Игровые технологии в системе физического воспитания школьников
методическая разработка по физкультуре (3 класс)

Чернышева Маргарита Алексеевна

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышева Маргарита Алексеевна

Учитель физической культуры

ГБОУСОШ№504

Тема: Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра - сильное средство воспитания детей младшего школьного возраста. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах.

Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

Игра является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше, чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств, укреплению организма ребенка.

Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным.

Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека.

Игровая деятельность, отвечая потребностям и интересам ребёнка, формирует у него навыки поведения в социуме, умение ориентироваться в выполнении личных и коллективных задач, чувство ответственности, систему ценностных установок, активизирует познавательный интерес, выработку волевых качеств и силы характера.

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении от других способов воспитания. При этом игровой метод может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.

Так, игры на уроках физической культуры можно применять не только при изучении раздела «подвижные игры» и «спортивные игры», но и в разделах: «гимнастика» и «легкоатлетические упражнения».

В процессе игры формируются коммуникативные навыки участников, дети учатся взаимопониманию в коллективе, что крайне важно в командных и лично-командных состязаниях.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей. Играя в педагогически подобранные учителем игры, дети естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр следующие:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

- простота и доступность;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;

- безопасность используемого инвентаря;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.

 

Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.

Стоит отметить, что именно игра является самым эффективным средством всестороннего физического развития, способствует социальной адаптации у детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками. Дети учатся принимать не только самостоятельные, но и коллективные решения, тем самым улучшая взаимодействие внутри группы или класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На наш взгляд, целенаправленная систематическая  работа  по  экологическому  воспитанию,    проводимая в  рамках  специально  разработанной нами...

Роль подвижных игр в системе физического воспитания младших школьников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»Кемеровского муниципального района  СТАТЬЯРоль подвижных игр в системе физического в...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Особенности игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников

Особенности игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьн6иков...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников

Концепция модернизации образования в Российской Федерации предопределило начало нового этапа в формировании отечественной школы, а следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ о...

Статья " Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"

Статья содержит основные понятия " физическое воспитание", "игровые технологии", алгоритм проведения игры, а также примеры игр, которые вызывают наибольший интерес у воспитанников....