Адаптированная рабочая программа 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Лемайкина Татьяна Викторовна

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 класса с растройством аутического спектра ( вариант 8.3.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_1_klass_8.3.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Адаптивная физическая культура»

для  1 класса

на 2023-2024 учебный год

адаптированная для обучающегося РАС вариант 8.3

Составитель: Лемайкина Т.В.

учитель физической культуры МОУ «СОШ № 22»

                                          Саранск 2023

Рабочая программа по физической культуре  для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
    Российской Федерации».
  • Закон Республики Мордовия от 08.08.2013 № 53-З «Об образовании
    в Республике Мордовия».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • основного общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного
  • общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
  • науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС-2010)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
  • общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС 2012).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11. 2022 №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
    утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
    деятельности основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об
    утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О
    внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача
    Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Физическая культура  является составной частью образовательного процесса обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Физическое воспитание и развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) представляет довольно большую сложность для педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь может совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи.  Имеют место нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.

Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации в учебный план для учащихся данной категории на I этапе обучения вводится курс «Физическая культура».

Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

― коррекция нарушений физического развития;

― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;

― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

― формирование познавательных интересов, сообщение доступных  теоретических сведений по физической культуре;

― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

― обогащение чувственного опыта;

― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Для решения поставленных задач у обучающихся данной категории необходим дифференцированный подход к построению АООП, который предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Планируемые результаты

Предметные результаты АООП по физической культуре включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по физической культуре определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
  • знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
  • выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
  • принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
  • взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
  • знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

  • практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры;
  • владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
  • выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
  • принимают активное участие  в подвижных играх и эстафетах со сверстниками;
  • узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности и уметь их применять в практической деятельности;
  • соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Личностные результаты  включают овладение обучающимися начальными навыками адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья, социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура».

Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для 1 класса (вариант 8.3) – 2 часа в неделю -  66 часов в год. Данная рабочая программа скорректирована на 50 часов, в связи с тем, что ребенок начал свое обучение со второй четверти.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
  • самостоятельное выполнение упражнений;
  • занятия в тренирующем режиме;
  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.

Содержание программы

Легкая атлетика – сюда входит в различном темпе, ходьба.

Гимнастика – упражнения на месте и в движении, дыхательные упражнения.

Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, комплексы упражнений с большими и малыми мячами.

Упражнения с разными предметами, прыжки.

Игры на внимание – сюда входят игры с бросанием и ловлей, метанием, игры с прыжками, коррекционные игры, игры с элементами общеразвивающих упражнений.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Названия ходьбы.

Названия игр, правила безопасности при игре.

Названия упражнений, снарядов, инвентаря.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять команды «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «На месте стой! »..

Выполнять различные виды ходьбы.

Выполнять броски большого мяча из-за головы.

Выполнять упражнения с предметами и без предметов различные элементы ходьбы.

Играть, ловить и бросать мяч.

Требования к проведению занятий

В процессе занятий   беседы с обучающимся об основах анатомии, гигиены, о закаливании, о правильной осанке, об основных физических качествах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

Техника безопасности и правила поведения на уроках.

15.11

2

Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

16.11

3

Ходьба в чередовании с бегом.

22.11

4

Правила поведения на уроках гимнастики.

23.11

5

Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

29.11

6

Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук.

30.11

7

Дыхательные упражнения.

06.12

8

Упражнения для формирования правильной осанки.

07.12

9

Комплекс корригирующих упражнений.

13.12

10

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой.

14.12

11

Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем.

20.12

12

Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом.

21.12

13

Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом.

27.12

14

Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях.

28.12

15

Перекаты в положении лежа в разные стороны.

10.01

16

Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке.

11.01

17

Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек.

17.01

18

Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.

18.01

19

Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с).

24.01

20

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.

25.01

21

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.

31.01

22

Кружение на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки.

01.02

23

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

7.02

24

Бросание мяча, ловля мяча

08.02

25

Метание малого мяча в цель

14.02

26

Прокатывание мяча двумя руками друг другу

15.02

27

Ходьба. Выполнение команд: «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «На месте стой!».

28.02

28

Ходьба с высоким подниманием бедра.

29.02

29

Ходьба с различным положением рук.

06.03

30

Ходьба с изменением направления

07.03

31

Упражнения без предметов.

13.03

32

Ходьба с различным положением рук.

14.03

33

Ходьба с изменением направления

20.03

34

Упражнения без предметов.

21.03

35

Развитие ловкости

03.04

36

Развитие координации

04.04

37

Упражнения в перешагивании и перепрыгивании различных предметов

10.04

38

Ходьба и бег с переступанием через препятствие.

11.04

39

Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

17.04

40

Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении.

18.04

41

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, направо, влево.

24.04

42

Прыжки с ноги на ногу на отрезках 10 м.

25.04

43

Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.

02.05

44

Выполнения общеразвивающих упражнений. Броски и ловля мяча.

08.05

45

Произвольное метание мяча. Упражнения на формирование осанки.

15.05

46

Ходьба в чередовании с бегом. Игры на внимание.

16.05

47

Метание с места малого мяча вдаль.

22.05

48

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

23.05

49

Бег в медленном и быстром темпе. Прыжки через короткую скакалку.

29.05

50

Ходьба и бег с переступанием через препятствие.

30.05

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение учебного предмета «Физическая культура» включает:

печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта, спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений;

дидактический раздаточный материал: карточки по  физкультурной грамоте;

информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие материалы, программы;

технические средства обучения;

экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по Олимпийскому, Паралимпийскому образованию; спортивным праздникам, национальным спортивным играм;

учебно-практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование; спортивные тренажеры;

модули: набивные мячи, гантели; гимнастическое оборудование; скакалки, обручи, ленты; баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Музыка и движение»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Профильный труд»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...