«Развитие координационных способностей у обучающихся по средствам игры в баскетбол».
статья по физкультуре (3 класс)

Евтушенко Инга Евгеньевна

«Развитие координационных способностей у обучающихся

по средствам игры в баскетбол».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_basketbolu.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие координационных способностей у обучающихся

по средствам игры в баскетбол».

Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др. Занимаясь баскетболом, обучающиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитывая в себе меткость, развивается координация, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения.

Разнообразие движений в баскетболе (ходьба, бег, остановки, прыжки, повороты, ловли, броски и ведение мяча) способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельность всех систем организма занимающегося. Занятия баскетболом так же помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Развитие координационных способностей способствует и совершенствованию мастерства в любом виде спорта, в том числе и в баскетболе. Известно, что в физическом воспитании для развития координации движения, возможно, использовать игровой метод. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры.

Координационные способности помогают обучающемуся осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия.

В процессе овладения новыми приемами техники запас элементов движений способствует их объединению в более сложные двигательные навыки. Поэтому одним из главных средств развития координационных способностей являются упражнения с элементами новизны, связанные с преодолением координационных трудностей. Наиболее распространены такие средства развития координационных способностей: элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.

Так, для развития координационных способностей в передвижениях спортсмены выполняют специализированные упражнения и участвуют в играх с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрая реакция — стартовое ускорение — дистанционная скорость — одновременно приёмы с мячом и решение тактических задач.

Наибольшее значение для развития координационных способностей имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Координационные способности, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства». При этом широко используют различные методические приемы для развития координационных способностей обучающихся:

  • изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений;
  • введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений;
  • усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника;

Для развития координационных способностей в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим.

Упражнения - жонглирование с мячом.

  1. Мяч подкинуть вверх, поймать сзади и наоборот.
  2. “Восьмерка”– обвести мяч под одной ногой и под другой. Ноги широко врозь, сгибается та нога, под которой проносится мяч.
  3. Мяч зажать голенью, подпрыгнуть, мяч поймать.
  4. Из положения сидя подбросить мяч вверх, встать и поймать мяч.
  5. И.п. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч. Передача мяча сбоку (по кругу) влево и вправо. Первый партнер, поворачивая туловище влево, передает мяч второму. Второй, приняв его справа, поворачивается влево и передает мяч первому, который поворачивается вправо.
  6. И.п.– стойка ноги врозь, спиной друг к другу. Передача мяча над головой и между ногами.
  7. И.п. – стоя в затылок друг другу на расстоянии большого шага, ноги на ширине плеч. Первый партнер, стоя впереди, держит мяч внизу. Затем, наклоняясь назад, поднимает руки вверх и передает его партнеру. Второй, получив мяч вверху, опускает его вниз и передает снова в руки первого, который также выполняет наклон вперед и принимает мяч между ногами. Затем партнеры меняются ролями.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями, что способствует проведению уроков физической культуры более интересными и увлекательными.

Особенности непрерывной игровой подготовки в связи с возрастом представляются следующими: младший возраст – акцент на обучении посредством игры; постоянное включение в учебный процесс подвижных игр и эстафет.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с обучающимися приводит к тому, что они:

— значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

— постоянно пополняют свой двигательный опыт;

— приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

— испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Презентация тренера-преподавателя Федоровой Э.К. по теме: "Развитие координационных способностей начинающих теннисистов"

Координация – это согласованность и совокупность всех физических качеств,  как быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. У игрока при ударе по мячу движения начинаются строго по порядку: сначал...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Развитие координационных способностей обучающихся с ЗПР

В данной работе представлена технологическая карта урока по физической культуре для обучающихся 3 класса с ЗПР...

«Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»

Методическая разработка «Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»...

Методическая разработка "Упражнения с мячами как средство развития координационных способностей младших школьников"

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников....