Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры.
статья по физкультуре

Воропай Владимир Сергеевич
Обучение учащихся общению с окружающими людьми и поведению в группе или команде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры.

     В современной психологии наметилось обособление третьей сферы человеческой психики – коммуникативной, связанной с процессом общения человека. Применение средств сопряженного психофизического воздействия позволяет школьнику осознанно понимать свое Я и находить свое место в схеме «Я в группе», «Я в команде». В школьной практике  нет занятий, посвященных развитию коммуникативных отношений, но есть возможность ввести упражнения, развивающие коммуникативность, на уроках физкультуры.  Цель  коммуникативных упражнений – обучение учащихся общению с окружающими людьми и поведению в группе или команде. Российские программы большей частью ориентированы на развитие у школьников лидерских качеств. Вместе с тем, игра в начальной школе может стать успешным средством развития навыков общения, при этом, позволяя добиться развития  силы, выносливости, ловкости. Учащиеся должны получить представления о том, что в процессе подвижных игр развиваются коммуникативные навыки и организаторские способности, которые пригодятся им в жизни. Работа в команде создает условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Успех командной игры зависит от вклада каждого, что стимулирует ответственность игрока перед командой, и наоборот. В процессе взаимодействия формируется культура общения, успешный групповой диалог, социализация личности.

          Развивать коммуникативные способности нужно уже с 1 класса. Главная направленность темы в 1 классе – обучение учащихся общению с окружающими людьми и поведению в коллективе.  В 1 классе можно провести уроки на следующие темы: «Портреты профессий», «Мимические этюды», «Игры  и эстафеты на развитие коммуникативных  способностей».

     Ко 2 классу учащиеся должны более глубоко понимать сущность таких терминов, как  «капитан», «команда». Именно понятие команды должно становиться ведущим в большинстве игр и упражнений по этой теме. Ребята должны уметь починяться капитану, лидеру, организатору, уметь сопереживать. Во 2 классе можно провести следующие уроки:  «Сотрудничество»,  «Моделирование спортивных специальностей», «Наши эмоции», «Мы вместе – мы команда», «Мое тело и характер».

     В 3 классе учащиеся должны получить представление о том, что в процессе подвижных игр развиваются коммуникативные навыки, которые необходимы в реальной жизни. Для этого можно провести такие уроки: «Самопознание», «Навыки управления эмоциями», «Веселый мяч», «Необычные платочки».  В 4 классе у детей формируется представление о том, что поведение в игровых ситуациях может переноситься на конкретные жизненные ситуации. Эти ситуации можно показать на уроках:  «Физкультура против стресса», «Коммуникативные общения в процессе игры», «Коммуникативные общения в процессе спортивных эстафет» и т.д.

Коммуникативные качества развивают игры и упражнения. Игра – это совместная деятельность, в ней развивается сотрудничество, умение  видеть друг друга, чувствовать партнера. В игре развиваются межличностные отношения.

     Коммуникативные игры можно проводить в любой части урока. Для заключительной части выбирают малоподвижные игры, которые снижают физическую нагрузку.

     Рассмотрим некоторые коммуникативные упражнения и игры.

1. Игра «Чувство друга».

Взявшись за руки, учащиеся образуют круг, закрывают глаза, опускают руки, делают по команде шаги назад, вперед и стараются найти руку друга-партнера, не открывая глаз, а затем смотрят, что получилось. Те, кто остался одни, взявшись за руки, образуют свой малый круг, и продолжают игру внутри большого круга(4-5 раз). Показать 3 варианта: а) 1 шаг назад, два шага вперед; б) 2 шага вперед, 1 шаг назад; в) 2 шага назад, 3 шага вперед. Сказать, что в итоге выиграли ребята из внешнего круга, но во внутреннем круге дети тоже нашли своих друзей. Победила дружба.

2. Игра «Разрывные цепи».

Игра направлена на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей другого человека.

 Участвует в игре весь класс. Учащиеся распределяются на 2 команды – две цепи. По сигналу участник одной из команд бежит и старается разорвать цепь другой команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока из нее. Затем бежит игрок второй команды и т.д. Выигрывает команда, в которой окажется большее количество игроков.

3. Игра «Путанка».

Данная игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как некомфортно быть вне ее. Некоторым ученикам это даст возможность повысить свою самооценку.

      Участвует весь класс. Выбирается водящий, который выходит за дверь. Остальные участники игры берутся за руки и образуют круг. Затем они, не разрывая рук, стараются «запутаться». По разрешению учителя входит водящий и пытается как можно быстрее распутать путанку.

4. Упражнение «Круг».  

Все игроки садятся на пол в круг и берутся за руки. Затем, не помогая себе руками, все вместе одновременно должны встать.                                                                  

5.Упражнение «Гусеница».

Это упражнение развивает гибкость суставов, силу ног, координацию и, одновременно, коммуникативность.

Держась за локти предыдущего ученика, нужно пройти в полном приседе до отметки и обратно.

6. Игра «Лабиринт».    

Ученики делятся на пары. У одного из них завязаны глаза, другой как можно аккуратнее ведет его по лабиринту, помогая преодолевать препятствия. Разговаривать нельзя. Выигрывает та пара, которая лучше заботится друг о друге.

7. Игра «Веревочное кольцо».

Вся команда берется за руки. Ее задача – не разрывая рук, пролезть сквозь веревочное кольцо. Побеждает та команда, последний игрок которой отдаст кольцо ведущему.

8. Игра «Поводырь».

В зале разложены и расставлены предметы – препятствия (кубики, обручи, набивные мячи, стойки). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стойка. Обойдем ее». Затем дети меняются ролями.

9. Игра «Наизнанку».

Игроки команды становятся в круг, держась за руки. Не расцепляя рук, команда должна вывернуться «наизнанку».

Игра развивает гибкость суставов, ловкость, коммуникативность.

10. Упражнение «Гонка мячей».

Участники становятся в колонну. Им нужно передать мяч сверху, снизу, слева, справа из рук в руки.

Это упражнение развивает быстроту движений рук, собранность, гибкость.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры...

Методические рекомендации. Статья "Развитие творческого потенциала на уроках физической культуры"

Развитие  творческого потенциала на уроках физической культурой в начальных классах. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охот...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ.

Занятие направлено на развитие умения работать в коллективе, повышение психологической безопасности детей, стимулирования внутригрупповой коммуникации....

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Публикация: "Организация внимания обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры".

Актуальность проблемы привлечения внимания и сосредоточенности детей младшего школьного возраста. Раскрытие причин проблематики данной темы. Подходы и методы исследования для привлечения внимания и пр...