Здоровьесбережение в начальной школе
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровьесберегающие технологии в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьсбережение в начальной школе | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “здоровье ребёнка и всестороннее развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Одной из главных задач образовательного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса : детей, педагогов и родителей.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную последовательность действий, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки результатов.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья учащихся, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей , физическое развитие, закаливания; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов).
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры , закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье школьника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия школьника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика (мониторинг) состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы со школьниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного школьного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
использование в образовательной деятельности школьного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:
Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий школьного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе. Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- Не навреди!”
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
-Соблюдение режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
- Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Применение в работе школьного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:
- Оздоровительная гимнастика.
- Игры – релаксации.
- Элементы упражнений йоги.
- Привитие детям гигиенических навыков.
- Простейшие навыки оказания первой помощи.
- Физкультминутки во время занятий.
- Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
2. Работа с семьей:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Выступления на родительских собраниях.
3. Работа с педагогическим коллективом:
- Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
- Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
4. Создание условий и развивающей среды.
- Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
С целью реализации здоровьесберегающей технологии в школе необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, с учётом сезона, возраста.
В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
Заключение
Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в школы, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье ребенка.
Список литературы:
- Антонова, Л.Н. Психологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Д. Эрдынеева.-М.: Издательство МГОУ, 2004.-256с.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
3. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И.П. Борисова // справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
4. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа.-2006.-№8.-С.98.
5. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
6. Вагилаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.П. Вагилаева // Валеология.-2 Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема здоровьесбережения в начальной школе
Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....
Здоровьесбережение в начальной школе
В работе представлены комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса, , кистей рук, гимнастика для глаз, самомассаж....
Здоровьесбережение в начальной школе
Здоровьесбережение в начальной школе...
«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...
Здоровьесбережение в начальной школе
Конспект урока здоровья, реализующего ФГОС, для учеников третьего класса....