Реализация федерального проекта "Шахматы в школе" в МАОУ НОШ г. Ядрина
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Проект Российской шахматной федерации «Шахматы в школах» реализуется в Чувашской Республике с 2017 года при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, а также при содействии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики. Проект направлен на совершенствование условий для организации занятий шахматами в общеобразовательных учреждениях Чувашии, проведение физкультурно-спортивных мероприятий для школьников, развитие познавательных способностей обучающихся, повышающих усвоение учебных дисциплин, а также на формирование рейтинга образовательных организаций Чувашской Республики по уровню организации преподавания шахмат и физкультурно-спортивной работы.
Проект в рамках внедрения ФГОС в начальной школе подразумевает постепенное проникновение шахмат в систему начального школьного образования и направлен на формирование специальных знаний и навыков, чтобы каждый обучающийся в дальнейшем обладал:
- умением мыслить, как логически, так и творчески;
- развитой интуицией;
- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
- хорошей, отличной памятью;
- умение планировать, анализировать, контролировать;
- самодисциплиной и самоконтролем;
- развитой фантазией и воображением;
- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы.
Социальный проект "Такие удивительные шахматы» отражает поиск действенных форм и методов знакомства с шахматами и обучения детей шахматной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы в школе | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа»
г. Ядрина Чувашской Республики
Федеральный проект
«Шахматы в школе»
Проектная работа
«Шахматы в школе МАОУ НОШ г. Ядрина»
Автор:
Рыжакова Вера Михайловна,
учитель начальных классов и
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Ядрин-2020
Пояснительная записка
Проект Российской шахматной федерации «Шахматы в школах» реализуется в Чувашской Республике с 2017 года при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, а также при содействии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики. Проект направлен на совершенствование условий для организации занятий шахматами в общеобразовательных учреждениях Чувашии, проведение физкультурно-спортивных мероприятий для школьников, развитие познавательных способностей обучающихся, повышающих усвоение учебных дисциплин, а также на формирование рейтинга образовательных организаций Чувашской Республики по уровню организации преподавания шахмат и физкультурно-спортивной работы.
1.Введение
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, таких, как внимание, восприятие, воображение, память, мышление, а также развиваются начальные формы управления поведением.
Данный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен и прост. В программе приводится перечень шахматных игр, перечень различных дидактических игр и заданий.
Программа рассчитана на четыре года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста.
Еженедельная нагрузка для программы «Шахматы – школе» - 1 час в неделю.
Еженедельная нагрузка для шахматного кружка:
- 1 год обучения – 1 часа в неделю;
- 2, 3, 4 годы обучения – 1 часа в неделю.
При реализации программы обучающиеся имеют возможность освоить начальный и средний уровень подготовки.
2.Цели и задачи проекта
Цель: содействие развитию личности ребёнка через игру в шахматы.
Задачи:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Формирование коммуникативных навыков обучающихся;
- Содействие ребёнку в поисках собственной «ниши» (значимости, важности, нужности);
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развитие волевой среды ребёнка;
- Развитие интеллектуальных способностей (внимание, память, мышление, воображение);
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Формирование у обучающихся знаний и умений игры в шахматы;
- Формирование у детей знаний по участию в соревнованиях (правила, судейство).
Принципы отбора содержания образования
В основе данной программы использована программа, рекомендованная Управлением общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации И.Г. Сухина «Шахматы – школе».
Введение курса «Шахматы – школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, позволяющие сделать обучение радостным и поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом знаний становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
На занятиях в детском объединении «Шахматы» развивающая функция обучения выдвигается на первый план. Она в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей.
Программа каждого года обучения состоит из нескольких разделов: из 8 разделов в первый и второй года обучения и из 5 разделов в третий и четвертый года обучения. Основной темой первого года обучения является тема «Ходы и взятие фигур», 2-го года обучения – «Шахматная комбинация», 3-го года обучения – «Основы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля», 4-го года обучения – «Углубленное изучение дебюта, эндшпиля и комбинаций».
Важное место уделяется соревновательной практике. Это содействует высокой мотивации обучающихся.
Первостепенным становится методическое обеспечение педагогической деятельности. Помимо программы И.Г.Сухина приходится постоянно активно пополнять свой методический багаж, применяя в работе и тренерский опыт своих коллег, и свои собственные наработки.
4.Пути реализации цели и задач программы
На занятиях используются формы организации:
- Групповые;
- Индивидуальные;
- Коллективные
Нетрадиционные формы работы:
- Практическая и теоретическая части занятий, как правило, проводятся в игровой форме: «Мяч», «Волшебный мешочек», «Отыщи клад» и т.д., в практической деятельности используются более 30-ти дедактических игр и заданий (некоторые являются авторскими);
- Теоретические задания, викторины, кроссворды, праздники шахмат и т.д.
Стараюсь выбирать такие формы работы, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям: на занятиях предлагаю обучающимся задачи различной степени сложности, соперников стараюсь посадить друг с другом по силам, и т.д. Это позволяет поддерживать не только интерес к шахматам, но и повышает уровень самооценки. Проводятся занятия, посвящённые известным шахматным чемпионам мира, встречи с ветеранами шахмат.
Периодически проводятся диагностика воспитанников (2 раза в год). Методом включенного педагогического наблюдения и с помощью опросника. Анализируется:
- Диагностика обученности детей;
- Диагностика личностного развития обучающихся;
- Диагностика удовлетворённости детей занятиями.
Программа 1— года обучения
1 . Введение. Знакомство с детьми; анкетирование обучающихся. Ознакомление с программой; инструктаж по ТБ.
2. Шахматная доска,
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания:
- «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонталей шахматной доски кубиками или пешками;
- «Вертикаль», «Диагональ» - аналогично предыдущему.
3. Шахматные фигуры.
Белые, черные, ладья, ферзь, король, конь, пешка.
Дидактические игры и задания:
- «Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры и каждый ребенок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана;
- «Угадай-ка» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а Дети должны догадаться, что это за фигура.
4. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой фигуры в начальной позиции,
правило - «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и Начальной расстановкой фигур
Дидактические игры и задания:
- «Мяч» - педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении и
бросает мяч ученику; если утверждение верно, мяч следует поймать.
5. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные
слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
- «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса, у ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.; педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всею фигура против фигуры);
- «Один в поле воин» — белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре;
- «Взятие» - из нескольких взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
6. Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировки и их правила.
Дидактические игры и задания:
- «Шах или не шах» - стоит ли король под шахом или нет;
- «Дай шах»;
- «Защита от шаха» - король должен защититься от шаха.
7. Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания:
- «Два хода» – для того, чтобы воспитанник научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога он отвечает двумя своими ходами.
8. Соревновательная практика. Ежегодно оформляется приложением.
Базовый учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Шахматная доска | 1 | 4 |
3 | Шахматные фигуры | 1 | 2 |
4 | Начальная расстановка фигур | 1 | 2 |
5 | Ходы и взятие фигур | 12 | 20 |
6 | Цель шахматной партии | 6 | 10 |
7 | Игра всеми фигурами из начального положения | 12 | 20 |
8 | Соревновательная практика | 5 | 19 |
Всего: | 39 | 78 |
Примечания:
- Учебный год рассчитан, как правило, на 39 недель. В случае изменения сроков начала учебного года по объективным причинам происходит корректировка программы (уменьшение количества часов по 5-му разделу).
- Деятельность обучающихся по 8-му разделу учебного плана проводится в течение учебного года в зависимости от планов школы, районного и городского спорткомитетов.
Программа 2-го года обучения
- Повторение пройденного материала.
- Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранжу. Чемпионы,
- Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Дидактические игры и Задания:
- «Назови вертикаль»;
- «Какого цвета поля?»;
- «Кто быстрее?»;
- «Вижу Цель».
- Ценность Шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания:
- «Кто сильнее?» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
- «Выигрыш материала»;
- «Защита» - нужно найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
- Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
- «Шах или мат»;
- «Мат или пат»;
- «Мат в один ход»;
- «На крайнюю линию»;
- «В угол»;
- «Ограниченный король».
- Достижение мата баз жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле (в начале, в середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания:
- «Объяви мат в два хода»;
- «Защита от мата».
- Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций. Комбинации для достижения ничьей (вечный шах, патовые комбинации и др.)
Дидактические игры и задания:
- «Объяви мат в два хода»;
- «Сделай ничью»;
- «Выигрыш материала»,
- Соревновательная практика.
Ежегодно оформляется приложением.
Базовый учебно-тематический план 2-го года обучения
( 2016-2017 уч. год)
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Повторение пройденного материала | 4 | 6 |
2 | Краткая история шахмат | 1 | 2 |
3 | Шахматная нотация | 1 | 4 |
4 | Ценность шахматных фигур | 4 | 8 |
5 | Техника матования одинокого короля | 6 | 13 |
6 | Достижение мата без жертвы материала | 6 | 12 |
7 | Шахматная комбинация | 10 | 33 |
8 | Соревновательная практика | 7 | 39 |
Всего: | 39 | 117 |
Примечания:
- Учебный год рассчитан, как правило, на 39 недель. В случае изменения сроков начала учебного года по объективным причинам происходит корректировка программы (уменьшение количества часов по 5-му разделу).
- Деятельность обучающихся по 8-му разделу учебного плана проводится в течение учебного года в зависимости от планов школы, районного и городского спорткомитетов.
Программа 3-го года обучения
- Повторение пройденного материала.
- Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
- Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в шахматной партии. Тактические приёмы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Двойной шах. Комбинации для достижения ничьей.
- Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против коня, слона, ладьи (простые случаи), ферзя. Матование двумя слонами. Матование слоном и конём. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Оппозиция. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
- Соревновательная практика.
Ежегодно оформляется приложением
Базовый учебно-тематический план 3-го года обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Повторение пройденного материала | 2 | 6 |
2 | Основы дебюта | 8 | 24 |
3 | Основы миттельшпиля | 8 | 24 |
4 | Основы эндшпиля | 8 | 24 |
5 | Соревновательная практика | 13 | 39 |
Всего: | 39 | 117 |
Программа 4-го года обучения
- Повторение пройденного материала.
- Углубленное изучение дебютов.
Итальянская, испанская, шотландская партия. Королевский и шотландский гамбиты.
- Типичные матовые позиции в миттельшпиле.
План игры при рокировках в разные стороны. Ослабленные позиции короля, план игры при них. Матование короля с помощью двойного шаха. Ослабленные 8-я и 1-я горизонталь.
- Углубленное изучение эндшпиля.
Ладейные окончания. Коневые окончания. Пешка на 7-й и 2-й горизонтали против ферзя.
- Соревновательная практика.
Ежегодно оформляется приложением
Базовый учебно-тематический план 4-го года обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Повторение пройденного материала | 2 | 6 |
2 | Углубленное изучение дебютов | 8 | 24 |
3 | Типичные матовые позиции в миттельшпиле | 8 | 24 |
4 | Углубленное изучение эндшпиля | 8 | 24 |
5 | Соревновательная практика | 13 | 39 |
Всего: | 39 | 117 |
Приложение №1
Примерный календарь соревнований на 2016-2017 учебный год
№ | Название мероприятия | Месяц |
1 | Первенство Октябрьского района «Белая ладья» | Октябрь |
2 | Первенство «Озорная ладья» 4-е этапа | Октябрь, Январь, Март, Май |
3 | Первенство школы №195 среди среднего звена | Март, Апрель |
4 | Турниры на первенство класса | Апрель, Май |
5 | Турниры среди классов начальной школы | Май |
6 | Сеансы одновременной игры с ветеранами шахмат | В течение года |
7 | Классификационные турниры на юношеские разряды | В течение года |
Приложение №2
Инструктаж по технике безопасности
Правила поведения на занятиях:
- Аккуратно обращаться с инвентарем (шахматы и шахматные часы);
- Не качаться на стульях;
- На переменах не толкаться и не бегать по школе;
- Не открывать окна;
Правила поведения при поездках на соревнования:
- Переходить дорогу только вместе с педагогом;
- Отлучаться с турниров можно только с разрешения педагога;
- В транспорте вести себя соответственно нормам поведения.
Приложение №3
Перечень знаний, умений и навыков обучающихся
На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 1-го года обучения:
ЗНАЮТ:
- Шахматные термины:
- Белое и черное поле;
- Горизонталь;
- Вертикаль;
- Диагональ;
- Центр;
- Партнеры;
- Длинная и короткая рокировки;
- Шах, мат, пат;
- Ничья;
- Названия шахматных фигур;
- Правила хода и взятия каждой фигуры;
УМЕЮТ:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Рокировать;
- Объявлять шах, ставить мат;
- Решить задачи на мат в один ход.
На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 2-го года обучения:
ЗНАЮТ:
- Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур;
- Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
УМЕЮТ:
- Записывать шахматную партию;
- Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- Проводить элементарные комбинации.
На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 3-го года обучения:
ЗНАЮТ:
- Принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы;
- Что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция.
УМЕЮТ:
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- Находить несложные тактические удары;
- Точно разыгрывать точнейшие окончания.
На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 4-го года обучения:
ЗНАЮТ:
- Знают итальянскую, испанскую, шотландскую партии;
- Что такое комбинация;
- Основные правила судейства соревнования;
УМЕЮТ:
- Провести комбинацию;
- Разыгрывать ладейные, коневые и пешечные окончания;
- Применять основные тактические приемы:
- Открытое нападение
- Связка
- Двойной удар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократическ...
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта
В данной статье содержится материал о группах детей с высокой, средней и тяжелой степенью адаптации, даны понятия о различных видах адаптации: социальной,физиологической, социально-психологической. В ...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных технологий в работе учителя....
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...