не бездумно выполняли различные физические упражнения и задания учителя, а осмысливали свои действия,...

Теоретические знания по Физической культуре в начальной школе

Теоретические знания  по Физической культуре...

Теоретическая подготовка по физической культуре при помощи ФГОС

Теоретическая подготовка по физической культуре при помощи ФГОС...