Исследовательская работа на тему: «Влияние веса портфеля на здоровье ученика»
проект по физкультуре (3 класс)
В последнее время вес портфеля учащихся начальной школы не соответствует санитарным нормам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа. | 846.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по охране окружающей среды
И природных ресурсов Администрации г. Таганрога
Управление образования г. Таганрога
XXVII Городские экологические чтения
Тематическая секция
«Юный эколог»
Исследовательская работа на тему:
«Влияние веса портфеля
на здоровье ученика»
Горбунов Родион Вячеславович
учащийся 4 Б класса
МАОУСОШ№22
Руководитель:
Жолобова Светлана Ивановна
учитель физической культуры
89287715807
г. Таганрог
Оглавление.
1.Введение…………………………………………………...стр.3
2.Из истории возникновения портфеля……………………стр.5
3.Исследовательская часть………………………………….стр.6
4. Опыт зарубежных стран в решении снижения веса……стр.10
5.Заключение………………………………………………...стр.12
6.Используемая литература…………………………………стр.13
7.Приложение………………………………………………..стр.14
Исследовательская работа на тему:
«Влияние веса портфеля на здоровье ученика»
1.Введение
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. При покупке портфеля очень хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен.
Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы.
Новость о том, что с 2010 года вступили в силу новые санитарные нормы для школьников, которые ограничивают вес ранца ученика до 1–2 кг, произвела эффект взорвавшийся бомбы. Все тут же ринулись взвешивать ранцы своих детей и пришли к результатам, что вес портфеля первоклассника превышает норму в 3 раза. Более того, он весит больше ранца старшеклассника.
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Медики утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос тяжести для ребенка не проходит бесследно. Появляется нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, выявляемые при медицинском осмотре.
Вот почему я считаю тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье ученика» актуальной и заслуживающей внимания.
Цель работы:
Выявить влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить, обобщить теоретический материал о портфелях и его санитарных нормах;
-побеседовать с медсестрой школы по вопросу влияния школьного портфеля на организм ребенка;
-провести анкетирование среди одноклассников;
-провести эксперимент по выявлению соответствия школьного портфеля принятым нормам.
Моя гипотеза: я предполагаю, что современный школьный портфель не соответствует нормам САНПИНА и вредит здоровью учащихся.
Предмет исследования: школьный портфель.
Основными методами исследования являются:
- анализ литературы,
- опрос,
- анкетирование,
- исследование,
- наблюдение и обобщение.
2. Из истории возникновения портфеля.
У каждой вещи, которая используется человеком в быту, есть своя история - история возникновения, история развития, история использования. У некоторых вещей история эта очень долгая, у некоторых она пока еще короткая. И сегодня я расскажу о портфеле и истории его возникновения. Слово Портфель имеет несколько значений, одно из которых имеет финансовый смысл, и его мы не будем рассматривать, а второе это сумка для бумаг. И все же в первую очередь, портфель - это именно сумка.
Дату рождения портфеля вряд ли сможет точно назвать кто-либо, однако прообраз портфеля возник еще в глубокой древности. Первые сумки, которые послужили прообразом современного портфеля, были изготовлены еще пещерными людьми из шкур убитых ими животных, так как у них появилась необходимость иметь под рукой какую-либо емкость, в которую можно было положить те или иные нужные предметы, ведь часто переносить в руках их было и неудобно и попросту невозможно.
Изобретение пришлось по вкусу первобытным людям, и со временем примитивная сумка из грубых кож животных трансформировалась в тот портфель, который мы знаем сегодня. [5]
К нам слово « портфель» пришло из французского языка и означает «носить» «лист». Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой для ношения деловых бумаг. Позже появился рюкзак и ранец.
Ранец – немецкое слово, сумка для ношения при себе вещей, надеваемая на спину при помощи лямок.
Рюкзак - заплечный вещевой мешок с карманами (нет жёсткого дна и спинки). [4]
3. Исследовательская часть.
Для того, чтобы выяснить с какими портфелями одноклассники посещают школу, я провел анкетирование.
На вопрос: Какое отношение у вас к своему портфелю? Ответили:
Нравится – 23 человека
Не нравится - 2 чел.
На вопрос: Кто выбирал тебе портфель? Ответили:
Самостоятельно - -2 чел
С родителями покупали – 16 чел.
Подарили – 7 чел.
На вопрос: Как вы оцениваете свой портфель? Ответили:
Тяжелый -4 чел
Очень тяжелый – 0 чел
Легкий – 5 чел.
Нормальный – 17 чел.
На вопрос: На что обращаете внимание при выборе портфеля?
Ответили в основном на цвет, рисунки и размер.
Из анкеты я сделал вывод, что при выборе портфеля ученики не уделяют внимание весу, не рассматривают его с точки зрения влияния на здоровье.
А также анкета показала, что из 25 учащихся нашего класса 16 человек носят ранцы, 9 человек рюкзаки, а сумок и портфелей в классе нет.
Далее я обратился к школьной медицинской сестре Наталье Владимировне Боровковой с просьбой, рассказать каким должен быть школьный портфель, не причиняющий вреда здоровью.
Она пояснила, что не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля. Год из года школьные ранцы становятся тяжелее.
Согласно новым санитарным нормам от 28 июня 2010 года вес пустого портфеля не должен превышать в 1-4 классах 700 грамм. А вес комплекта учебников для 1-2 классов составляет 1, 5 кг, а для 3-5 классов 2 кг.
Вместе с руководителем мы взвесили пустые портфели всех учащихся в 1б,2б, 3б, 4б классах.
Таблица 1.
Класс | Норма портфеля | Самый тяжелый портфель | Самый легкий портфель | Средний вес пустого портфеля класса |
1б | до 700 г | 1 кг 480 г | 330 г | 1 кг 031 г |
2б | до 700 г | 1 кг 250 г | 650 г | 1 кг 020 г |
3б | до 700 г | 1 кг 480 г | 550 г | 916 г |
4б | до 700 г | 1 кг 730 г | 260 г | 936 г |
Из таблицы 1 видно, что норма портфелей 700 гр. Для всех учеников начальной школы. Выявили самый тяжелый портфель в 1бкл. -1 кг480 г, 2б- 1 кг 250 г, 3б- 1 кг 480 г , 4б-1 кг730 г. Самый легкий в 1б – 330 г, 2б – 650 г, 3б - 550 г, 4б- 260 г. Это был рюкзак из тонкой ткани. Затем вес всех портфелей сложили и разделили на количество учеников. Получили средний вес портфелей в каждом классе. Это видно в таблице 1.
Вывод. Во всех классах пустые портфели в среднем весе не соответствуют санитарным нормам. В 1б кл. только у 2 человек портфели по норме, во 2б и 4б классах по 5 человек, а в 3б - 8 человек имеют портфели по весу в норме.
По нормам вес портфеля с принадлежностями должен быть меньше 10% от веса ученика.
Поэтому взвесили учеников и взвесили портфели с принадлежностями в каждом классе, чтобы узнать соответствие портфеля весу ученика.
В понедельник, в один единый день, взвесили всех учеников по классам и узнали средний вес ученика в классе. Это видно в таблице2.
Таблица 2.
Классы | Вес ученика (средний вес всех учеников) | Норма портфеля (10% от веса ученика) | Вес портфеля с принадлежностями (понедельник) | Выводы |
1б | 25 кг 100 г | 2 кг 510 г | 3 кг 793 г | Выше нормы (норма у 3 чел.) |
2б | 29 кг | 2 кг 900 г | 3 кг 542 г | Выше нормы (норма у 3 чел.) |
3б | 34 кг | 3 кг 400 г | 3 кг 970 г | Выше нормы (норма у 3 чел.) |
4б | 39 кг | 3 кг 900 г | 3 кг 690 г | Норма (выше нормы у 3 чел.) |
Норма веса портфеля в 1б –2 кг 510 г, 2б – 2кг 900 г,
3б - 3 кг400г., 4б – 3 кг 900 г.
Взвесили все портфели и узнали средний вес. Это видно в таблице 2. Средний вес портфеля с принадлежностями самый большой в 3б кл. - 3 кг 970 г, очень тяжелые портфели в 1б кл. – 3 кг 793 г при норме 2 кг 510 г . Очень большое превышение веса. В 1 кл. портфели даже тяжелее, чем в 4 кл. и во 2 кл. В 4кл. вес портфелей в среднем весе в норме, но у 5 учеников вес превышает. Во всех класса есть по несколько учеников, у которых вес в норме, но таковых очень мало. Это видно из таблицы 2.
А также исследовали , в какой день недели портфели у учеников 4б класса легкие и тяжелые. Тяжелые портфели в среду 4 кг 50 г и превышают норму ( а норма 3 кг 900 г), а легкие в понедельник. Это связано с расписанием уроков.
Таблица 3.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
3 кг 423 г | 3 кг 494 г | 4 кг 050 г | 3 кг 604 г | 3 кг 856 г |
Изучая данные таблицы 3, я пришел к выводу, что вес ранца с учебными принадлежностями и всем что в нём находится больше нормы, что приводит к усталости и влияет на позвоночник и внутренние органы, что может вызвать искривление позвоночника и другие заболевания. Помимо этого возможно опущение внутренних органов.
У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый портфель приводит к утомлению, что сказывается на успеваемости.
Я решил выяснить, почему такой большой вес портфелей и обнаружил «лишние» предметы. Ученики в портфелях носят игрушки, конфеты, фрукты, учебники не по расписанию, художественные книги и энциклопедии, планшеты, бутылки с водой и соками.
Таким образом, мы убедились, что лишние предметы в портфеле делают его тяжёлым, происходит нарушение гигиенических требований по весу портфеля и это отражается на организме учащихся и их осанке.
Вместе с Натальей Владимировной Боровковой, школьной медицинской сестрой, провели эксперимент по определению правильной осанки у учащихся 4б класса.
Результат эксперимента показал, что правильная осанка только у 68% одноклассников.
А также провели анализ медицинских карт учащихся 4б класса. Выяснилось: нарушение осанки у 7 человек, а плоскостопие у 1 человека.
4.Опыт зарубежных стран в решении снижения веса портфеля.
Указанная проблема стоит остро не только в нашей стране. Например, в Австрии министерство образования приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков до 10 % от веса тела школьника.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти . [3]
Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений. Возможно, в скором времени у наших школьников вместо учебников появятся ноутбуки, может быть все останется по-старому. Нам остается только ждать.
5.Заключение.
Работая над темой исследования, я пришел к выводу, что основой всего является здоровье.
Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. [1]
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.[1]
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
И так, моя гипотеза подтвердилась.
Скоро лето и предстоит подготовка к 1 сентября, выбор школьного портфеля, поэтому предлагаю вам получить рекомендации (приложение 1), покажите их родителям.
6.Используемая литература.
1.Лопанин А. «Тяжелая ноша». Новости медицины - журнал.
Выпуск № 4 ,2009г.
2.Попов С.Н. Лечебная физическая культура. М. 2003 г.
3.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
4.Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. ; М.1994 г.
5.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайтwww.proshkolu.
Приложение 1
Рекомендации учащимся.
1.При покупке ранца обратите внимание на его вес. Не более 700 г (пустой).
2.Покупать ранец необходимо с двумя лямками и ортопедической спинкой.
3.Не брать большой пенал.
4.Не носить все имеющиеся школьные принадлежности.
5.Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все лишние предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему:Сколько весит здоровье ученика
Чтобы сохранить хорошую осанку ученика первую очередь, необходимо обратить внимание на школьную сумку. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? ...
Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к...
Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе...
Исследовательская работа по теме :"Влияние пыли на здоровье школьника"
Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Каков же воздух наших квартир и школ, и как же он влияет на здоровье человека?...
Исследовательская работа по теме: "Сколько весит наше здоровье".
Материал включает презентацию и описание исследования школьных сумок, портфелей и ранцев. Даны рекомендации, как правильно выбирать данную учебную принадлежность....
Учебно-исследовательская работа на тему: «Влияние школьного освещения на зрение ученика»
1.Вводная часть :В нашем классе обучается 28 человек. И среди ребят нашего класса есть 4 учащихся у которых плохое зрение, кроме этого трем учащимся нашего класса рекомендовано сидеть не д...