Проведение трансдисциплинарного исследования с обучающимися 1 класса международной гимназии в рамках предмета «Физическая культура" (Статья по теме самообразования).
статья по физкультуре (1 класс)
Освещаются вопросы организации и проведения трансдисциплинарного исследования с первоклассниками на уроке физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transdistsiplinarnoe_issledovanie.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕДЕНИЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 КЛАССА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Плаксунова Эльвира Викторовна
Учитель физической культуры
ОЧУ Международная гимназия инновационного центра «Сколково»
Обучаясь в российской школе по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB) ребёнок изучает предмет физическая культура в соответствии с ФГОС, при этом большое внимание уделяется исследовательской деятельности, формированию критического мышления и гибких навыков, умению работать с источниками информации, развитию не только академических, но и творческих способностей. В основе программы начальной ступени Международного бакалавриата (Primary Years Programme, PYP) лежит исследовательский подход, который поддерживает детское любопытство, направляя его в русло осмысленного процесса получения знаний. У программы PYP трансдисциплинарная структура и каждая тема рассматривается под разными углами зрения https://education.forbes.ru/authors/ib-schools.
Одна из шести трансдисциплинарных тем (Transdisciplinary theme) в 1 классе - Who we are? Кто мы? Тема: «Я – студент-исследователь». Центральная идея: Стать исследователем - значит уметь наблюдать, измерять и применять. В ходе исследования, в рамках данной трансдисциплинарной темы, на уроках физической культуры студенты проводили пульсометрию. Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки https://studopedia.net/6_114584_pulsometriya-kak-metod-issledovaniya.html.
В начале исследования студенты узнали, что сердце – орган совсем небольшой, размером, примерно, со сжатый кулак, весом чуть более 200 г. По форме немного напоминает грушу с усеченным конусом. Верхняя часть находится в левой части грудины. В противоположной части (основании) расположены крупные кровеносные сосуды, отходящие от сердца. По ним поступает и оттекает кровь. Организм устроен так, что без движения крови по сосудам жизнь не возможна. Двигателем кровообращения является этот неутомимый жизненно важный мотор. Обучающиеся ознакомились с понятием «Пульс» (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца. А пульс - это толчок, который мы ощущаем, прощупывая артерии, проходящие близко от поверхности тела.
Студенты ознакомились с факторами, влияющими на пульс здорового человека. Физиологические колебания частоты сердечных сокращений (ЧСС) и соответственно пульса, выходящие за рамки нормы, могут возникать у совершенно здоровых людей. В частности, на этот важнейший биомаркер влияют следующие факторы:
- Половая принадлежность. У женщин пульс всегда немного выше, чем у мужчин. Во время беременности у будущих мам может развиться даже физиологическая тахикардия – состояние, сопровождающееся учащенной ЧСС.
- Возраст.
- Рост и вес. Чем человек крупнее (выше и толще), тем его сердцу необходимо больше сил для прокачки крови по телу, поэтому если сил не хватает, сердцу приходится биться чаще.
- Температура окружающей среды.
- Физическое напряжение. Во время выполнения какой-либо физической работы сердцебиение всегда учащается. Нередко в таких условиях пульс достигает цифр 120 и даже 140 ударов в минуту. Однако важной отличительной особенностью здорового организма от больного является то, что в нем ЧСС нормализуется в течение нескольких минут после окончания работы. Если же человек еще долгое время после нагрузок «ощущает» свое сердце, стоит обратиться к кардиологу для обследования.
- Эмоции. Любое волнение, психическое возбуждение, даже иногда и присутствие врача вблизи человека сопровождается учащением у него пульса.
- Положение тела. ЧСС всегда увеличивается, когда человек из лежачего положения переходит в сидячее положение или стоячее. Происходит это рефлекторно.
- Пищеварение. Когда в организме активно проходят пищеварительные процессы, ЧСС может учащаться.
- Факторы, негативно влияющие на здоровье человека, например курение, алкоголь повышает норму ЧСС на 15-30 раз.
- Фазы дыхания. На вдохе сердце начинает сокращаться быстрее.
Студенты определили ход исследования:
- Измерить ЧСС методом пальпации на лучевой артерии или в области сердца за 10 секунд в покое; после ходьбы; после бега.
- Внести данные ЧСС в таблицу (Таблица 1).
- Заполнить CHECKLIST и провести рефлексию, таблица 2.
В результате проведённого исследования, cтуденты 1 классы ознакомились с различными способами измерения пульса, научились измерять свой пульс в различных условиях (в покое, после ходьбы, после бега) и контролировать своё физическое состояние во время физической нагрузки и после неё. Студенты определяли, как физическая нагрузка влияет на изменение пульса и работу сердца, выявляли степень воздействия нагрузки на организм человека применяя таблицу интенсивности физической нагрузки. Студенты сделали выводы, при какой нагрузке выше пульс и активнее работает сердце.
Таблица 1.
Исследование частоты сердечных сокращений (ЧСС).
1 класс | ЧСС в покое уд. /мин | ЧСС после ходьбы уд. /мин | ЧСС в покое уд. /мин | ЧСС послe бега уд. /мин | Примечания | |
№ | Имя студента | |||||
1 | Варвара А. | 108 | 138 | 90 | 138 | |
2 | Константин Б. | 138 | 150 | 144 | 144 | |
3 | Александра Б. | 108 | 144 | 108 | 138 | |
4 | Анна Д. | 84 | 144 | 96 | 138 | |
5 | Татьяна З. | 144 | 180 | 102 | 138 | |
6 | Олег К. | 108 | 126 | 72 | 120 | |
7 | Дмитрий Л. | 120 | 144 | 108 | 150 | |
8 | Ольга М. | 96 | 126 | 114 | 132 | |
9 | София M. | 138 | 162 | 132 | 162 | |
10 | Лев Н. | 102 | 120 | 120 | 132 | |
11 | Вячеслав Н. | 120 | 132 | 90 | 126 | |
12 | Михаил П. | 126 | 144 | 132 | 126 | |
13 | Степан C. | 126 | 144 | 126 | 162 | |
14 | Ульяна С. | 96 | 138 | 108 | 120 | |
15 | Максим Т. | 96 | 138 | 96 | 138 | |
16 | Александр Ч. | 78 | 96 | 78 | 132 |
Таблица 2
CHECKLIST
Анализ данных пульсометрии
ФИ студента ________________________________________класс _______
Пульсометрия после ходьбы | |
Пульс до выполнения упражнения | _________ уд/мин |
Пульс после выполнения ходьбы | _________ уд/мин |
Разность величин пульса до и после выполнения упражнения | _________ уд/мин |
Пульсометрия после бега | |
Пульс до выполнения упражнения | _________ уд/мин |
Пульс после выполнения бега | _________ уд/мин |
Разность величин пульса до и после выполнения упражнения | _________ уд/мин |
1 вопрос: При выполнении какого упражнения нагрузка была больше и почему?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________
2 вопрос: Какую нагрузку испытывал твой организм после выполнения бега? Запишите результат во второй строке.
Ответ: ______________________________________ ,
______________ уд/мин.
Памятка. Если во время занятий физическими упражнениями измерить пульс, то можно узнать, какую нагрузку испытывает организм: большую (151-170 уд/мин), среднюю (131-150 уд/мин) или малую (менее 130 уд/мин).
После занятия пульс должен возвращаться в спокойное состояние через 10-15 мин. Его величина не должна превышать 110 уд/мин.
Если пульс долго не приходит в норму, необходимо проконсультироваться у врача!
ЛИТЕРАТУРА
- Пульсометрия, как метод оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы // Уколова Г.Б., Котова О. В. Теория и практика современной науки. Изд. Наука и просвещениe, c. 152-167. 2020 г.
- https://education.forbes.ru/authors/ib-schools.
- https://studopedia.net/6_114584_pulsometriya-kak-metod-issledovaniya.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"
В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....
Материалы для проведения мониторинговых исследований в 4 классе
Материалы для проведения мониторинговых исследований по русскому языку и математике (итоговые)...
Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)
Рассматриваются следующие основные способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры:1. Создание положительного эмоционального фона на уроке;2....
Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"
С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2020 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...