Реализация федерального проекта "Шахматы в школе" в МАОУ НОШ г. Ядрина
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Рыжакова Вера Михайловна

Проект Российской шахматной федерации «Шахматы в школах» реализуется в Чувашской Республике с 2017 года при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, а также при содействии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики. Проект направлен на совершенствование условий для организации занятий шахматами в общеобразовательных учреждениях Чувашии, проведение физкультурно-спортивных мероприятий для школьников, развитие познавательных способностей обучающихся, повышающих усвоение учебных дисциплин, а также на формирование рейтинга образовательных организаций Чувашской Республики по уровню организации преподавания шахмат и физкультурно-спортивной работы.

Проект в рамках внедрения ФГОС в начальной школе подразумевает постепенное проникновение шахмат в систему начального школьного образования и направлен на формирование специальных знаний и навыков, чтобы каждый обучающийся в дальнейшем обладал:

- умением мыслить, как логически, так и творчески;

- развитой интуицией;

- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;

- хорошей, отличной памятью;

- умение планировать, анализировать, контролировать;

- самодисциплиной и самоконтролем;

- развитой фантазией и воображением;

- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы.

Социальный проект "Такие удивительные шахматы» отражает поиск действенных форм и методов знакомства с шахматами и обучения детей шахматной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шахматы в школе43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа»

г. Ядрина Чувашской Республики

Федеральный проект

«Шахматы в школе»

Проектная работа

«Шахматы в школе МАОУ НОШ г. Ядрина»

Автор: 

Рыжакова Вера Михайловна,

учитель начальных классов и

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Ядрин-2020


Пояснительная записка

Проект Российской шахматной федерации «Шахматы в школах» реализуется в Чувашской Республике с 2017 года при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, а также при содействии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики. Проект направлен на совершенствование условий для организации занятий шахматами в общеобразовательных учреждениях Чувашии, проведение физкультурно-спортивных мероприятий для школьников, развитие познавательных способностей обучающихся, повышающих усвоение учебных дисциплин, а также на формирование рейтинга образовательных организаций Чувашской Республики по уровню организации преподавания шахмат и физкультурно-спортивной работы.

1.Введение

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, таких, как внимание, восприятие, воображение, память, мышление, а также развиваются начальные формы управления поведением.

Данный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен и прост. В программе приводится перечень шахматных игр, перечень различных дидактических игр и заданий.

Программа рассчитана на четыре года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста.

Еженедельная нагрузка для программы «Шахматы – школе» - 1 час в неделю.

Еженедельная нагрузка для шахматного кружка:

  • 1 год обучения – 1 часа в неделю;
  • 2, 3, 4 годы обучения – 1 часа в неделю.

        

При реализации программы обучающиеся имеют возможность освоить начальный и средний уровень подготовки.

2.Цели и задачи проекта

Цель: содействие развитию личности ребёнка через игру в шахматы.

Задачи:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Формирование коммуникативных навыков обучающихся;
  • Содействие ребёнку в поисках собственной «ниши» (значимости, важности, нужности);

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развитие волевой среды ребёнка;
  • Развитие интеллектуальных способностей (внимание, память, мышление, воображение);

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Формирование у обучающихся знаний и умений игры в шахматы;
  • Формирование у детей знаний по участию в соревнованиях (правила, судейство).

Принципы отбора содержания образования

В основе данной программы использована программа, рекомендованная Управлением общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации И.Г. Сухина «Шахматы – школе».

Введение курса «Шахматы – школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, позволяющие сделать обучение радостным и поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом знаний становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

На занятиях в детском объединении «Шахматы» развивающая функция обучения выдвигается на первый план. Она в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей.

Программа каждого года обучения состоит из нескольких разделов: из 8 разделов в первый и второй года обучения и из 5 разделов в третий и четвертый года обучения. Основной темой первого года обучения является тема «Ходы и взятие фигур», 2-го года обучения – «Шахматная комбинация», 3-го года обучения – «Основы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля», 4-го года обучения – «Углубленное изучение дебюта, эндшпиля и комбинаций».

Важное место уделяется соревновательной практике. Это содействует высокой мотивации обучающихся.

Первостепенным становится методическое обеспечение педагогической деятельности. Помимо программы И.Г.Сухина приходится постоянно активно пополнять свой методический багаж, применяя в работе и тренерский опыт своих коллег, и свои собственные наработки.

4.Пути реализации цели и задач программы

На занятиях используются формы организации:

  • Групповые;
  • Индивидуальные;
  • Коллективные

Нетрадиционные формы работы:

  • Практическая и теоретическая части занятий, как правило, проводятся в игровой форме: «Мяч», «Волшебный мешочек», «Отыщи клад» и т.д., в практической деятельности используются более 30-ти дедактических игр и заданий (некоторые являются авторскими);
  • Теоретические задания, викторины, кроссворды, праздники шахмат и т.д.

Стараюсь выбирать такие формы работы, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям: на занятиях предлагаю обучающимся задачи различной степени сложности, соперников стараюсь посадить друг с другом по силам, и т.д. Это позволяет поддерживать не только интерес к шахматам, но и повышает уровень самооценки. Проводятся занятия, посвящённые известным шахматным чемпионам мира, встречи с ветеранами шахмат.

Периодически проводятся диагностика воспитанников (2 раза в год). Методом включенного педагогического наблюдения и с помощью опросника. Анализируется:

  • Диагностика обученности детей;
  • Диагностика личностного развития обучающихся;
  • Диагностика удовлетворённости детей занятиями.

Программа 1— года обучения

1 . Введение. Знакомство с детьми; анкетирование обучающихся. Ознакомление с программой; инструктаж по ТБ.

2. Шахматная доска,

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания:

  • «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонталей шахматной доски кубиками или пешками;
  • «Вертикаль», «Диагональ» - аналогично предыдущему.

3. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, ферзь, король, конь, пешка.

Дидактические игры и задания:

  • «Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры и каждый ребенок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана;
  • «Угадай-ка» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а Дети должны догадаться, что это за фигура.

4. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой фигуры в начальной позиции,

правило - «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,

диагоналями и Начальной расстановкой фигур

Дидактические игры и задания:

  • «Мяч» - педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении и

бросает мяч ученику; если утверждение верно, мяч следует поймать.

5. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные

слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, королевские пешки,

взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания:

  • «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса, у ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.; педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всею фигура против фигуры);
  • «Один в поле воин» — белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре;
  • «Взятие» - из нескольких взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

6. Цель шахматной партии

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировки и их правила.

Дидактические игры и задания:

  • «Шах или не шах» - стоит ли король под шахом или нет;
  • «Дай шах»;
  • «Защита от шаха» - король должен защититься от шаха.

7.  Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:

  • «Два хода» – для того, чтобы воспитанник научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога он отвечает двумя своими ходами.

8. Соревновательная практика. Ежегодно оформляется приложением.

Базовый учебно-тематический план 1-го года обучения

Название раздела

Кол-во часов

Вариант 1

Вариант 2

1

Введение

1

1

2

Шахматная доска

1

4

3

Шахматные фигуры

1

2

4

Начальная расстановка фигур

1

2

5

Ходы и взятие фигур

12

20

6

Цель шахматной партии

6

10

7

Игра всеми фигурами из начального положения

12

20

8

Соревновательная практика

5

19

Всего:

39

78

Примечания:

  1. Учебный год рассчитан, как правило, на 39 недель. В случае изменения сроков начала учебного года по объективным причинам происходит корректировка программы (уменьшение количества часов по 5-му разделу).
  2. Деятельность обучающихся по 8-му разделу учебного плана проводится в течение учебного года в зависимости от планов школы, районного и городского спорткомитетов.

Программа 2-го года обучения

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранжу. Чемпионы,

  1. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии.

Запись начального положения.

Дидактические игры и Задания:

  • «Назови вертикаль»;
  • «Какого цвета поля?»;
  • «Кто быстрее?»;
  • «Вижу Цель».

  1. Ценность Шахматных фигур.

Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания:

  • «Кто сильнее?» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
  • «Выигрыш материала»;
  • «Защита» - нужно найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания:

  • «Шах или мат»;
  • «Мат или пат»;
  • «Мат в один ход»;
  • «На крайнюю линию»;
  • «В угол»;
  • «Ограниченный король».

  1. Достижение мата баз жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле (в начале, в середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания:

  • «Объяви мат в два хода»;
  • «Защита от мата».

  1. Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций. Комбинации для достижения ничьей (вечный шах, патовые комбинации и др.)

Дидактические игры и задания:

  • «Объяви мат в два хода»;
  • «Сделай ничью»;
  • «Выигрыш материала»,

  1. Соревновательная практика.

Ежегодно оформляется приложением.


Базовый учебно-тематический план 2-го года обучения
( 2016-2017 уч. год)

Название раздела

Кол-во часов

Вариант 1

Вариант 2

1

Повторение пройденного материала

4

6

2

Краткая история шахмат

1

2

3

Шахматная нотация

1

4

4

Ценность шахматных фигур

4

8

5

Техника матования одинокого короля

6

13

6

Достижение мата без жертвы материала

6

12

7

Шахматная комбинация

10

33

8

Соревновательная практика

7

39

Всего:

39

117

Примечания:

  1. Учебный год рассчитан, как правило, на 39 недель. В случае изменения сроков начала учебного года по объективным причинам происходит корректировка программы (уменьшение количества часов по 5-му разделу).
  2. Деятельность обучающихся по 8-му разделу учебного плана проводится в течение учебного года в зависимости от планов школы, районного и городского спорткомитетов.

Программа 3-го года обучения

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Основы дебюта

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

  1. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в шахматной партии. Тактические приёмы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Двойной шах. Комбинации для достижения ничьей.

  1. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против коня, слона, ладьи (простые случаи), ферзя. Матование двумя слонами. Матование слоном и конём. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Оппозиция. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

  1. Соревновательная практика.

Ежегодно оформляется приложением

Базовый учебно-тематический план 3-го года обучения

Название раздела

Кол-во часов

Вариант 1

Вариант 2

1

Повторение пройденного материала

2

6

2

Основы дебюта

8

24

3

Основы миттельшпиля

8

24

4

Основы эндшпиля

8

24

5

Соревновательная практика

13

39

Всего:

39

117

Программа 4-го года обучения

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Углубленное изучение дебютов.

Итальянская, испанская, шотландская партия. Королевский и шотландский гамбиты.

  1. Типичные матовые позиции в миттельшпиле.

План игры при рокировках в разные стороны. Ослабленные позиции короля, план игры при них. Матование короля с помощью двойного шаха. Ослабленные 8-я и 1-я горизонталь.

  1. Углубленное изучение эндшпиля.

Ладейные окончания. Коневые окончания. Пешка на 7-й и 2-й горизонтали против ферзя.

  1. Соревновательная практика.

Ежегодно оформляется приложением

Базовый учебно-тематический план 4-го года обучения

Название раздела

Кол-во часов

Вариант 1

Вариант 2

1

Повторение пройденного материала

2

6

2

Углубленное изучение дебютов

8

24

3

Типичные матовые позиции в миттельшпиле

8

24

4

Углубленное изучение эндшпиля

8

24

5

Соревновательная практика

13

39

Всего:

39

117


Приложение №1

Примерный календарь соревнований на 2016-2017 учебный год

Название мероприятия

Месяц

1

Первенство Октябрьского района «Белая ладья»

Октябрь

2

Первенство «Озорная ладья» 4-е этапа

Октябрь, Январь, Март, Май

3

Первенство школы №195 среди среднего звена

Март, Апрель

4

Турниры на первенство класса

Апрель, Май

5

Турниры среди классов начальной школы        

Май

6

Сеансы одновременной игры с ветеранами шахмат

В течение года

7

Классификационные турниры на юношеские разряды

В течение года

Приложение №2

Инструктаж по технике безопасности

Правила поведения на занятиях:

  1. Аккуратно обращаться с инвентарем (шахматы и шахматные часы);
  2. Не качаться на стульях;
  3. На переменах не толкаться и не бегать по школе;
  4. Не открывать окна;

Правила поведения при поездках на соревнования:

  1. Переходить дорогу только вместе с педагогом;
  2. Отлучаться с турниров можно только с разрешения педагога;
  3. В транспорте вести себя соответственно нормам поведения.

Приложение №3

Перечень знаний, умений и навыков обучающихся

На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 1-го года обучения:

ЗНАЮТ:

  1. Шахматные термины:
  • Белое и черное поле;
  • Горизонталь;
  • Вертикаль;
  • Диагональ;
  • Центр;
  • Партнеры;
  • Длинная и короткая рокировки;
  • Шах, мат, пат;
  • Ничья;
  1. Названия шахматных фигур;
  2. Правила хода и взятия каждой фигуры;

УМЕЮТ:

  1. Ориентироваться на шахматной доске;
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3. Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  4. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  5. Рокировать;
  6. Объявлять шах, ставить мат;
  7. Решить задачи на мат в один ход.

На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 2-го года обучения:

ЗНАЮТ:

  1. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур;
  2. Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

УМЕЮТ:

  1. Записывать шахматную партию;
  2. Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  3. Проводить элементарные комбинации.

На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 3-го года обучения:

ЗНАЮТ:

  1. Принципы игры в дебюте;
  2. Основные тактические приемы;
  3. Что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция.

УМЕЮТ:

  1. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  2. Находить несложные тактические удары;
  3. Точно разыгрывать точнейшие окончания.

На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 4-го года обучения:

ЗНАЮТ:

  1. Знают итальянскую, испанскую, шотландскую партии;
  2. Что такое комбинация;
  3. Основные правила судейства соревнования;

УМЕЮТ:

  1. Провести комбинацию;
  2. Разыгрывать ладейные, коневые и пешечные окончания;
  3. Применять основные тактические приемы:
  • Открытое нападение
  • Связка
  • Двойной удар

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократическ...

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта

В данной статье содержится материал о группах детей с высокой, средней и тяжелой степенью адаптации, даны понятия о различных видах адаптации: социальной,физиологической, социально-психологической. В ...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных  технологий в работе учителя....

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...