Адаптированная рабочая программа 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 класса с растройством аутического спектра ( вариант 8.3.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_1_klass_8.3.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура»
для 1 класса
на 2023-2024 учебный год
адаптированная для обучающегося РАС вариант 8.3
Составитель: Лемайкина Т.В.
учитель физической культуры МОУ «СОШ № 22»
Саранск 2023
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». - Закон Республики Мордовия от 08.08.2013 № 53-З «Об образовании
в Республике Мордовия». - Федеральный государственный образовательный стандарт
- основного общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
- общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
- науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС-2010)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
- общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС 2012).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11. 2022 №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». - Приказ Министерства просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» - Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Физическое воспитание и развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) представляет довольно большую сложность для педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь может совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи. Имеют место нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.
Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации в учебный план для учащихся данной категории на I этапе обучения вводится курс «Физическая культура».
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Для решения поставленных задач у обучающихся данной категории необходим дифференцированный подход к построению АООП, который предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Планируемые результаты
Предметные результаты АООП по физической культуре включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по физической культуре определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
- выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры;
- владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- принимают активное участие в подвижных играх и эстафетах со сверстниками;
- узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности и уметь их применять в практической деятельности;
- соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Личностные результаты включают овладение обучающимися начальными навыками адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья, социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура».
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для 1 класса (вариант 8.3) – 2 часа в неделю - 66 часов в год. Данная рабочая программа скорректирована на 50 часов, в связи с тем, что ребенок начал свое обучение со второй четверти.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
- выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
- выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
- самостоятельное выполнение упражнений;
- занятия в тренирующем режиме;
- развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.
Содержание программы
Легкая атлетика – сюда входит в различном темпе, ходьба.
Гимнастика – упражнения на месте и в движении, дыхательные упражнения.
Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, комплексы упражнений с большими и малыми мячами.
Упражнения с разными предметами, прыжки.
Игры на внимание – сюда входят игры с бросанием и ловлей, метанием, игры с прыжками, коррекционные игры, игры с элементами общеразвивающих упражнений.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Названия ходьбы.
Названия игр, правила безопасности при игре.
Названия упражнений, снарядов, инвентаря.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять команды «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «На месте стой! »..
Выполнять различные виды ходьбы.
Выполнять броски большого мяча из-за головы.
Выполнять упражнения с предметами и без предметов различные элементы ходьбы.
Играть, ловить и бросать мяч.
Требования к проведению занятий
В процессе занятий беседы с обучающимся об основах анатомии, гигиены, о закаливании, о правильной осанке, об основных физических качествах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1 | Техника безопасности и правила поведения на уроках. | 15.11 | |
2 | Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. | 16.11 | |
3 | Ходьба в чередовании с бегом. | 22.11 | |
4 | Правила поведения на уроках гимнастики. | 23.11 | |
5 | Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. | 29.11 | |
6 | Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. | 30.11 | |
7 | Дыхательные упражнения. | 06.12 | |
8 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 07.12 | |
9 | Комплекс корригирующих упражнений. | 13.12 | |
10 | Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой. | 14.12 | |
11 | Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем. | 20.12 | |
12 | Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом. | 21.12 | |
13 | Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом. | 27.12 | |
14 | Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. | 28.12 | |
15 | Перекаты в положении лежа в разные стороны. | 10.01 | |
16 | Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке. | 11.01 | |
17 | Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. | 17.01 | |
18 | Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. | 18.01 | |
19 | Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). | 24.01 | |
20 | Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. | 25.01 | |
21 | Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. | 31.01 | |
22 | Кружение на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки. | 01.02 | |
23 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. | 7.02 | |
24 | Бросание мяча, ловля мяча | 08.02 | |
25 | Метание малого мяча в цель | 14.02 | |
26 | Прокатывание мяча двумя руками друг другу | 15.02 | |
27 | Ходьба. Выполнение команд: «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «На месте стой!». | 28.02 | |
28 | Ходьба с высоким подниманием бедра. | 29.02 | |
29 | Ходьба с различным положением рук. | 06.03 | |
30 | Ходьба с изменением направления | 07.03 | |
31 | Упражнения без предметов. | 13.03 | |
32 | Ходьба с различным положением рук. | 14.03 | |
33 | Ходьба с изменением направления | 20.03 | |
34 | Упражнения без предметов. | 21.03 | |
35 | Развитие ловкости | 03.04 | |
36 | Развитие координации | 04.04 | |
37 | Упражнения в перешагивании и перепрыгивании различных предметов | 10.04 | |
38 | Ходьба и бег с переступанием через препятствие. | 11.04 | |
39 | Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. | 17.04 | |
40 | Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 18.04 | |
41 | Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, направо, влево. | 24.04 | |
42 | Прыжки с ноги на ногу на отрезках 10 м. | 25.04 | |
43 | Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. | 02.05 | |
44 | Выполнения общеразвивающих упражнений. Броски и ловля мяча. | 08.05 | |
45 | Произвольное метание мяча. Упражнения на формирование осанки. | 15.05 | |
46 | Ходьба в чередовании с бегом. Игры на внимание. | 16.05 | |
47 | Метание с места малого мяча вдаль. | 22.05 | |
48 | Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. | 23.05 | |
49 | Бег в медленном и быстром темпе. Прыжки через короткую скакалку. | 29.05 | |
50 | Ходьба и бег с переступанием через препятствие. | 30.05 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение учебного предмета «Физическая культура» включает:
печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта, спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений;
дидактический раздаточный материал: карточки по физкультурной грамоте;
информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие материалы, программы;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по Олимпийскому, Паралимпийскому образованию; спортивным праздникам, национальным спортивным играм;
учебно-практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование; спортивные тренажеры;
модули: набивные мячи, гантели; гимнастическое оборудование; скакалки, обручи, ленты; баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...